Спорт

Строить модель – строить себя!

23 августа 2011 года в 11:39
Представьте себе, как погожим летним днём волны озера или реки рассекают десятки красивых яхт и других судов. Вот проходит крейсер «Очаков», в фарватере за ним, не отставая ни на метр, идёт «Адмирал Ушаков», пыхтит из последних, кажется, сил тяжеловес «Слава». Чётко слушаясь руки спортсмена, суда проходят дистанцию, маневрируют, и всё это у нас, на Смоленщине! Как такое может быть? – спросите вы. А мы ответим: может, потому что речь идёт о соревнованиях по судомодельному спорту, невероятно популярных за рубежом. После некоторого затишья они вновь набирают былую силу у нас в стране.
Михаил Басин предметно рассказал журналистам «СГ» о том, какова ситуация с судомодельным спортом сейчас и что ждёт его в будущем.

– Михаил Аркадьевич, какие страны составляют россиянам достойную конкуренцию?
– Это прежде всего Китай, Германия, Франция. Не отстают от них Польша и Чехия. В последнее время к ним присоединились украинские спортсмены. Неплохо выступают наши соседи – белорусы. У них судомодельный спорт идёт с большим уклоном в создание копий старинных кораблей.
– Из каких основных этапов состоит судомоделирование, сам процесс производства модели?
– Безусловно, как и в любом другом интеллектуальном техническом виде спорта, первая часть – это создание модели. Причём здесь, вопреки мнению многих людей, львиную долю времени занимает не сама сборка и изготовление деталей, а сбор информации. Так как мы занимаемся моделями копий, полностью соответствующих своим прототипам, то и требования к нашим произведениям очень строги. Если создаётся модель ныне существующего корабля, то её автор должен съездить и посмотреть на судно своими глазами, сфотографировать его. Сейчас с этим проблем нет, а в СССР иногда возникали немалые трудности. Некоторых в прошлом известных советских судомоделистов даже допрашивали представители органов госбезопасности на предмет военного шпионажа. С приходом Всемирной паутины ситуация, безусловно, изменилась.
Сложнее с историческими кораблями, которых уже не существует. Здесь создание модели предваряет кропотливая работа в архивах, поиск сохранившихся чертежей и любой другой информации по судну.
– Каков корпус увлечённых судомодельным спортом у нас в области?
– Всего на областных соревнованиях собирается порядка ста человек. Они разбиты на команды. От Смоленска выступают три команды. Есть кружки во всех крупных районных центрах области.
– Где находится основная база, «штаб» судомоделистов Смоленщины?
– Главная кузница спорстменов-судомоделистов находится в детской спортивной школе №4, где силами энтузиастов создаются десятки новых моделей кораблей.
– Где вы испытываете свои творения перед соревнованиями? Это бассейн, озеро, река или что-то другое?
– Бассейн постоянно использовать нереально, потому что это стоит огромных денег, около 50 тысяч в день. Да, в зимнее время мы изредка проводим там областные соревнования, чтобы детишки не теряли навыков. Для этих целей используем специальные модели кораблей, которые значительно меньше обычных и свободно могут маневрировать даже в бассейне.
В тёплый период мы выезжаем на озёра. А основной площадкой соревнований нам служит водоём профилактория «Кристалл». Там мы уже провели три чемпионата страны. Очень важно, что тамошнее озеро идеально чистое – толстолобики съедают всю тину. Модели нельзя пускать в грязной воде, они от этого могут испортиться. Любая трава может намотаться на винты, и корабль никуда уже больше не поплывёт.
– Какие ещё требования предъявляются к моделям? Есть ли какой-то фиксированный масштаб?
– Масштаб может быть абсолютно любым. Его выбирает сам спортсмен. У нас есть модели и в трёхсотпятидесятом масштабе, и в сотом, и в пятисотом. Как в любом техническом виде спорта, в нашем существуют классы. В автомобильных гонках машины разнятся по кубатурам, двигателям и так далее. У нас же разделение идёт следующим образом. Первое направление – это копии кораблей с гребными винтами. Они делятся просто по размеру модели: трудно сравнивать возможности модели длиной в два с половиной метра и полуметровой. Да и управлять большой моделью намного сложнее, чем маленькой.
Второе направление – это такие же железные корабли, но они не просто ходят по воде, а ещё и участвуют в шоу. Например, создаётся сценарий, по которому пожарное судно должно потушить загоревшуюся модель корабля. Первое оснащено вполне рабочим мини-брандспойтом, на нём спускаются шлюпки, даже суетятся фигурки людей. На данный момент у нас есть 12 таких моделей, которые могут показать тушение пожара и подъём затонувшего судна. В этом году программа получила название «База МЧС». В неё входят имитации всех возможных аварий на воде, включая тушение пожара на нефтяном танкере и устранение последствий утечки топлива. Это очень затратное мероприятие, поэтому мы показываем его только на соревнованиях высокого уровня.
И, наконец, третье направление – это копии парусников, как старинных, так и современных. Класс этот достаточно молодой, причём они не только являются копиями парусников, но и ходят под парусом, который управляется дистанционно. Регаты проводятся совместно, и правила ничем не отличаются от правил соревнований большого паруса, только всё происходит в меньшем масштабе.
– Какие материалы используются при создании моделей?
– Всё что угодно! Если необходимо выстелить деревянную палубу, то используются самые настоящие мини-доски. Корпуса изготавливаются из кевлара, карбона и стеклопластика. Из этих материалов строятся и большие спортивные корабли. Используем мы и лёгкие сплавы, такие, например, как латунь. Иногда – сталь. Паруса на яхтах делаются из самого настоящего парусного полотна, которое используется на обычных яхтах.
Модели все разборные и хранятся в специально сделанных для них ящиках. На свету их оставлять не рекомендуется, потому что солнце губительно на них действует.
– Как работает жюри, оценивая модели?
– Судьи выставляют две оценки. Первая из них ставится за исполнение модели, её качество. Судейская коллегия сравнивает саму модель с чертежами, по которым она выполнена. Топовые модели, как правило, имеют профессионально выполненный заводской чертёж и портфолио со снимками. Всё это оценивается по стобалльной шкале. Аналогично оцениваются ходовая часть и мастерство спортсмена. Дистанция представляет собой равносторонний треугольник с ребром 30 метров. На сторонах установлены метровые ворота, в которые в определённой последовательности нужно заходить модели. Ею по радио управляет спортсмен.
На наших моделях устанавливаются электрические двигатели. Есть суда и на бензиновом ходу, но это совсем другой класс, который можно было бы сравнить с «Формулой 1» на воде. Это гоночные модели с объёмом двигателя от трёх с половиной кубических сантиметров.
– Как и кем изготавливаются двигатели?
– Существует целая промышленность, производящая всё необходимое для судомоделистов. Но даже с самыми дорогими заводскими деталями можно достигнуть определённого уровня и дальше него не пойти. Все самые престижные мировые соревнования проходят с моделями, ходовая часть которых сделана вручную, и стоит это удовольствие просто баснословных денег!
– Судомодельный спорт – занятие недешёвое. Кто вас спонсирует?
– Средства на постройку модели мы, как правило, находим самостоятельно. Основная часть затрат – это выезды на соревнования. Тут нам очень помогают Администрация области, Департамент спорта, туризма и молодёжной политики. Большую помощь оказывает смоленским судомоделистам и генеральный директор ОАО «ПО «Кристалл» Максим Шкадов.
– Чем полезен судомодельный спорт, что так притягивает к нему людей?
– Он полезен во всех смыслах этого слова. Спортсмен сам собирает модель, поэтому постепенно получает неплохие навыки токаря, столяра, слесаря, инженера. Это очень увлекательное занятие, позволяющее человеку созидать и ценить свой и чужой труд. Ребёнок, увлекающийся судомодельным спортом, не пойдёт ломать в парк скамейки, резать в автобусе сиденья, бить стёкла. У него есть другие интересы, помимо валяния дурака перед телевизором или круглосуточного сидения в Интернете.
Да и к тому же это просто необычайно красиво! Посмотрите когда-нибудь соревнования моделей. Побывав на нашей регате, вы не останетесь равнодушными!
Строить модель – строить себя!

Строить модель – строить себя!

Справка «СГ»
Михаил БАСИН начал заниматься судомодельным спортом в Самаре теперь уже в далёком 1983 году. Впервые в истории России и СССР он стал чемпионом мира и Европы в классе моделей F-7.
В феврале 2003 года Михаилу Басину было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России».
С 1995 года он является бессменным председателем федерации судомодельного спорта Смоленской области, а также главным тренером сборной команды региона в классе моделей копий. За 13 лет под его руководством наши судомоделисты вышли на ведущие позиции в России. Команда региона – четырёхкратный победитель и пятикратный серебряный призёр чемпионатов и первенств страны, семь её членов находятся в составе сборной. С 1995 года смолянами завоёвано 46 медалей различного достоинства на чемпионатах мира и Европы. На российских соревнованиях подопечные Михаила Аркадьевича смогли завоевать более 120 медалей.
Сам Михаил Басин – трёхкратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы, обладатель кубка Европы, многократный призёр чемпионатов мира и Европы, четырнадцатикратный чемпион России, чемпион Первой спартакиады народов России.
Мотокросс в Холм-Жирковском
Турнир \"Играй в футбол-2011\". Определились победители младшей группы

Другие новости по теме