Идём в детский сад и не паникуем
С 15 июня начались новые наборы в детские сады Смоленска и Смоленской области. Как помочь ребёнку адаптироваться в первое время и перестать паниковать, рассказала директор детского сада № 24 города Смоленска Оксана СУЛИМЕНКО.
У вас здесь к деткам по-другому относятся!
– Оксана Викторовна, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в сфере дошкольного образования? Почему именно профессия «воспитатель» вас заинтересовала?
– То, что я стану педагогом, я знала уже в шесть лет. Когда спрашивали, кем я хочу быть, я отвечала: «Я хочу или лечить людей, или учить». Но так как я боюсь лягушек, а мне сказали, что в мединституте необходимо их резать, выбор был сделан в пользу учительства. Дело в том, что я старшая в семье. Нас трое, а разница с братом и сестрой у нас пять с половиной и шесть с половиной лет. И я для них сразу стала как будто бы няней. С самого детства я считала, что профессии «воспитатель» и «учитель» – самые важные. И я до сих пор считаю, что педагог – это тот человек, которого надо во всём поддерживать, понимать, уважать, и это тот человек, который даёт нам дорогу в будущее. Я вообще с восторгом вспоминаю своих воспитателей, учителей. И мне кажется, что я по призванию пришла.
В детском саду я начала работать в 17 лет няней. В 18 лет меня перевели на работу воспитателя, и вот уже в этом году будет 32 года моего стажа.
В саду № 24 я работаю шестой год и считаю, что мне очень повезло. В нашем коллективе очень опытные сотрудники. Они все разные, у всех разные судьбы, но их объединяет то, что они к детям относятся как к своим родным. В сад ходят дети из многодетных семей – у нас 50 льготников! На сегодняшний день в ясельках 23 места, а 50 человек стоят в очереди! И это несмотря на то, что садов рядом много. Но родители хотят отдать ребёнка именно к нам, и меня это, конечно, очень радует. Мне говорят: «У вас здесь к деткам по-другому относятся!»
– Как родителю и ребёнку подготовиться к новому этапу жизни – детскому саду?
– Детский сад – это короткий, но важный период в жизни ребёнка. В эти годы формируется его личность, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, закладывается фундамент, на котором будет строиться всё дальнейшее обучение ребёнка. Очень важно, чтобы этот фундамент был надёжным и прочным.
Мне кажется, для нас как педагогов очень важно создать правильное первое впечатление. Как ты встретишь родителя, как успокоишь. Большинство мам, пап и сердобольных бабушек переживают расставание не меньше своих малышей.
Если ваш малыш очень привязан к маме и болезненно переживает расставание с ней, то в первое время лучше папе отводить ребёнка в садик. Психологи утверждают, что дети обычно с папами легче расстаются, поскольку они уже привыкли, что папы каждое утро уходят на работу.
Никогда не стоит пугать ребёнка детским садом. Избегайте фраз: «Будешь плохо себя вести, пойдёшь в садик», «Ну, ты и капризный, отведу в садик, там воспитатель научит тебя, как вести себя правильно» и так далее. Угрожая ребёнку садиком, вы способствуете тому, чтобы у него формировалось негативное отношение и к воспитателю, и к самому учреждению. О садике всегда следует говорить только хорошее. Если мама идёт утром с хорошим настроением, говорит: «Доченька, я тебя очень люблю. Давай, ты в садик, я на работу, вечером я тебя заберу, мы пойдём погуляем!» И вот это всё на позитиве, тогда ребёнку идти легче.
Утреннее расставание в детском саду непременно должно быть тёплым и коротким (без лишних сюсюканий и уговоров). Следует объяснить ребёнку, что вы скоро обязательно за ним придёте, но сейчас вам необходимо уйти. Не стоит долго прощаться и, уходя, ежесекундно оборачиваться. Чем быстрее вы уйдёте, тем быстрее ребёнок успокоится. В противном случае вам позвонят из сада и попросят прийти.
Я в каждой группе бываю ежедневно по нескольку раз. Детки сразу спрашивают: «Меня заберут?» Отвечаю: «Конечно, заберут!» Малыши должны знать, что всё будет хорошо.
Очень многое зависит от воспитателя. Хорошо, если педагог с утра встречает ребёнка с улыбкой, с фразой: «Ну пойдём, мы тебя так ждали, мы соскучились».
Утреннее расставание все переживают по-разному: кому-то надо поплакать две минуты у окна, и он потом будет спокоен. У меня есть ребёнок в подготовительной группе. И вот у него ритуал, на который уже никто не обращает внимания: ему надо зайти, ровно минуту поплакать, и всё хорошо. Я говорю: «Что такое?» Он отвечает: «Ну вы ж знаете, так надо!»
У родителей тоже бывают ритуалы. Вот одна мама ровно две минуты прощается с ребенком. Чуть затянет, и ребёнок начинает плакать. Мама говорит мне: «Два слова лишних сказала».
– Обычно ребёнку первое время сложно в садике, но бывает же и наоборот: он с удовольствием ходит первую неделю, ему всё нравится, а потом он вдруг начинает плакать и хочет остаться дома. Что делать в таких ситуациях? Почему они происходят?
– Это бывает в тех случаях, когда ребёнка до сада часто водили в новые места, знакомили с новыми людьми. В саду ребёнок начинает понимать, что раньше мама была в поле зрения и можно было в любой момент уйти с ней, а сейчас мамы нет, и малыш начинает скучать. И в таких случаях утром начинается процесс манипуляции: «Мамочка, я тебя так люблю, давай я дома буду тебе помогать, на работу с тобой пойду и буду сидеть там тихо-тихо, как мышка».
И тут у мамы часто срабатывает материнский инстинкт, и она сдаётся: «Хорошо, сегодня останешься дома, а завтра пойдешь в садик». А ребёнок понимает: «Ага, завтра я пойду, а послезавтра я повторю маме этот фокус. И если не сработает с мамой, пойду к папе и бабушке». В этот момент нужно проявить жёсткость. Нужно сказать, что у каждого своё дело: родители ходят на работу, а дети – в садик или школу. Рассказать о том, столько всего интересного ждет ребёнка в саду: «Представляешь, ты сегодня не сходишь и пропустишь рисование/музыкальное занятие!» (вы же знаете, что дети делают по расписанию).
Здесь надо проявить твёрдость. Можете потом сесть в машину и заплакать, но – не при детях. Как только вы дадите слабину, они начнут манипулировать.
После сада спросите, что ребёнок нарисовал, какую цифру, букву узнал. Не фокусируйте внимание на отрицательных событиях. И воспитателю ведь очень приятно, когда родитель интересуется не только тем, ел ребёнок или нет, но и какими творческими упражнениями он занимался.
О вкусной и здоровой пище
– Часто дети, придя в садик, видят совершенно новую для них еду. Не такую, как дома. Нужно ли ребёнка заранее приучать к тем блюдам, которые будут давать в саду?
– Не зря же для мам чётко расписывают время прикорма ребёнка, и мы с вами, когда прикармливаем ребёнка, должны сразу переходить на ту пищу, которую будут давать в детском саду. Когда приводят ребёнка в сад, сразу заметно, кушает ли он дома кашу, кушает ли он дома суп или ест из баночки. Сейчас дети более-менее едят котлету и пюре, потому что это похоже на еду из баночки. А пищу, которую надо жевать, им тяжеловато есть.
Но то, как наши детки умеют жевать, сказывается на их речи. Сегодня у моего логопеда на приёме 28 детей из 30 ходящих в группу! Вспомните, раньше не было такой проблемы, потому что с детства деткам давали печенье, которое надо было грызть, сушку, баранку. Возьмём вообще старину – кусок сала детям давали.
По тому, что делают дети в саду, тоже можно судить об их домашнем питании. Например, даже в ясельной группе дети иногда играют в сюжетно-ролевые игры. Например, они «готовят», у них большой ассортимент блюд. Я могу прийти, а они мне говорят: «Вы будете кофе?» Я спрашиваю: «А с чем у вас кофе?» Дети пытаются выговорить слово «круассан». Я спрашиваю: «А это что?» А они отвечают: «А это курица». «А какая? Жареная? Вареная?» – «Гриль!» Сразу видно, разнообразное ли у ребёнка питание.
Конечно, у нас дома не дают такого количества овощей. Максимум, огурчик, помидорчик. Но для здоровья надо приучать к той же капусте, картошке, морковке. Мы осенью обязательно делаем салат из свежей морковки, и первое время дети не могут понять, что это такое.
Меню в саду разрабатывается с учётом пожелания родителей. Мы вводим блюдо и смотрим, едят ли его дети, если не едят, мы его исключаем. Замечательно идёт, допустим, творожная запеканка с грушей. Хорошо едят пюре с картошкой и морковкой. Мы делаем овощное пюре, которое наш повар называет «французским супом».
Обязательно нужно приучать ребенка есть рыбу, печень. Хотя понятное дело, что дети больше любят сосиски.
Я ни в коем случае не осуждаю наших родителей. Сейчас жизнь такая – очень быстрая, много всего надо успеть, надо заработать. Если будешь сидеть на одном месте, в семье ничего не будет. А приготовление пищи – это большой труд, на который нужно время.
О самостоятельности
– Что должен уметь делать ребёнок к детскому саду?
– Нужно приучать ребёнка держать кружку и ложку. Многие родители привыкли сами кормить своего малыша. И дети в саду продолжают ждать, когда их накормит воспитатель. Понятно, что воспитатель не оставит голодным ребёнка. Но если каждого кормить с ложки, к последнему еда придет холодной, а первый уже уснёт.
Учить держать ложку нужно ещё в семь месяцев. Это такой возраст, когда ребёнок сам хочет всё делать. Да, всё пространство вокруг будет в еде, но зато потом к детскому саду малыш будет уже полностью самостоятелен в плане приёма пищи. Вы сможете спокойно посадить ребёнка кушать и заниматься своими делами.
Я всегда говорю родителям: «Для того, чтобы вам самим было легче, научите вашего ребёнка быть самостоятельным!» Если заниматься с ребёнком, он очень быстро становится твоим помощником.
– К детскому саду ребёнок в норме должен уметь ходить на горшок, но я знаю, что многие дети приходят в детский сад в памперсах.
– Пользоваться памперсами очень удобно, но отучать от них необходимо. И процесс это довольно длительный. Вы же сами прекрасно знаете, что в один день взрослые от своих привычек не отвыкают. И ребёнок по щелчку не сможет отвыкнуть от памперса или соски.
Сейчас лето, и это самое благодатное время для отучения от подгузников. Да, конечно, вы можете привести ребёнка в них. Но всё равно воспитатели будут приучать садиться на горшочек. Мне одна мама сказала: «Моему ребенку три с половиной года, и мы пользуемся памперсом. Каждый ребенок индивидуален». Я согласна, конечно, индивидуален, но в норме к трём годам ребёнок должен ходить без подгузника. Лучше, если вы с раннего возраста будете ребёнку надевать памперс только в поликлинику и зимой на прогулку. А в садик вместо подгузников лучше положите в пакетик десять сменных трусов.
– А какую одежду ребёнку вообще стоить носить в сад?
– Родителям всегда хочется красиво одеть ребёнка, но, чтобы потом не было стресса ни для вас, ни для ребёнка, ни для воспитателя, не надо надевать новую дорогую одежду. Пока ребёнок маленький, пока он адаптируется, на груди может быть и каша, и всё что хочешь. Малыш вылить на себя может суп или кружку сока.
Всё по расписанию
– А нужно ли соблюдать режим до и вне детского сада?
– Очень важно приучать ребёнка к режиму. Иначе ему будет тяжело. У меня есть ребёнок, который приходит рано утром в садик и досыпает на маленьком диванчике. Видимо, накануне вечером он ложится очень поздно спать. И поэтому утром – хоть потоп – он спит. Ему, конечно, тяжело. Режим ребёнку нужен обязательно! Тихий час – обязательно!
– Многие дети засыпают только рядом с мамой. Как в садике справляются с этой проблемой?
– Ребёнок должен засыпать самостоятельно, без мамы. Конечно, воспитатель в саду подойдёт, накроет, но сидеть с каждым он не может. Есть дети, которые спят, вдруг резко просыпаются, смотрят, есть ли воспитатель в поле зрения, и опять засыпают. Значит, у них постоянно тревожное состояние, при котором необходимо, чтобы рядом был взрослый.
Раньше с этой ситуацией очень хорошо работали в женских консультациях. Сейчас, к сожалению, там этого не делают. Но всю необходимую информацию по адаптации ребёнка можно найти в Интернете. Некоторые родители заранее приходят в детский сад и всё узнают. Мы никогда не отказываем в информации.
Ребёнка надо «не понимать»
– При устройстве в детский садик у ребёнка проверяют речевое развитие. Но дети совершенно по-разному к двум годам разговаривают. Есть те, кто уже говорит полными предложениями, а есть малыши, знающие всего 40-50 слов. Однако походив в садик всего неделю, ребёнок вдруг начинает болтать без умолку. Почему так происходит? Что это за волшебство?
– Если ребёнок мало говорит, я всегда задаю родителям вопрос: «Когда ваш малыш хочет чего-нибудь, как вы себя ведёте?» А поведение в этом случае довольно распространённое: ребёнок только посмотрел на кружку, а мама ему уже пить даёт! Родитель понимает с полувзгляда, что хочет его дитё, и сразу исполняет желание. Так делать не надо! Пусть ребёнок пытается сказать, что он хочет. Как правило, дети ленятся говорить. В детском саду никто так не «понимает». И вы старайтесь «не понимать» ребёнка. Кроме того, важно читать ребёнку книги, задавать вопросы по прочитанному, просить его рассказать продолжение известной ему сказки. Если вы сами не будете провоцировать ребёнка на разговор, он и не будет говорить. Конечно, нам же легче самим всё сделать, нежели ждать, пока ребёнок пятьдесят раз повторит, но это неправильное поведение. Важно также сразу же учить ребёнка словам «пожалуйста», «спасибо», «здравствуйте».
Центр Вселенной
– Важно ли прививать уважительное отношение к старшим? Или ребёнок должен быть «центром Вселенной»?
– Европейское воспитание, конечно, пагубно влияет на нас. Испокон веков в России культивировалось уважение к старшим. Дома, на работе, в школе и так далее. Дети ухаживали за стариками. А сейчас детей принято всё время «по головке гладить». Конечно, я не говорю, что надо детей бить или унижать как личность. Нет! Но нельзя забывать правила хорошего тона. Это же прекрасно, когда ребёнок в четыре–пять лет знает, что в транспорте нужно уступить место пожилому человеку! Это показатель правильного воспитания в семье.
Когда я работала воспитателем в Красном бору, была такая ситуация. В автобус передо мной зашла мама вместе с ребёнком, моим воспитанником.
Она меня не видела. И вот ребёнок к ней обращается: «Мама, бабушке место надо уступить. Оксана Викторовна говорит, что место старшим надо уступать». На что мама отвечает: «Мало ли что говорит твоя Оксана Викторовна». И в этот момент она замечает меня.
Ей было, конечно, очень неловко. А я сказала: «Я могу говорить, конечно, всё что угодно, но жить-то с этим ребёнком вам. Вы подумайте, а уступит ли потом он вам место?»
Многие воспитатели говорят сейчас о том, что трудно работать с детьми, потому что трудно работать с их родителями.
– Когда у ребёнка случаются конфликты в детском саду, как вести себя родителям?
– Важно спокойно реагировать на все жалобы ребёнка. Надо малыша расспросить о сложившейся ситуации и максимально трезво постараться её оценить. Бывает, что ребёнок жалуется на то, что его обидела воспитательница. В таких случаях не надо сразу бежать сломя голову: «Ну я сейчас разберусь!» Нужно попытаться успокоить ребёнка. Объяснить, что если воспитатель делает замечание, это не значит, что он плохой человек: «Я же тоже на тебя иногда ругаюсь, но я же хорошая?»
Однако обязательно потом стоит поговорить с воспитателем без ребёнка и узнать её версию происходящего. Дети должны понимать, что родители на их стороне, но не безбашенно. Иногда слышу: «Только мой ребёнок прав!» Ну, не всегда… Ситуации в жизни бывают разные.
– Сейчас всё чаще поступают предложения поставить камеры в помещениях сада, чтобы родители могли полностью контролировать пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. Вы считаете это правильным?
– Есть камеры или нет, я требую от воспитателей постоянной собранности и внимательности, я говорю: «Девочки, вы зашли в группу, и глаза у вас со всех сторон должны быть». Насчёт камер… Если воспитатель делает всё, как положено, ему нечего бояться. Но мне кажется, что отсматривать записи должен только руководитель организации. Да, есть родители, которые хотят постоянную онлайн-трансляцию. Я всегда отвечаю им на это: «Какие вы счастливые, что можете в рабочее время сидеть в телефоне и смотреть, что делает ваш ребёнок». Здесь важно понимать один момент. Камеры транслируют изображение без звука. И многие действия воспитателя можно интерпретировать по-разному.
Например, один скажет, что воспитатель «взял» ребёнка за руку, другому покажется, что педагог «дёрнул» малыша. Но вообще видеокамеры помогают. У нас была конфликтная ситуация. Одна мама заявила, что в саду у ребёнка пропал сапог. Слава богу, на камере было видно, что мама из такси вытащила ребёнка уже в одном валеночке. Но это было две недели разбирательств и много нервов. Мы не могли никак доказать, что не теряли и не крали валенок, пока не показали ей видеозапись. Она, конечно, потом долго извинялась.
Пора в сад!
– С какого возраста лучше всего отдавать ребёнка в детский сад?
– Надо смотреть по ребёнку. Дети из многодетных семей, как правило, легко идут в любом возрасте в детский сад. На мой взгляд, полтора года – это ещё рановато, потому что дети ещё не самостоятельны. Я советую родителям прийти на площадку и наблюдать, как их ребёнок взаимодействует, контактирует с другими детьми. Если он всё время только у ваших ног играет, то ему очень тяжело будет находиться в группе. Если, наоборот, ребёнок так заигрывается с ровесниками или детками постарше, что вы его дозваться не можете – пора в сад! Детки, которые пошли в районе двух лет в сад, как правило, легче адаптируются, чем те, кому уже три с лишним.
Обращайте внимание на состояние здоровья ребёнка. Если малыш после каждого выхода на игровую площадку заболевает, значит, у него слабый иммунитет. Значит, надо сначала чуть-чуть укрепить здоровье, а потом уже вводить ребёнка в социум.
Кроме того, нужно обязательно подумать о том, что первые пять–шесть месяцев в саду ребёнок будет довольно часто подхватывать разные болезни. Надо принять тот факт, что больничный неизбежен, и постараться подстроиться так, чтобы ребёнок начал ходить в сад раньше окончания маминого декретного отпуска.
– Как понять, стоит ли вести ребёнка в сад или лучше оставить дома, если ребёнок не совсем здоров. Есть мнение, что только высокая температура повод не идти в сад, другие врачи советуют оставлять дома при малейшем насморке…
– Согласно санпину, с любыми признаками простудного заболевания вы должны сидеть дома. Но если мы, опять же, посмотрим с вами европейское отношение к этому вопросу, то увидим, что за границей только с высокой температурой ребёнок должен сидеть дома. Лично я считаю, что нужно оценить общее состояние ребёнка. Потому что сопли соплям рознь. Бывает, что сопли появляются не от простуды, а от строения носа или аллергии.
– Есть ли дети, которым детский сад не подходит?
– Все дети разные, поэтому, конечно, есть и те, кому детский сад не подходит. Если у родителей есть возможность заниматься дома с детьми, развивать их, водить на кружки, я думаю, что это тоже вполне допустимый и даже хороший способ воспитать ребёнка.
– Все дети замечательные?
– Все! Дети очень хорошие. И важно ребёнка любить, понимать, принимать, помогать ему и действовать в его интересах. Я и воспитатели нашего детского сада изо всех сил стараемся следовать этому правилу.
Мария ЛЕДОВСКАЯ
Фото: Мария ЛЕДОВСКАЯ, из архива Оксаны СУЛИМЕНКО