От Советского Информбюро: 20 сентября 1941 года
В течение 20 сентября наши войска вели упорные бои с противником на всем фронте и особенно ожесточенные под Киевом.
Наша авиация наносила удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника, бомбардировала его авиацию на аэродромах и уничтожала переправы.
В течение 18 сентября сбито в воздушных боях 16 немецких самолетов. Наши потери – 14 самолетов.
В Баренцовом море нашим кораблем потоплен крупный немецкий транспорт.
***
Гитлеровские обманщики скрывают свои потери
Гитлеровцы опубликовали данные о потерях немецкой авиации на Восточном фронте с 22 июня по 31 августа 1941 года. Фашистские лгуны заявляют, будто они за указанный период военных действий потеряли 725 самолетов и 6.900 летчиков убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
В отношении этих данных следует заметить, что они сфальсифицированы грубо и шиты белыми нитками. В этих фальшивых данных содержится противоречие, разоблачающее жульничество авторов этих цифр, а именно: если даже считать, что немцы потеряли только 6.900 летчиков, то самый простой подсчет показывает, что они при всем желании не могли потерять лишь 725 самолетов. Принимая во внимание, что каждый современный самолет-бомбардировщик имеет 4-5 летчиков и учитывая также известное количество истребительной авиации, самолеты которой имеют по одному летчику, следует считать, что на каждый уничтоженный самолет приходится три летчика. Таким образом, немцы, потеряв 6.900 летчиков, по их собственным же подсчетам потеряли 2.300 самолетов. Но для всех очевидно, что и эта цифра нелепа и смехотворна.
Поскольку гитлеровцы скрывают от немецкого населения подлинные потери своей авиации, Советское Информбюро сообщает действительные потери немецкой авиации: за три месяца войны уничтожено в воздушных боях, зенитной артиллерией и на аэродромах более 8.500 немецких самолетов, не считая потерь немцев при взлетах и посадках.
***
Налет немецких самолетов на Ленинград
В течение 19 сентября немецко-фашистская авиация совершила несколько налетов на Ленинград. Значительная часть вражеских самолетов была рассеяна и отогнана на подступах к городу. Отдельным группам самолетов противника удалось прорваться в город и сбросить фугасные и зажигательные бомбы. Главным объектом своего нападения фашистская авиация избрала жилые дома, общественные здания, культурные и больнично-санитарные учреждения. Имеются убитые и раненые. По предварительным данным, нашей авиацией и зенитной артиллерией сбито 17 самолетов противника.
***
Во время танковой атаки подразделение капитана Шелудько разгромило 18 немецких танков и уничтожило большое количество вражеских орудий разных калибров. Часть подполковника Ермакова атаковала и уничтожила 2 роты белофиннов. На этом же участке артиллерийским огнем рассеяна вражеская колонна, уничтожена большая группа немецких солдат, несколько машин с боеприпасами и 7 противотанковых пушек.
***
На Западном направлении фронта одна из наших частей уничтожила 4 танка, 16 автомашин, 2 бронемашины, 7 мотоциклов, 3 пулемета. Захвачено три исправных орудия и минометы. В бою немцы потеряли убитыми 200 солдат и офицеров. На другом участке фронта наши части захватили 2 орудия, 7 минометов и 37 станковых пулеметов.
***
Освобожденные от фашистских захватчиков деревни Ельнинского района Смоленской области были разрушены фашистами. Колхозница Н. Авдеева рассказывает: «Нашу деревню Коноплянка фашисты сожгли. Колхозники пытались спасти часть имущества от огня, но фашистские грабители все у нас отобрали и растащили. У меня они даже рубашку забрали. После долгих издевательств немцы нас погнали на передовые позиции. Сами они прятались в окопах, а нас выставляли вперед под огонь. Так они делали не только в Ельне, но и в Юрьеве, Ивановичах и в других деревнях». Колхозница М. Баранова сообщает: «Когда фашистские душегубы ворвались в нашу деревню, они всех жителей выселили на улицу. Старики, женщины с грудными детьми остались под открытым небом. Фашистские бандиты взломали наши сундуки и растащили все имущество. Незадолго до своего отступления немцы собрали все население, выстроили нас и приказали следовать за ними. Тех, кто отказывался идти, солдаты избивали прикладами. Только случайно, благодаря возникшей панике, нам удалось спастись».
***
С невероятной жестокостью обращаются фашисты с захваченными в плен ранеными бойцами Красной Армии. В деревне Ростовское немцы захватили в плен пять тяжело раненных красноармейцев. Мужественные советские патриоты, несмотря на зверские пытки, не дали фашистам никаких показаний. Тогда гитлеровцы повесили красноармейцев. Одного из них повесили за ногу. В Минском лагере военнопленных каждый день от голода и издевательств умирает несколько десятков заключенных. В г. Корма заключенные в лагерь военнопленных раненые красноармейцы содержатся в поле, под открытым небом. Немцы изредка бросают за колючую проволоку трупы дохлых лошадей. Никакой пищи пленные не получают. Местные жители попытались передать заключенным хлеб и яблоки. Тогда фашисты открыли по ним огонь из пулеметов. Три женщины были убиты. В село Васильевка фашисты доставили пять раненых пленных красноармейцев. Собрав крестьян, фашистский офицер произнес речь, в которой заявил, что он отпускает пленных красноармейцев на свободу. Через несколько дней партизаны нашли в 9 километрах от Васильевки зверски изуродованные трупы красноармейцев – жертв этой гнусной фашистской инсценировки.
***
Успешно работают металлурги Урала и Востока, выполняя заказы фронта и тыла. Магнитогорские металлурги значительно увеличили темпы выплавки чугуна и стали, успешно осваивают новые марки металла. Из месяца в месяц перевыполняют план доменщики третьей печи под руководством мастеров т.т. Шатилина, Черкасова и Герасимова. Молодежная смена ежедневно дает сверх плана десятки тонн металла, вырабатывая 130 процентов нормы. На два часа раньше срока заканчивает плавки тов. Болотский. Сталевар первой печи т. Щербо дает плавку на 2-3 часа быстрее установленного срока. Сталевары т.т. Коршенко, Колодяжный и Ладик дали на 30 плавок больше нормы, ни разу не остановив печь на ремонт.
В передовых рядах советских металлургов идет коллектив доменного цеха Кузнецкого металлургического завода. За два месяца войны он выпустил сверх плана много тысяч тонн металла, сэкономил десятки тысяч тонн железной руды и другого сырья. Сталевары четвертой печи Златоустовского металлургического завода т.т. Ногаев, Симонов и Сергеев выпускают 80 процентов всех плавок скоростными методами.
На фото: пулеметчики Д. Зубов (слева) и И. Сангин ведут огонь по противнику из захваченного у немцев пулемета. Снимок специального фотокорреспондента А. Слуцкого.