Это наша с тобой биография
3 июля исполняется 85 лет со дня образования Государственной автомобильной инспекции. Эта служба на протяжении своей истории меняла названия, и сейчас вместо правильного «ГИБДД» у нас нет-нет, да и вырвется ещё привычное «ГАИ». О некоторых страницах становления на Смоленщине дорожной милиции-полиции рассказывает председатель Смоленской ветеранской организации ГАИ-ГИБДД, капитан милиции в отставке Татьяна Музыченко. Кроме того, Татьяна Ивановна уже 35 лет руководит музеем истории Госавтоинспекции в городе Смоленске.
Пешком, на мотоцикле и в вертолёте
– Татьяна Ивановна, с какой даты начинается история смоленского подразделения Госавтоинспекции?
– Подразделение Госавтоинспекции в Смоленской области создано приказом начальника управления НКВД по Западной области № 233 от 5 марта 1936 года. Был образован взвод регулирования уличного движения при Смоленском дивизионе рабоче-крестьянской милиции. Штат на тот момент составлял всего 28 человек.
О военных годах разговор особый. Перечислю вкратце только основные вехи. В октябре 1956 года создали взвод регулирования уличного движения. В 1971 году на базе отдельного взвода дорожного надзора и отделения регулирования ГАИ Смоленского РОВД создали дивизион дорожного надзора. Командиром был назначен Борис Феликсович Климчак, во время войны служивший в воздушном десанте. Дивизион обслуживал город Смоленск и автодорогу Москва – Минск. На трассе несли службу два взвода, в Смоленске – три взвода, в каждом районе города. Также в составе дивизиона состоял взвод вертолётного патрулирования. Инспекторский состав был местный, а вертолётная техника базировалась в Калуге. Вертолёт по плану вылетал в определённый район области, а смоленские сотрудники обеспечивали наземное патрулирование. Надо сказать, очень действенный способ несения службы, особенно в части предупреждения нарушений со стороны мотоциклистов. В то время в год случалось около 1 800 дорожно-транспортных происшествий, из них 500–600 происходило с участием мотоциклистов. Это был настоящий бич в сфере безопасности дорожного движения, который, к сожалению, возрождается в настоящее время. В эти рейды с нами выезжали и наркологи – то есть полная мобильность и самодостаточность.
Также с нами выходили в рейды и юные инспекторы дорожного движения. Я считаю, что это великолепная профилактика. Кроме того, были дружинники и дивизион внештатных сотрудников, и они с нами выходили и в рейды, и на мероприятия, участвовали в проведении слётов юных инспекторов дорожного движения. И в городских, и в областных, которые проходили обычно на базе лагеря в деревне Пындино – три дня с ночёвками. В районах области была конкуренция среди школ за право представлять свой район на областном слёте. Первые отряды ЮИД создавались в середине 70-х, занимался этим наш товарищ Пётр Николаевич Мирзаев.
В декабре 1985 года дивизион расформировали, инспекторский состав распределили по районным отделам. Такая ситуация продолжалась чуть больше полугода, потом пришло понимание, что дороги остались во многом без должного внимания, абсолютно безнадзорными. В райотделах в то время транспортных средств практически не было, дежурства мы несли пешими или на мотоциклах.
В начале 1986 года создано уже два подразделения на базе дивизиона: отдельная рота, обслуживавшая город Смоленск, и подразделение на автодороге Москва – Минск. В составе был взвод специального реагирования. Сотрудники этого взвода патрулировали в основном трассу Брянск – Смоленск, она в те годы была закрыта для иностранцев. Слишком много в том районе специальных объектов, кроме того, велось строительство Десногорской атомной станции.
Первых руководителей и сотрудников мы помним и чтим. У нас в управлении Госавтоинспекции открыты мемориальные доски в честь Бориса Феликсовича Климчака и в честь нашего смоленского «дяди Стёпы» – легендарного милиционера Владимира Ковалёва.
И легенды, и герои
– Насколько я помню, Ковалёв был знаменитой в Смоленске личностью...
– Да, это легенда. Байки про него ходили и ходят до сих пор.
– Правда, что он штрафовал даже своих начальников за нарушение правил?
– Про начальников не могу сказать, но свою жену – это точно. Он в основном нёс службу на площади Смирнова, сейчас это площадь Победы, и жена по какому-то домашнему житейскому вопросу подошла к нему, стоящему на посту на проезжей части. Ковалёв её оштрафовал за переход улицы в неположенном месте. Законность – прежде всего. Честный, порядочный, знал практически каждого водителя государственных транспортных средств в городе.
Наши товарищи не только несли службу на дорогах, но и охраняли общественный порядок. Ты в форме – значит, обязан. Например, после землетрясения в Спитаке сводный отряд сотрудников органов внутренних дел выезжал на место катастрофы для обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. И там произошло нападение на одного из наших товарищей, он был контужен. Там случилась абсолютно боевая ситуация – вооружённые преступники занимались мародёрством. Нашего сотрудника наградили орденом Красной Звезды.
Также смоленские дорожные полицейские принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Орденом Мужества тогда был награждён Юрий Карпович Шашкевич, а орденом «За личное мужество» ещё при Советском Союзе, в 1989 году, награждён Александр Иванович Юрков за задержание вооружённого преступника. Первым в Смоленской области.
Орденом Мужества награждены ещё двое: Денис Юрьевич Шашков и Александр Анатольевич Скакунов, который награждён посмертно. Он погиб при задержании вооружённых преступников в Смоленске в декабре 2005 года.
Всего при исполнении служебного долга у нас погибли восемь человек. Это наша боль. И действующие сотрудники Госавтоинспекции, и мы, представители ветеранской организации, не забываем о них, постоянно находимся на связи с родственниками и близкими.
У нас в музее истории Госавтоинспекции есть стенд, посвящённый погибшим сотрудникам, и я всегда, когда провожу беседы, говорю: единственный стенд, который лучше бы никогда не пополнялся.
– Лучше бы его не было вообще…
– Со стороны некоторым, может быть, кажется, что наша служба спокойная – стоит инспектор и стоит себе. Что с ним может случиться? Но когда ты останавливаешь транспортное средство, никогда не знаешь, что и кто тебя там ждёт.
Во многом начинали с нуля
– Татьяна Ивановна, а как начинался ваш путь в милиции?
– Начинала рядовым инспектором, пришла на службу в 1977 году. Тогда ещё был дивизион дорожного надзора, а буквально на следующий год его переименовали в дивизион дорожно-патрульной службы.
– Сколько в то время было представительниц прекрасного пола в рядах Госавтоинспекции в Смоленске?
– Я пришла четвёртой, потом поступили на службу еще троё. А сейчас уже, конечно, много девочек служат. А в ветеранской организации на данный момент нас четверо.
– Вы начинали рядовой, несли службу непосредственно на дороге. Что было дальше?
– Дальше полгода учебка в Ижевске. Перед Олимпиадой в 1980 году мне присвоили звание «младший лейтенант», и я попутно начала заниматься статистикой, административной практикой, а также пропагандой. Вот сейчас профилактические мероприятия называются «сплошные проверки», а у нас были рейды каждую пятницу.
Скажем, 1982 году вводились новые Правила дорожного движения, и мы месяца три-четыре каждый день выходили на закреплённые за сотрудниками перекрёстки в городе – проводить профилактические беседы с пешеходами. Буквально приучали их ходить по пешеходным переходам. Не наказывали, а просто, можно сказать, учили переходить проезжую часть улиц. Сменилось законодательство, и вместо предупреждений стали вводить штрафы – народ должен был знать и помнить об этом.
– В те годы, когда не было, разумеется, никаких компьютеров, в лучше случае – счёты, каким образом собиралась статистика? Как проводился анализ чисто технически?
– На каждое учётное дорожно-транспортное происшествие, а до 1986 года в учёт шли не только ДТП с пострадавшими, но и с материальным ущербом более тридцати рублей, выставлялась информационная учётная карточка. Из средств связи были только телефон и телетайп. О каждом происшествии из района сообщалось по этим видам связи, затем информация кодировалась и отправлялась в Главное управление ГАИ в министерство.
Учитывая, что вся работа ГАИ строится на базе глубокого анализа, велось одновременно несколько учётных книг. Информация с карточки разносилась по категориям: район, трасса, министерства и управления и так далее. Данные могли потребоваться, без преувеличения, в любой момент дня и ночи. Первые компьютеры появились в начале 90-х годов, но оказалось, что к ним нужны специальные программы – пришлось нашим сотрудникам самим заниматься этим программным обеспечением.
Очень многое в те годы делалось впервые. Самые первые схемы организации дорожного движения в городе Смоленске создавал Юрий Васильевич Филиппов. Первые светофорные объекты в городе – это тоже его работа.
– Много ли в вашей ветеранской организации людей, прошедших Великую Отечественную войну?
– У нас в ветеранской организации состоит один бывший малолетний узник фашистского концлагеря Иван Кузьмич Песков и четверо, как сейчас принято говорить, детей войны. Самый старший наш ветеран – бывший начальник ГАИ Новодугинского района Иван Петрович Советников, уже упоминавшийся Пётр Николаевич Мирзаев, бывший заместитель командира дивизиона по технической подготовке Владимир Петрович Свиридов и Михаил Стефанович Перелётов – в прошлом начальник отделения ГАИ Смоленского РОВД.
К сожалению, в Смоленской области уже нет в живых ни одного участника войны, который служил в Госавтоинспекции. Но мы помним каждого из ушедших. Ежегодно накануне 9 Мая посещаем могилы, которые знаем, – цветы, георгиевские ленты.
Ветераны очень редко вспоминали войну. Начали о ней рассказывать, только когда уже вышли на пенсию, мы сами их просили об этом. Люди удивительно тонкой душевной организации, для нас они были не только старшими товарищами по службе, а почти родителями. К ним можно было подойти с любым вопросом и получить житейские советы. Великолепные, просто удивительные люди!
И вообще, смоленская Госавтоинспекция и сейчас богата хорошими людьми. Это самая лучшая служба на свете. Я всегда так говорила, говорю и буду говорить.
В день 85-летия нашей службы хотелось бы поздравить всех наших ветеранов и пенсионеров. Пожелать здоровья, особенно в это непростое время, благополучия, жизненной активности, заботы и любви. А действующим сотрудникам – берегите себя, ребята!
Фото: предоставлено музеем истории Госавтоинспекции
Юрий Семченков