Жизнь и судьба Анатолия Григорьевича Прибыткина
Общество

Жизнь и судьба Анатолия Григорьевича Прибыткина

29 ноября 2021 года в 08:30

Несколько лет назад, а точнее, в сентябре 2009 года одним из польских поисковых отрядов, бойцы которого вели раскопки в бывшем концлагере, было найдено днище солдатского котелка с надписью: «город Смоленск, улица Запольная, дом 4. Прибыткин Анатолий Григорьевич».

Подумали, что советский солдат умер в плену. Но всё же решили опубликовать информацию в социальных сетях, практически не рассчитывая на ответ. Просто изначально искали однофамильца. И однофамилец нашёлся...

– Им оказались вы, Анатолий Александрович Прибыткин, смоленский врач-хирург, кандидат медицинских наук...

Да. Я оказался именно тем, кто им был нужен. И каково же было их удивление, когда они узнали, что мой дед Анатолий Григорьевич Прибыткин выжил. И мало того прожил 67 лет.

– Анатолий Александрович, я видела фотографию, на которой вы запечатлены с дедушкой, играющими в шахматы. Такой трогательный снимок. Когда Анатолия Григорьевича не стало, вам было четыре года. Позже вы стали узнавать свою родословную, собирая по крупицам события и факты, связанные с жизнью деда. Расскажите, пожалуйста, об этом...

Дед родился 22 ноября 1921 года в Смоленске. Квартира, в которой жила семья Прибыткиных, находилась в доме 4 по улице Запольной (теперь это улица Твардовского). Интересно, что соседом Прибыткиных по лестничной площадке был друг Александра Трифоновича Твардовского, поэтому семья часто имела возможность встречать поэта и общаться с ним. Толя учился недалеко от своего дома, в школе № 27. Был чемпионом Смоленской области по спортивной гимнастике. Когда Анатолию исполнилось 18 лет, он был призван на военную службу. Это было в 1939 году. Попал он в город Канск, в полковую школу. С 1939-го по май 1941 года являлся командиром расчёта 85-миллиметровой зенитной пушки образца 1939 года (город Тюмень, затем – Хабаровский край).

– То есть война застала Анатолия Григорьевича далеко от дома…

За десять дней до начала войны он в составе воинской части 3114 был переброшен в Западную Белоруссию, под город Лида Гродненской области (в некоторых источниках этот артиллерийский полк называли «мифическим», потому что, по всем данным, в это время его в Западной Белоруссии не должно было быть). В начале июля 1941 года артиллерийский полк попал в окружение, зенитное орудие старшины Прибыткина прямой наводкой подбило несколько единиц военной техники немцев. Однако выстрелом фашистского танка его орудие было уничтожено, а сам Анатолий Григорьевич контужен. Он попал в немецкий плен (предположительно 12 июля 1941 года), был конвоирован в концентрационный лагерь под городом Лида. Через несколько дней совершил побег, однако был пойман немцами. Его жестоко избивали, выбили все зубы и заключили в блок лагеря, в котором содержались смертники. Зная о том, что его могут расстрелять в ближайшее время, он перебрался в другой блок, где содержались пленные, не склонные к побегу (удалось это благодаря тому, что пропало напряжение на колючей проволоке, ограждавшей блок смертников). В составе эшелона пленных Анатолий был этапирован в место Гросс Борн Редериц (Восточная Померания) в лагерь Stalag 302 (II H), Gross Born.

– Анатолий Александрович, нам с моим мужем актёром Н.С. Коншиным довелось озвучивать тексты «свидетелей времени» в студии «Центра национального фильма» телеканала «Культура». Документальный фильм «Один из пяти миллионов» рассказывал о русских солдатах, попавших в немецкий плен. Даже от архивных видеоматериалов становилось страшно. В голове у людей была только одна мысль – выжить! Сны – о доме. И никакой надежды на возвращение домой. По официальным данным, во время Великой Отечественной войны в немецком плену оказалось 5,7 миллиона советских солдат (из них 3,3 миллиона погибли). Ваш дедушка был одним из этих пяти миллионов. Что сохранилось по рассказам вашего дедушки в памяти родных?

В лагере он работал в каменоломне. Перенёс тиф. Его выходил русский военный врач, находившийся в том же лагере. Об этом периоде своей жизни Анатолий Григорьевич рассказывал: «В лагере почти не стоял на ногах, горлом шла кровь, буквально полз в барак, где работал русский врач. Открыл дверь и еле подошёл к доктору. Он меня очень долго слушал и сказал: «Парень, ты совершенно здоров, у тебя лёгкие чистые. Кровь горлом – это рвутся сосуды, когда ты кашляешь. Скоро придут наши, ты будешь жить!» И я от него ушёл на твёрдых ногах, закрыл дверь и поклялся: если выживу – стану врачом!» Как оказалось, у военнопленного Прибыткина был не туберкулёз, а авитаминоз, вызванный титаническими физическими перегрузками. Позже его выходили немецкие врачи.

В апреле 1945 года, когда Белорусский фронт уже находился в нескольких десятках километрах от лагеря и была слышна канонада русских орудий, немцы начали расстреливать пленных. А.Г. Прибыткин с группой примерно из ста человек, спасаясь от расстрела, бросились на колючую проволоку лагеря и немецкие пулемёты. Многие погибли, но побег из лагеря удался. До своих из всей группы сбежавших добрались только восемь человек. Прибыткин на этот момент весил всего 36 килограммов. После короткой медицинской реабилитации он подвергся допросам СМЕРШ. Как итог – был оправдан. С 28 апреля 1945 года он командовал артиллерийским орудием в 290-м стрелковом полку 65-й армии. Победу встретил в Германии, в городе Франкенштайне, где и продолжал службу до 9 мая 1946 года. Награждён орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Германией».

– Обещание, данное в плену, Анатолий Григорьевич сдержал?

Сдержал. И по возвращении в родной город поступил в Смоленский медицинский институт. Поначалу ему отказали в приёме документов те, кто находился в немецком плену, не имели права учиться в высших учебных заведениях СССР. Помогла медаль «За победу над Германией». Благодаря ей А.Г. Прибыткин был зачислен в медицинский институт и с 1946-го по 1951 год являлся студентом лечебного факультета, по окончании которого был распределён в Приморский край, где работал врачом-хирургом, а затем начальником хирургического отделения отделенческой железнодорожной больницы.

Его мама – Мария Ивановна Прибыткина написала письмо Н.С. Хрущёву с просьбой о переводе сына в Смоленск (для заботы о престарелых родителях). Просьба была удовлетворена. С 1954 года Анатолий Григорьевич работал врачом-хирургом, а затем урологом железнодорожной больницы города Смоленска. С 1966 года являлся главным врачом железнодорожной поликлиники. Вернувшись в родной город, женился, и у него родились двое сыновей.

Деда не стало 26 апреля 1989 года. Инсульт.

Его дети Александр и Алексей – уже дедушки. Старший сын Александр – инженер-железнодорожник, жена Светлана. У них двое детей: дочь и сын, тоже Анатолий Прибыткин, в честь дедушки, – это я.

– Анатолий Александрович, а что стало с тем солдатским котелком из концлагеря?

Я просил переслать днище этого котелка нам в Смоленск. Они отказали, так как он хранится в мемориальном музее на территории Западной Польши. Но прислали фотографию, которая теперь наша семейная реликвия.

– Знаю, что в честь 75-летия Великой Победы на стеле Бессмертного полка в сквере Памяти Героев появились имя и фотография Анатолия Григорьевича Прибыткина – красивого и отважного человека, врача милостью божией...

Наша семья сочла своим нравственным долгом принять участие в этом важном деле – сохранении памяти о великом подвиге нашего народа. 22 ноября дедушке исполнилось бы сто лет. Я с гордостью ношу не только имя моего деда – Прибыткина Анатолия Григорьевича, но и занимаюсь святым делом – спасением людей, чему он посвятил свою жизнь.

Фото: из семейного архива Прибыткиных

Людмила Лисюкова

Елена Гиндуллина: Дети раскрываются через общение с собакой
Интеллигент в брезентовых рукавицах