Создать территорию, куда придут люди
Общество

Создать территорию, куда придут люди

17 мая 2021 года в 09:05

«Смоленская газета» и радиостанция «Смоленская весна» продолжают совместный проект, цель которого – рассказать жителям нашей области о региональном проекте «Формирование комфортной городской среды». Он, напомним, реализуется в рамках партийного проекта «Единой России» «Городская среда» и входит в состав национального проекта «Жильё и городская среда», инициированного президентом Владимиром Путиным для изменения качества жизни в городах страны и повышения комфортности городской среды. О том, как благоустраивается один из самых молодых муниципалитетов Смоленщины, журналистам рассказала заместитель главы Сафоновского района, председатель комитета по имуществу, градостроительству и землепользованию, главный архитектор Екатерина Помельникова.

Проект – новые идеи и территории

– Екатерина Сергеевна, когда началась реализация проекта на территории Сафоновского района? И как руководство муниципалитета отреагировало на его старт, потому что, с одной стороны, это дополнительное финансирование, а с другой – большая ответственность?

– На территории Сафонова проект реализуется уже несколько лет, и мы очень были рады, когда он начался. Да, это сложно, но одновременно очень интересно, а у меня как главного архитектора вообще было просто огромное желание в нём участвовать, потому что это какие-то идеи, это новые территории, которые будут интересны людям разных поколений, разных возрастов. Поэтому мы активно включились в работу.

Каждый год мы благоустраиваем одну общественную территорию. Хотелось бы больше, конечно, но нужно ремонтировать и дворовые территории, ведь кто-то отдыхает на общественных площадках, а кому-то в силу возраста и здоровья приходится довольствоваться лавочкой возле подъезда. И таким людям тоже должно быть комфортно и приятно находиться на территории возле дома, общаться там с внуками и друзьями.


В настоящее время мы работаем над созданием тематического парка воинов-интернационалистов. У нас достаточно большая группа и афганцев, и участников боевых действий на Северном Кавказе, которые ранее присматривали за территорией возле памятника «Воинам-интернационалистам». Сегодня встал вопрос о том, что нужно больше рассказывать нашему подрастающему поколению о тех временах и событиях. Да, у нас есть музей воинов-интернационалистов, но те, кто посещает город, не всегда могут в него попасть в силу своей занятости или того, что он бывает закрыт. Поэтому мы хотели бы, во-первых, восстановить памятник – он в хорошем состоянии, но со временем загрязнился, и надо его обработать как положено, восстановить уже в современном виде мраморную плитку. И есть идея создать здесь панораму из композитных материалов, на которой мы хотим разместить фразы из писем, написанных участниками войн. Они настолько затрагивают душу – письма любимым девушкам, родным… Это может быть важно и для патриотического воспитания молодёжи, но, кроме того, это очень важно и для самих ветеранов, и для тех, в чьих семьях кто-то погиб, кто может прийти сюда и вспомнить что-то хорошее.

Благоустройство сквера, конечно, подразумевает обновление дорожек, озеленение… Нами уже проведены конкурсные мероприятия, есть подрядная организация, которая приступает к работам. Я думаю, что это будет очень интересный проект, который понравится жителям Сафонова.

Найти золотую середину

– Екатерина Сергеевна, как бы вы оценили состояние территорий, которые требовали ухода, до того, как в Сафонове стал реализовываться проект «Формирование комфортной городской среды»?

– Я, не скрывая, скажу, что они были запущены. Поддерживать их можно, но бюджета, конечно, не хватает на всё. Внимание уделяется местам, которыми пользуются много людей, в большинстве своём это транспортная инфраструктура – на неё всегда тратится большая часть бюджета, а также на уборку. Но время меняется, людям нужны места для проведения досуга, и эта программа позволяет отвечать их интересам. Что мы могли раньше сделать за бюджет? Обновить детские площадки, поставить лавочки, где-то в целях безопасности провести санитарную вырубку в парках. А сегодня мы можем сделать что-то, что людям хотелось бы увидеть в этом парке. То есть можем создать место, куда им захочется прийти, отдохнуть, показать что-то своим детям или гостям, которые приезжают в город. Проект всё это позволяет делать.

– Но здесь есть и загвоздка: нужно искать золотую середину, чтобы угодить всем желаниям и запросам, потому что у каждого из нас своё представление об идеальной и комфортной городской среде. Как удаётся её найти?

– Найти золотую середину всегда можно предложением нескольких вариантов гражданам, их активным участием в голосовании. Недовольные чем-то есть и будут всегда, но это маленький процент. В большинстве своём люди смотрят на перспективу, и когда начинается активное обсуждение, все думают именно о том, что будет дальше, как объект будет эксплуатироваться. В прошлом году мы делали парк с фонтаном у седьмой школы, и люди сразу сказали: «Нам нужна спортивная площадка с тренажёрами, воркаутом, потому что рядом школа, и почему бы дети, которые закончили учиться, не могли позаниматься по пути домой?» В обсуждениях рождается очень много правильного, и только в них вырабатывается золотая середина, которую мы реализовываем.

О требовательности и контроле

– То есть не только время меняется, но ещё и сознание людей? Они по-другому относятся к тому, что их окружает, становятся более требовательными или ответственными?

– Да, всё верно. В первую очередь они становятся более требовательными, а ответственность приходит, когда стараются беречь результаты. Есть, конечно, и те, кто занимается каким-то вандализмом, но в каждом парке мы в рамках программы «Безопасный город» обязательно ставим камеры видеонаблюдения, сигнал с которых выводится в полицию. Есть и ещё причины, почему люди стали требовательнее. Во-первых, сейчас очень многие ездят и в Москву, и в Смоленск, видят, что есть в этих городах, и начинают сравнивать. Во-вторых, многое можно увидеть и в интернете – это площадка, на которой можно найти всё. Да, люди стали требовательнее, но и мы стараемся работать так, чтобы благоустройство оставалось современным и актуальным и через три – пять лет.

– И здесь ещё одна загвоздка: вы стремитесь так сделать, и это понятно и оправданно, но у подрядных организаций другой стимул – им нужно заработать деньги. Как строится ваше взаимодействие с ними и контроль в том числе сроков ремонта?

– У нас есть надзорная организация, которая проверяет объёмы работ согласно сметной документации, и мы, естественно, – я бы не сказала, что каждый день, но еженедельно – посещаем территории, участвуем и в оборудовании освещения, и в установке урн… Проектная документация – одно, но в рамках программы не всегда жёстко соблюдаются условия проекта. Обсуждение начинается уже на начальных этапах работ. Люди к нам подходят и говорят: «Здесь лучше не ставить фонарь, тут в окна уже светит». И на каких-то этапах, где ещё можно вносить изменения, мы, конечно, и ограждение ставим так, чтобы машины лишний раз не заезжали на зелёную зону, больше урн ставим в местах, где чаще бывают люди. То есть мы максимально отталкиваемся от мнения людей, на что местные власти, кстати, и нацеливает губернатор Алексей Владимирович Островский – в реализации проекта в первую очередь учитывать мнение горожан. Мы обязательно бываем на объектах, где проводятся работы, – сотрудники и нашего отдела, и отдела по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который контролирует объём работ. В позапрошлом году мы столкнулись с ситуацией, когда подрядчик оказался недобросовестным, и пришлось вызывать представителей компании на заседание комиссии, где обозначали отставание по срокам. Слава богу, та компания нашла сафоновскую организацию на субподряд, и общими усилиями мы работы завершили – заканчивали уже в ноябре, но хорошо, что позволила погода.

Сохранить облик, сделав его современным

– В том, что касается благоустройства города, вы как главный архитектор ставите перед собой задачу сохранить его исторический облик или всё-таки есть желание сделать его современным?

– Наш город молодой, 69 лет – это, в принципе, не возраст…

– Да, но я говорю и о том, что всё, что строилось при Советском Союзе, как правило, однотипно. И здания, и парки стандартные, куда бы ты ни приехал…

– Вы знаете, мне как главному архитектору советский классицизм очень нравится. У нас в центре города есть дома той эпохи, и их однозначно хочется оставить в первоначальном виде. Парковые территории у нас тоже находятся в очень хорошем месте: проходя мимо Дома культуры через мемориал с Вечным огнём, мы попадаем в два парка, которые как цветок раскрываются в две стороны. Замечательное проектирование того времени! Эти территории должны существовать именно в таком виде, не нужно их застраивать, но в них нужно создавать пространства, которые сейчас нужны людям. Например, памятник Владимиру Ильичу Ленину – это объект культурного наследия, возле него собираются бабушки и дедушки, чтобы пообщаться, но эта территория должна активно использоваться и нашим подрастающим поколением. У нас были случаи, когда ребята катались на скейтбордах возле ДК, им говорили, что возле девятой школы есть скейт-парк, где можно заниматься этим спортом, а они отвечали: «Мы хотим, чтобы нас видели. Ведь мы этому учимся, значит, мы хотим, чтобы наши достижения видели и другие люди»… Мы уже два раза участвовали во Всероссийском конкурсе благоустройства малых городов и исторических поселений, пока у нас не получилось выиграть, мы в третий раз подаём заявку, и надеюсь, нам удастся победить. Мы разрабатываем территорию парка имени Ленина и планируем сделать там современные зоны, интересные для молодёжи. Молодёжь должна показывать свои достижения, тогда им будет интересно двигаться дальше.

– Самое главное – она захочет остаться в городе...

– Да! Или вернуться. Потому что мы проводили опрос и выяснили, что наши ребята уезжают после школы в институт, потом возвращаются – в возрасте 33–38 лет, а потом снова уезжают. Значит, им в 38 лет неинтересно жить в городе, чего-то не хватает, поэтому мы возвращаемся к тому, что нужен постоянный диалог с людьми. Такое общение показывает, что сейчас нужно людям, а это действительно возвращение людей, это перспектива города, продолжение его жизни и работы.

– Закрывая тему общественных территорий, расскажите, что в этом направлении планируется на перспективу в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды»?

– В рамках проекта на 2022 год была выбрана ещё одна большая территория – наш бывший парк культуры и отдыха, который работал ещё в шестидесятых годах. Это территория возле стадиона, который сейчас работает, и в зимний период там проводится очень много массовых мероприятий. Там и каток есть, и лыжню делают – и для деток, и большая трасса очень интересная и живописная. Мы хотим эту территорию сделать в три этапа, потому что она довольно большая – площадью порядка восьми гектаров, если не считать озера рядом с парком. Мы бы хотели благоустроить её за 2022-й, 2023-й и 2024 годы, учитывая, что ежегодно на общественные территории выделяются суммы порядка пятнадцати миллионов рублей. Может быть, финансирование увеличится, и это было бы хорошо. Я думаю, что мы с планами справимся. Притом что это очень интересная территория в плане бизнеса: туда можно привлечь инвесторов, которые потом начнут присматривать за ней.

– То есть вы придерживаетесь мнения, что территории, которые приводятся в порядок, обязательно должны работать на город в финансовом плане?

– Конечно, обязательно должны работать! Это интересно всем. Наша цель – создать территорию, куда придут люди, а к её развитию можно подключить и бизнес, который будет предлагать жителям интересные им услуги. Это сработает, если всё сделать современно, правильно, безопасно и с широким спектром услуг: пусть в зимнее время будут одни услуги, в летнее – другие. Я думаю, что люди обязательно потянутся на эту территорию.

Нужно обсуждать и договариваться

– Общественные пространства так или иначе интересуют всех жителей Сафонова. Но многим гораздо ближе то, что у них во дворе, и это, мне кажется, несёт сложности и для вас – нужно не только работать с подрядными организациями, но учитывать интересы людей, а также привлекать их к реализации проекта. Как с этим обстоят дела в Сафонове, в том числе и с софинансированием?

– Конечно, были сложности – чаще всего мы с ними сталкивались в больших многоэтажных и многоподъездных жилых домах, в которых проживают много людей. Удобно работать, когда в доме есть либо товарищество собственников жилья, либо совет дома: тогда люди помимо участия в наших собраниях собираются сами, обсуждают какие-то вопросы. Ещё проблемы были в самом начале проекта по благоустройству: минимальный перечень был небольшим и, в принципе, включал в себя только тротуары, проезды, установку лавочек и урн. Потом уже в него стали включаться парковки, но ещё не включены детские площадки и какие-то ещё общие зоны. Сейчас эти вопросы стоят остро лишь потому, что людям очень сложно договариваться между собой. Если бы это было чуть проще, а я думаю, что процент финансовых вложений всё-таки не такой уж большой, можно было бы всё сделать сразу и, как говорится, «закрыть» двор. То есть создать условия для комфортного времяпровождения и детям, и пожилым людям, оборудовать парковку – так, чтобы рядом не было детской площадки, чтобы, прогревая машину, никто не дымил на тех, кто находится поблизости, отдыхает или играет. Проблема, повторюсь, есть, но на территориях, где есть ТСЖ, мы видим, что люди понимают: софинансирование подразумевает меньшую сумму вложений по сравнению с тем, если они от него откажутся, а потом будут делать что-то только за счёт собственных средств. В этом году, например, у нас в проекте участвует дом, в котором есть ТСЖ, и здесь делается обычный перечень благоустройства, но этот дом в прошлом году победил в конкурсе на лучший двор, и ТСЖ выделили средства из областного бюджета. На эти деньги они построили детскую площадку, а сейчас дополняют её за счёт софинансирования.

– А почему сафоновцы отказываются от участия в проекте собственным рублём?

– Как правило, на общее собрание приходят не все жильцы дома. Если, например, пришли двадцать человек, то они сумму софинансирования начинают делить только на двадцать человек, не учитывая, что в жилом доме 126 квартир. Если в доме есть активные жильцы, они потом проводят очно-заочные собрания, после которых приходят к нам с идеями по благоустройству. А если двадцать человек собрались, чтобы просто выслушать нас, ничего не обсуждая, то они просто приходят домой, и всё остаётся как есть. Они, как правило, так говорят: «У меня есть машина, мне парковки хватит, а детскую площадку уговорим управляющую компанию сделать или эта сойдёт».

– Почему, на ваш взгляд, более активно старшее поколение, а не те, кому жить в этом дворе, – люди молодые, средних лет, у которых вся жизнь здесь может протекать?

– Знаете, когда приходишь на собрание, понимаешь, что старшее поколение всегда задумывается о внуках. Они говорят: «Если у нас будет детская площадка, то внуки придут ко мне». А работающее поколение, назову его так, наверное, больше нацелено на финансовое обеспечение семьи, поэтому дети у бабушек, в садиках и школах. Кроме того, наша молодёжь сильно привязана к интернету и времяпровождению дома, и это поколение не всегда задумывается о прогулках и играх. Но в выходные дни все приходят на общественные территории, в парки например, там отдыхают, но и требования там предъявляют другие.

– Екатерина Сергеевна, как замглавы района и главный архитектор вы знаете, что в Сафонове есть дворы, которым сам бог велел активно участвовать в проекте, но местные жители безынициативны и не принимают никаких доводов из ваших уст, что это их шанс и им нужно пользоваться. Как вам кажется, может быть, пришло время дать возможность руководству района решать, какие дворы будут благоустраиваться – в зависимости от их состояния?

– В рамках «Формирования комфортной городской среды» этого делать нельзя: кто первый подал и обосновал заявку, тот и попал в проект. Дальше в работу включается общественная комиссия, которая может какой-то двор передвинуть на дальний срок, а какой-то – придвинуть, потому что ситуация во дворе критическая. Но бывает и так: глава района каждый месяц проводит приём граждан, и на последний приём пришли люди, у которых при реконструкции дома – семнадцать лет назад – что-то не доделали. Сейчас они говорят: «да у нас около подъезда асфальта нет», им глава отвечает: «участвуйте», а они – «мы не знали о проекте»… И мы совместно с управляющей компанией приходили к людям, разъясняли ситуацию, и сейчас они собирают документы, всё обосновывают, затем их заявку будет рассматривать общественная комиссия. Я думаю, что они попадут в проект или в следующем году, или через год.

Важно не оставаться в стороне

– В этом году жители Смоленской области, в том числе и сафоновцы, впервые голосуют за дизайн-проекты общественных территорий, которые будут благоустраиваться в 2022 году. Сколько у вас проектов вынесено на онлайн-голосование?

– Горожане выбрали благоустройство парка, о котором я говорила ранее, – на территории бывшего посёлка Южный, и мы предложили два дизайн-проекта в рамках первого этапа общей концепции. Он касается в основном санитарной вырубки, обустройства освещения и дорожек. Учитывая, как проходили заседания общественной комиссии и то, что на первоначальном этапе всё одобрили и наши общественные организации, я думаю, что люди будут активно участвовать в голосовании на портале 67.gorodsreda.ru. И было бы хорошо, если бы в голосовании до 30 мая приняли участие большинство горожан, – тогда мы реализуем тот проект, который они одобрили, и им понравится результат.

– Что вы могли бы сказать жителям Сафонова, чтобы убедить их участвовать в онлайн-голосовании, выборе общественных территорий? Ведь не секрет, что очень часто мы сталкиваемся с позицией «и без меня есть кому выбрать, всё и так решено»...

– Я считаю, что сейчас ни один человек не может оставаться в стороне, потому что всё действительно зависит от нас и делается для нашего будущего, для наших детей. А ещё – для людей старшего поколения, о которых мы, конечно, помним и обязательно сделаем что-то приятное и для них. Именно поэтому я хочу, чтобы все обязательно принимали активное участие в этом голосовании – в наших силах предложить то, что нужно самим гражданам. Не проблема что-то изменить на этапе проектирования, нужно будет всё сделать так, чтобы было комфортно, чтобы территория обязательно жила и чтобы люди пользовались ею с радостью и наслаждением. Поэтому призываю всех голосовать, выбирать, делиться своим мнением, потому что до сих пор есть много ситуаций, когда мы не знаем, что гражданам требуется в настоящий момент и чего они хотят.

– А контролировать гражданам нужно? С одной стороны, это вам очень помогает, а с другой – мешает…

– Я считаю, можно и нужно. Я не скажу, что всё делается бесконтрольно – такого нет, но иногда, как говорится, глаз замыливается, и чьё-то новое видение, чей-то совет всегда будут кстати. Со стороны может посмотреть кто-то, кто недавно был в другом городе, или кто-то с другим образованием, например. Я вообще считаю, что здоровая критика должна быть всегда – это правильно.

Александр ЕРОФЕЕВ, Ксения ВАСИЛЬЕВА

Фото: предоставлено администрацией Сафоновского района

В Смоленске отметили праздник Красная горка
Смолянин выплатил алименты после ограничения в водительских правах