Современный молодой учёный – это командный игрок
Общество

Современный молодой учёный – это командный игрок

7 сентября 2021 года в 12:01

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год Годом науки и технологий. «Вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, очень чётко, убедительно показал колоссальную значимость тех сфер, которые определяют безопасность, качество жизни человека. А что это такое, нам хорошо известно – это здравоохранение, образование, экология, наука и технологии, ценность труда людей, которые посвящают себя этой работе, выполняют свой профессиональный долг, идут часто непроторённой дорогой и обогащают сами себя и нас новыми знаниями, передают их молодым поколениям. Такой вклад в развитие страны, конечно же, заслуживает особого общественного и государственного признания», – сказал глава государства в ходе заседания попечительского совета МГУ имени М.В. Ломоносова в декабре 2020 года.

Одной из основных целей всего комплекса мероприятий, проводимых под его эгидой, стало привлечение талантливой молодёжи в научную и технологическую сферы. Президент призвал продемонстрировать молодым людям возможности для их самореализации в науке, показать востребованность профессии учёного, перспективы карьеры исследователя, сделать образ учёного в массовом сознании более современным и привлекательным. О деятельности Смоленского регионального отделения Российского союза молодых учёных рассказали председатель отделения Сергей Образцов и ответственный секретарь этой организации Анастасия Бышевская.

Сергей Александрович, предлагаю начать разговор с краткого рассказа о Российском союзе молодых учёных и о его Смоленском отделении в частности. С какими целями создавали эту организацию, какие задачи она перед собой ставила?

С. О.: – Российский союз молодых учёных был организован в 2006 году с целью популяризации науки среди молодёжи. В чём в те годы была основная проблема? С чем столкнулись в тот момент серьёзные маститые учёные? С тем, что молодёжь не шла в науку. Почему? Потому что для молодёжи есть множество возможностей, которые открываются перед ней в момент окончания вуза, и занятие наукой среди этих возможностей не являлось для молодых людей приоритетом. Задачей нашей организации стало создание общественного мнения среди молодёжи, которое поощряло бы занятия наукой.

Можно ли каким-то образом оценить результаты вашей деятельности? Поддаются ли они количественным оценкам или вы ориентируетесь на какие-то качественные показатели?

С. О.: – Да, мы можем оценить эти результаты. Понятно, что в нынешнее время наука должна приносит какой-либо доход молодому учёному, даже потому, что исследования должны каким-то образом финансироваться. Для этого мы с 2013 года в Смоленской области совместно с Фондом содействия инновациям открыли программу «Умник». Инициатором этой программы являлся предыдущий руководитель Смоленского регионального отделения Российского союза молодых учёных Сергей Дмитриевич Леонов. Благодаря этой программе мы смогли добиться того, что пять молодых учёных каждый год получают гранты на развитие своих научно-технических проектов. Грант в размере примерно 500 тысяч рублей выделяется на два года. Фактически это такая стипендия для молодых учёных, и они получают около двадцати тысяч рублей в месяц, что позволяет им продолжать свои научные исследования после окончания вуза. У нас есть уже успешные проекты, которые не только получили этот грант и два года продолжали исследования, но и продолжили своё развитие дальше и открыли небольшие технические стартапы.

Анастасия Владимировна, расскажите немного о, так сказать, технической стороне вопроса. До какого возраста люди относятся к молодым учёным и что нужно сделать, чтобы попасть в ваш союз? И вообще, что нужно, чтобы стать учёным?

А. Б.: – Я думаю, для того, чтобы стать учёным, нужно в первую очередь желание и интерес к науке. Наверное, это тот минимум, которого вполне достаточно. У нас нет никаких жёстких требований при вступлении в союз, мы рады всем интересующимся наукой. Кроме того, в составе нашей организации есть не только непосредственно учёные, но и люди, которым просто интересно популяризировать науку. Например, студенты, которые пришли и выразили желание вести наш сайт. Они не занимаются наукой как таковой, хотя не исключено, что со временем приобщатся. Есть ребята, которые интересуются журналистикой и с удовольствием пишут о науке, помогают нам в подготовке, например, пресс-релизов. Они свои журналистские интересы объединяют с интересами нашей организации.

По поводу возрастных категорий всё не так просто. Поскольку те, кто создавал нашу организацию, а ей осенью будет шестнадцать лет, до сих пор состоят в ней, то получается, что возраст молодых ученых растёт вместе с нами. Мы пришли после аспирантуры, нам было немного за двадцать, прошло шестнадцать лет, и мы до сих пор представляем эту организацию.

Но сейчас официальная планка молодёжного возраста постоянно поднимается, в данный момент это 35 лет, но мы видим, что многие федеральные программы поддержки молодых учёных действуют для людей возраста до 45 лет. Они могут получить поддержку государства на свои исследования. Будем условно ориентироваться на эту цифру.

Мы тесно сотрудничаем с коллегами, представляющими Российский союз молодых учёных в других регионах, приезжаем друг к другу на мероприятия, контактируем через социальные сети, совместно проводим федеральные конкурсы. Так вот, у всех присутствуют в организации учёные возраста старше 45 лет.

Важно пробудить интерес к исследованиям

Сергей Александрович, насколько сейчас сохранилась потребность в популяризации науки? Ситуацию начала 2000-х годов мы понимаем: трудности и в экономике, и в науке. В нынешнее время продолжает ли вопрос популяризации науки стоять так же остро?

С. О.: – В какой-то мере да. Этот вопрос продолжает стоять достаточно остро. Сейчас в связи с сильными изменениями законодательства, в частности закона «Об образовании», возникли определённые проблемы, например, с обучением в аспирантуре. Если раньше аспиранту отводилось три года только для написания кандидатской диссертации, то сейчас аспирантура – это очередная ступень высшего образования, и в ней предусмотрена дополнительная учебная нагрузка, которая раньше для аспирантуры была несвойственна.

Аспиранты сейчас вынуждены отвлекаться на другие вопросы от своей основной цели – диссертации. Ситуация, без сомнения, спорная, но у молодых учёных, насколько я знаю, она вызывает больше негатива, нежели положительных эмоций.

Сейчас учёба в аспирантуре не обязательно заканчивается кандидатской диссертацией?

С. О.: – В том то и дело. Сейчас учёба в аспирантуре заканчивается дипломом об окончании аспирантуры, а цель-то – защита диссертации. И получается, что защита – не обязательное условие обучения в аспирантуре.

Какие основные пути популяризации науки вы видите? Стоит ли упростить подачу научных материалов, сделать их более доступными для большего понимания научных вопросов, скажем так, широкими народными массами?

С. О.: – Думаю, стоит идти по этому пути, потому что этот путь позволяет нам в первую очередь показать молодым людям, что у нас в науке интересно, что в науке можно зарабатывать деньги, можно добиться признания и карьерного роста. Мы должны показать молодым людям, что все эти возможности у них есть. Не сами ребята должны догадываться о наличии таких возможностей, а именно мы должны им показать.

Анастасия Владимировна, молодые учёные ведь совсем не обязательно такие, какими мы их представляем, «ботаны», ничем кроме своих научных исследований не интересующиеся?

А. Б.: – Конечно, нет. Молодые учёные крайне разносторонни. Прежде всего за счёт того, что границы научных исследований постоянно расширяются, исследования становятся мультидисциплинарными. Практически все они выходят за рамки одной области знаний. Поэтому современный учёный – это человек эрудированный во многих сферах.

Кроме того, современные условия диктуют необходимость хорошо ориентироваться в информационном пространстве, обязательно оставлять свой информационный след. Иначе очень сложно, например, привлечь инвестиции на свои исследования, пробудить к ним интерес. Поэтому современный учёный – это и естествоиспытатель, и в некотором роде блогер, и специалист по организации вокруг себя пространства и коллектива. Выполнять сейчас серьёзные исследования в одиночку практически невозможно. К примеру, для своих исследований в области географии, чтобы они были действительно презентабельны, я привлекаю специалистов из области IT, специалистов по высшей математике, которые помогают построить сильные математические модели и так далее.

Вот и получается, что современный учёный – это командный игрок и широко эрудированный в разных сферах человек.

Всегда есть что доработать

Как вы считаете, молодые учёные должны сами заниматься своим продвижением или при них должна быть некая человеческая инфраструктура – маркетологи, специалисты по пиару, которые будут продвигать их достижения, позволяя учёным не отвлекаться от своих исследований?

С. О.: – На самом деле эта ситуация очень чётко видна по нашей программе «Умник», которую мы проводим в Смоленской области. Ребята, пытающиеся организовать команду, в которой есть и те, кто занимается технической составляющей, и те, кто занимается продвижением продукта, показывают себя намного успешнее и имеют больше шансов получить поддержку, чем те, кто действует в одиночку, кому часто не хватает в команде пробивного человека, который будет двигать их проект вперёд.

Ваша структура может в таких случаях помочь и выступить в качестве некоего катализатора?

С. О.: – Мы как раз подобным и стараемся заниматься, потому что если бы мы не помогали ребятам, не объясняли им, как правильно готовить проекты для грантов, то у нас эти самые гранты не получил бы никто. Мы проводим такую работу, рассказывая и объясняя, как лучше организоваться, создать команду, развить идею и продвигать её дальше. В то же время я не хочу сказать, что у нас очень хорошие результаты, потому что в какой-то мере мы не всегда отрабатываем до конца. Сейчас по рейтингу среди всех российских представительств мы находимся где-то на десятом месте.

Это вы называете слабыми результатами? Десятое место среди восьмидесяти с лишним субъектов?

С. О.: – Это хороший результат, но в чём наша проблема? Благодаря этим результатам нам выделяется десять пятнадцать грантов каждый год. Но мы полностью не выбираем эту квоту и можем подготовить только пять семь достойных проектов из тридцати сорока ежегодно участвующих в конкурсе. Мы постоянно видим вещи, которые можно доработать, сделать лучше.

А. Б.: – Сергей Александрович не первый год проводит еженедельные консультации для молодых учёных, для всех желающих – студентов, аспирантов, всех, кто имеет какие-то научные интересы.

Как присоединиться к этим консультациям?

А. Б.: – На консультации можно записаться на сайте Смоленского регионального отделения Российского союза молодых учёных. В разделе «Контакты» есть все данные. С сентября как раз начнётся новый этап еженедельных консультаций.

С. О.: – Консультации проходят в Центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес» в Смоленске на улице Тенишевой, дом 15.

С какими вопросами можно обращаться к вам за консультациями?

С. О.: – К нам приходят ребята, у которых, скажем, есть какие-то идеи. Например, приходит врач-стоматолог и говорит: я знаю, что в стоматологической практике есть проблемы с установкой имплантов…

Из разных областей приходят люди? И стоматологи тоже?

А. Б.: – И орнитологи даже.

С. О.: – …И он предлагает идею своего прибора, решающего эту проблему гораздо быстрее, чем она решается сейчас другими методами. Он хочет воплотить свою идею в опытный образец, чтобы проверить её на практике. Мы ему объясняем, как это лучше это сделать, какие меры поддержки существуют, как найти финансирование.

Начинать нужно с личных контактов

Удаётся ли вам привлечь экспертное сообщество, которое помогло бы вам оценивать поступающие идеи, простирающиеся, как вы говорите, от стоматологии до орнитологии?

С. О.: – Да, удаётся. У нас существует два вида экспертов. Первые это представители сугубо научного сообщества. Как правило, это преподаватели смоленских вузов…

Насколько охотно они откликаются на ваши предложения о сотрудничестве?

С. О.: – На самом деле очень охотно.

А. Б.: – У нас есть эксперты, которые уже десяток лет постоянно участвуют в наших проектах. Они знают динамику исследований и могут оценить проекты не только с точки зрения их актуальности сейчас, но и с точки зрения качества изменений за последние годы.

С. О.: – Мало того, многие эксперты, проявляя инициативу, просят предоставить им площадки для выступлений перед молодёжью, чтобы рассказать о том, как делать научные проекты.

Второй пул экспертов – это руководители малых инновационных предприятий Смоленской области. Это IT-предприятия, малые и средние предприятия в сфере промышленности, наукоёмкий бизнес. Они участвуют в оценке проектов. У нас проходят очень бурные и жаркие обсуждения. Были такие ситуации, что понравившимся проектам предлагалось частное инвестирование.

Всем руководителям, и они этого не скрывают, нужны умные, перспективные ребята, поэтому кого-то, бывает, берут на работу, кого-то поддерживают на этапе запуска стартапов.

Вам, наверное, тоже приходилось сталкиваться с людьми, которые из коммерческих целей решили вдруг заняться популяризацией науки, заняли некую нишу и пишут лженаучные статьи с фактическими ошибками, непроверенными данными. К этому явлению как относиться? Стоит ли бороться с ним?

С. О.: – С этим нужно бороться. На законодательном уровне сейчас попытки в эту сторону предпринимаются. Подобная просветительская деятельность несколько ограничена. Министерство образования и науки ставит её в определённые рамки. Да, всему сообществу популяризаторов это очень не понравилось, но, с другой стороны, в этом есть рациональное зерно: это позволит навести порядок, потому что действительно в последнее время часто приходится сталкиваться с откровенным мракобесием и лженаукой. Порядок нужен, чтобы популяризаторы придерживались общепринятых научных моделей и картины мира.

Что ждать от Смоленского отделения Российского союза молодых учёных в ближайшее время?

С. О.: – Сейчас мы приступаем к реализации нашего проекта «Мой путь в науку». Этот проект мы подали на конкурс областных грантов для проектов некоммерческих организаций Смоленской области и выиграли этот грант. С 1 сентября приступаем к его реализации. В рамках этого проекта мы будем активизировать свою деятельность по продвижению молодых учёных, которые к нам обращаются, и рассказывать о самих молодых учёных Смоленской области, чтобы они получили некоторую известность.

Какие шаги должны сделать молодые учёные или студенты, чтобы попасть в ваш проект?

А. Б.: – Самое первое, с чего следует начать, это записаться к нам на консультацию, на нашу личную еженедельную встречу, о чём мы говорили выше. Мы пообщаемся и поймём, как наиболее выгодно рассказать именно о конкретном человеке и его проекте, возможно, сможем интегрировать его в научный коллектив. Начинать всегда нужно с личных контактов.

В материале использованы фотографии из архива героев публикации, Алёны Шашкиной и Анастасии Разумной

Юрий Семченков

На выборах смоленский общественный штаб и центр видеонаблюдения будут работать круглосуточно
В Смоленске открылась передвижная фотовыставка «Жизнь во имя Отечества»