С ветерком по тротуару
Общество

С ветерком по тротуару

20 июня 2021 года в 11:40

Законодательство не всегда успевает за техническим прогрессом, пример тому – электросамокаты. Пока проекты правил и ограничений обсуждаются на федеральном уровне, в России происходят первые аварии с участием скоростных гаджетов. Smolgazeta.ru рассказывает о том, как планируют ограничить быструю езду и как к самокатам относятся сами горожане.

Сразу несколько знаковых событий, о которых пойдёт речь в материале, произошли примерно в одно и то же время в начале июня: мэр Кисловодска получил тяжёлые травмы при падении с электросамоката, девушка пострадала в первом ДТП с электросамокатом в Смоленске, администрация областного центра заявила о разработке туристических маршрутов для электросамокатов, а Минтранс представил возможные меры регулировки движения.

Травмоопасное развлечение

В июне Московский центр организации дорожного движения представил данные об аварийности: в 2021 году количество ДТП с участием СИМ в столице выросло на 71%, 43% из них – с участием курьеров из служб доставки.

В Смоленске же «нулевой пациент», пострадавший в такой аварии, появился в начале июня. По данным регионального управления ГИБДД, 10 июня на парковке у торгового центра на улице Ново-Московской водитель иномарки сбил девушку. 19-летняя смолянка передвигалась на электросамокате между припаркованными автомобилями. В этом случае обошлось телесными повреждениями.

Двумя днями позже, 12 июня, с самоката упал мэр города Кисловодска Александр Курбатов. Из-за тяжёлых травм медикам пришлось ввести его в состояние искусственной комы, чуть позже, по данным администрации города, его перенаправили в центр нейрохирургии в Москву.

Судя уже по первым дням вело- и самокатосезона, он обещает быть травмоопасным.

По закону

Первые попытки урегулировать правила для новых видов средств передвижения предприняли осенью 2019 года. Тогда Минтранс России подготовил проект правительственного постановления. Документ предлагал ввести понятие «средство индивидуальной мобильности», к которому бы относилось устройство для передвижения с помощью электродвигателя или мускульной энергии человека (ролики, самокаты, электросамокаты, скейтборды, моноколёса и другие), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Недоработки и последовавшее количество предложений вынудили отказаться от разработки этого постановления, а сам термин СИМ в обиходе закрепился.

Позже в ответ на это Общественная палата предложила запретить электросамокатам, моноколёсам, гироскутерам кататься по тротуарам и отправить их на проезжую часть. При этом двигаться там они могли бы только не далее правой полосы, при условии, что водитель трезв и имеет права хотя бы категории «М». Эти правила тоже не нашли поддержки.

Пока что некоторые города вводят ограничения самостоятельно. Так, по словам зампреда комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрия Ваньчкова, в центре города снизят скорость до 15 километров в час, парковки и стоянки самокатов не будут оборудовать на подходе к станциям метрополитена и на тротуарах шириной до полутора метров.

Самые свежие поправки к правилам дорожного движения, которые готовит Минтранс, запретят выезжать на тротуары пользователям электросамокатов массой более 35 килограммов. Максимальную скорость движения средств индивидуальной мобильности ограничат в городе до 20–25 км/ч.

Более подробно поправки представили в начале июня на круглом столе ОНФ. По словам замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко, ведомство вернулось к документу 2019 года. После консультаций с полицией проект поправок дополнили лимитом скорости для пользователей электросамокатов: на тротуарах – до 20 км/ч, на проезжей части – до 25 км/ч.

Параллельно свои меры безопасности разрабатывают и операторы кикшеринга (так называют сервисы проката самокатов): они планируют внедрять чёрные списки нарушителей и даже системы распознавания агрессивного вождения.

Пока правовой статус устройств не урегулирован, есть разграничения в мощности самокатов. ПДД для пешеходов распространяются на самокаты мощностью менее 4 кВт с максимальной скоростью до 50 км/ч. Всё, что мощнее этого, в некоторых регионах попадает под категорию «М», а их водители за нарушения правил могут получать соответствующие штрафы и даже лишение прав. Например, в 2020 году в Казани инспекторы остановили 54-летнего мужчину, рассекающего по городу на самокате в состоянии алкогольного опьянения. Мощность устройства превысила установленное значение, поэтому его приравняли к мопеду, а водителя лишили прав на полтора года.

В городе

Несмотря на спорную правовую ситуацию, электросамокаты довольно просты в управлении, бюджетны в сравнении с другими средствами передвижения. А ещё они отвечают трендам на экологичность. Вероятно, поэтому самокатов в нашем городе становится всё больше.

Смолянин Кирилл Кузнецов в тёплое время года предпочитает электросамокат автомобилю:

«Не могу сказать, что полностью пересел с автомобиля на самокат, просто сделал своё передвижение по городу чуточку удобнее. По времени дорога от дома до работы на машине и на электросамокате занимает приблизительно одинаковое время – около 20 минут. Но сейчас в центре очень много машин и проблемы с парковкой из-за ремонта, в то же время для самоката всегда найдётся место. Второй плюс – прогулка на электросамокате по центру города в хорошую погоду разбавляет рутину. В такие моменты я обычно выбираю его вместо автомобиля».

В то же время, по его словам, в городе пока не так много транспортных артерий, где комфортно проехать на самокате. Мощность электросамоката Кирилла не превышает 250 Ватт, поэтому он передвигается по тротуару:

«По Смоленску удобно кататься, если это можно в принципе назвать «удобно», только в двух локациях: по улицам Николаева и Октябрьской Революции. В первом случае дорожки для велосипедов есть, но они очень узкие – вдвоём там не разъехаться. Есть ещё одна проблема: горожане не понимают, что это место для транспорта. Обозначения очень скудные – стоят обычно в начале или в конце дорожки и на перекрёстках. Если бы это было помечено на всём маршруте, было бы лучше. На части Николаева, которую в прошлом году не реконструировали, да и на других улицах нет грамотных съездов с тротуара, высота бордюров местами достигает 30–40 сантиметров, приходится самокат переносить».

Инициативу ограничения скорости молодой человек одобряет и добавляет: он по собственному примеру знает, что даже высокая скорость со временем перестаёт ощущаться. Кроме того, по его мнению, пешеходам нужно прививать навык правильного использования велодорожек, точнее – понимание того, что пользоваться ими пешеходы не могут.

Марианна Двинянинова как пешеход едва не пострадала от лихого самокатчика в сквере:

«Электросамокаты, с одной стороны, очень крутая и трендовая история. Но с другой – хочется, чтобы их использование всё же каким-то образом регулировалось. Расскажу на собственном примере: гуляла с годовалым ребёнком в сквере около ЦУМа. Сын только учится ходить, специально ушли подальше от велодорожек. Малыш побежал за голубем, краем уха услышала рёв и жужжание и еле успела подхватить его на руки, как в метре от нас на скорости 30–40 километров в час по пешеходному тротуару пролетел доставщик еды на электросамокате. Воздушной волной от него у парня неподалёку выбило из рук телефон. Было слышно, как все, кто стоял на пути этого парня на Октябрьской, громко, выразительно и эмоционально на чистом русском языке высказывали своё отношение к этому самокатчику-лихачу. Я считаю, что нужно ограничить максимально разрешённую скорость передвижения по пешеходным зонам на электровелосипедах и самокатах в целях безопасности. Чтобы всем было комфортно передвигаться по Смоленску, важно развивать в городе инфраструктуру велодорожек и прививать горожанам культуру их использования».

Сейчас, чтобы покататься на электросамокате, не обязательно покупать его. Первый кикшеринг появился в Смоленске в 2020 году – сразу несколько станций с устройствами сейчас разбросаны по городу. Арендовать устройство можно с помощью специального приложения. Совсем недавно на улице Ленина открылся ещё один прокат, но уже не с безличными станциями.

«Наши самокаты едут не более двадцати километров в час. Этого вполне достаточно для безопасного вождения. Мы выдаём самокаты только людям старше шестнадцати лет. Мы проводим инструктаж по безопасности. Взаимное уважение пешехода и человека на самокате ведёт к безопасности всех участников движения», – говорит Иван Олейников, один из владельцев проката.

По его словам, с помощью проекта команда хочет сделать Смоленск интереснее для гостей и жителей города. В планах ребят – создать интересные маршруты для туристов, которые не ориентируются в городе, но хотят посмотреть все важные достопримечательности.

По итогам первой недели работы проката Иван уже отмечает спрос среди горожан:

«Люди бронируют для того, чтобы покататься с ветерком по летнему городу и устроить романтическое свидание на закате. Какой будет популярность дальше, прогнозировать сложно – в центре ведутся дорожные работы. По нашему опыту, кое-где на смоленских улицах всё же есть ровный асфальт, есть подходящие участки. Сейчас ведётся ремонт дорог и пешеходных зон, так что, надеемся, подходящих улиц для катания станет больше».

***

Жители города надеются на развитие велосипедно-самокатной инфраструктуры, но количество оборудованных улиц пока не растёт. Вместе с тем в июне администрация областного центра представила проект «По Смоленску на самокате», который предполагает внедрение новых туристических маршрутов, точек проката и даже аудиогида. Идею уже признали лучшей в финале Акселератора туристических проектов муниципальных образований Смоленской области в номинации «Лучший активный маршрут», поэтому надежды горожан могут оправдаться уже в ближайшее время.

Фото: Анастасия РАЗУМНАЯ

Анастасия Разумная

За сутки 105 смолян заболели коронавирусом
В Смоленской области провели более 440 тысяч тестов на COVID-19