Чемпионка России Анастасия МАКСИМОВА: А в кикбоксинг меня не взяли…
«Бункай» (анализ), «оё»(применение), «хэнка»(вариации), «какуси»(скрытность) – эти и многие другие термины 19-летняя Анастасия знает не понаслышке. Нет, эта хрупкая девушка не учит японский, она – будущий юрист, занимается музыкой, изобразительным искусством и… каратэ. О значении победы и о времени, проведённом на татами, «СГ» рассказала чемпионка ЦФО, двукратная чемпионка России, призёр европейских соревнований, неоднократная чемпионка области, обладательница чёрного пояса Анастасия Максимова.– Настя, как и когда ты оказалась в столь оригинальном для девушки виде спорта?
– Изначально это было желанием родителей. К тому же братья занимались дзюдо, к ним я и присоединилась. Наверное, тогда никто не ожидал, что первоклассницу это так увлечёт. В пятом классе я перешла на каратэ, хотя велико было желание заняться кикбоксингом. К счастью или сожалению, туда меня не взяли в силу возраста и пола. Маленькая девочка в кикбоксинге – это травмоопасно. Мы ведь такие хрупкие! Кстати, долгое время я в группе была единственной представительницей прекрасного пола, потом на соревнованиях даже не знала, как подступиться к девочкам: привыкла с мальчишками тренироваться.
– Что для тебя каратэ? Искусство в спорте или способ самообороны?
– И то, и другое, и даже больше. В самом общем понятии для меня это сила, вкладываемая в движение. Это и философия, и определённый психологический настрой. Не приемлю какого-либо разделения, с одинаковым удовольствием занимаюсь различными направлениями каратэ, которых, как известно, великое множество. Есть, например, спортсмены, не выступающие с отдельными видами оружия, я в этом отношении «универсальный солдат». Всё люблю в каратэ! А что касается самообороны, у нас, как и у любых спортсменов, есть что-то вроде кодекса чести. С детства приучали к тому, что оружие – это оружие, независимо от того, тряпочное оно или боевое, к тому, что нельзя ходить по улице и показывать, чему тебя научили на тренировке, даже если очень хочется.
– Расскажи немного о своей тренерской деятельности, которую ты так успешно совмещаешь с учёбой по юридической специальности.
– Я помогаю своему тренеру в объединённой федерации «Будакан» (экономический кризис ударил и по карате, заставив несколько когда-то самостоятельных смоленских клубов объединиться и вместе переживать сокращение финансирования). Работаю с детишками в возрасте примерно от 4 до 13 лет. Детям многое приходится объяснять и прививать впервые: правильный настрой, правильное отношение к соревнованиям, победам и поражениям, порой к субъективизму судейства… Здесь очень важна работа с психологами. Ведь даже если ты на вершине, нельзя быть уверенным, что в следующий раз ты выступишь также и оценят тебя похожим образом. В общем, с детьми интересно, хотя и чрезвычайно сложно, особенно с девочками.
– Зато девочек потом, наверное, мальчики за косички боятся дёргать, как и тебя когда-то?
– И это тоже (смеётся)! Хотя самое главное, чему учит любой спорт, это не техническая часть, а общие жизненно необходимые навыки и качества.
Действительно спорт призван помогать людям. Эйиити Миядзато сказал, что каратэ учит защищаться от четырёх противников, а не от одного. И скорее всего, эти противники внутри нас – неуверенность в себе, несобранность, отсутствие выносливости и умения распределять своё время.