Не только детская «войнушка», но и взрослый спорт
Лазертаг – командная игра, которая изначально была одним из способов тактической и стрелковой подготовки военнослужащих, отработки ими навыков совместных действий. Однако достаточно быстро она завоевала популярность, что называется, у «гражданских» и стала отличным способом провести время вместе и, кроме того, размяться физически. Да, такие же возможности предлагают и пейнтбол, и страйкбол, но у лазертага есть несколько, причём важных с разных точек зрения, преимуществ. О них, а также о планах добиться признания этой игры видом спорта рассказал в эфире радиоканала «Смоленская весна» президент региональной общественной организации «Спортивный лазертаг Смоленской области» Дмитрий СОЛОДОВ.
– Дмитрий, ты в своей жизни интересовался самыми разными вещами, но последние пять лет серьёзно увлекаешься лазертагом. Чем же он так тебя зацепил?
– Несобранностью! В 2015 году я побывал на большом лазертаг-фестивале в подмосковном Алабино, где проходит танковый биатлон. Тогда я увидел огромное число замотивированных, интересных людей, которые занимаются лазертагом пусть ещё не профессионально, но уже на уровне полупрофессионалов: они озадачивались оборудованием, подготовкой, тактиками, стратегиями, какими-то навыками. Но я выяснил, что если пейнтбол, например, это спорт – там есть федерации, любительские и профессиональные лиги, спортивные и тактические направления, то в лазертаге эта ниша абсолютно пуста. Дальше игры ничего не выходило: не было ни единых требований для соревнований, ни нормативов, ни единых целей и задач! Доходило до абсурда: ребята, приезжая с Дальнего Востока в Петербург поиграть к своим друзьям, не могли сделать это нормально, потому что кардинально отличались настройки оборудования, правила и организация. И на фестивале я задал вопрос руководителям клубов: «Может быть, мы объединимся в одну большую организацию? Как часть большой федеральной сети вы будете иметь больший вес, у вас будут возможности развиваться, взаимодействовать с государственными органами, федеральными агентствами, с молодёжными и патриотическими организациями». И мне сказали: «Это здорово! Давай делать!»
– А ты тогда понимал, что это может быть не только общественное начинание, но и отличный бизнес-проект?
– Я тогда занимался бизнесом, поэтому смотрел на это, скажем так, предприятие с точки зрения именно бизнес-процессов. Любая общественная организация, если она сама себя не окупает, не привлекает в свои ряды новые ресурсы, людей, знания, средства, обречена на увядание. Общественная организация, даже та, у которой нет цели зарабатывать деньги, должна привлекать к себе если не финансы, то интерес – интерес людей, на который уже стекаются инвесторы, партнёры и так далее, чтобы организация могла полноценно реализовывать свои цели и задачи.
– Задуманное пять лет назад удалось реализовать?
– Процесс ещё не закончился. Вернее, мы с коллегами замахнулись на очень большой проект и сейчас делаем только первые шаги. Основным шагом было объединить большое количество людей, спортсменов, клубов в одну организацию. Это удалось сделать: сейчас у нас 56 региональных отделений. Плюс с нами коллеги из Белоруссии, Латвии, Казахстана, то есть мы уже имеем предпосылки к международной организации.
Мы взаимодействуем с Министерством спорта, с огромным количеством юристов, которые помогают нам составлять документы для регистрации вида спорта. Опять же, очень долгим был подготовительный этап, потому что не было базы. По любому другому виду спорта, который зарегистрирован в других странах, можно взять базу, перевести её и применять у нас. А здесь всё нужно делать с нуля, потому что нужно ещё найти специалистов, либо, если их нет, самому стать специалистом.
Компьютерная стрелялка на уличной площадке
– А это может быть связано с тем, что в нашем обыденном представлении лазертаг и спорт – далёкие друг от друга вещи? То есть футбол, хоккей, тяжёлая атлетика – это спорт, а лазертаг... В чём его спортивность?
– В чём спортивность? Очень просто: можно вспомнить любые соревнования по пейнтболу, где красивые надувные фигуры, две команды, задача которых – поразить соперников либо выполнить другую миссию, например, захватить флаг на базе противника. В лазертаге принцип практически такой же: есть равнозначное для обеих команд поле, есть укрытия, есть определённый сценарий, по которому играют команды. Одно из отличий заключается в том, что выстрел производится не шариком, не маркером, а тагером – лазерной винтовкой, как её называют в Министерстве спорта, и поражение фиксируют датчики поражения, которые закреплены у спортсмена на теле. То есть преимущество в том, что нет травмирующего фактора. Этим видом спорта, а в дальнейшем различными дисциплинами лазертага смогут и уже могут заниматься дети с шести-семи лет, чего не позволяют именно травмирующие элементы в страйкболе и пейнтболе.
– То есть здесь не нужны какие-то физические особенности организма, не нужно обладать какой-то силой, быстротой бега? Или нужно говорить, как и в других видах спорта, о комплексе качеств, которые участник игры должен объединить и этим гарантировать себе успех?
– Безусловно, да! Здесь важны выносливость, сила, скоростные качества и одновременно – тактические навыки, умение работать в команде. Это что касается военных, прикладных дисциплин: умение работать в команде, сигналы, перебежки, страховки и так далее. Имеют место и элементы прикладной стрельбы: ты должен уметь правильно целиться, стрелять, считать, сколько у тебя пусть и виртуальных, но патронов осталось в магазине, смотреть на своих товарищей и взаимодействовать с ними. То есть, да, это комплекс физических, тактических, умственных навыков, которые объединяются на площадке.
– По большому счёту, это отличная возможность перетащить ребёнка от компьютера, где он увлечён стрелялками, на площадку к ровесникам? Это же гораздо лучше, чем сидеть за компьютером!
– Это то, чем мы, собственно, и занимаемся.
– Что ж, сверхзадача понятна и цель благая, но чтобы её достичь, нужно выполнить массу условий. В первую очередь организовать место, где будут проходить тренировки. В Смоленске уже есть площадки, куда родители могут привести ребёнка?
– У нас работают две секции: одна – в школе № 2, вторая – на базе ДОСААФ, в спортивном зале. Единственное, в школе занятия временно приостановлены, потому что в спортзале идёт ремонт, но в ДОСААФ секция проводится. Две смены, четыре раза в неделю занятия, по два занятия для каждой смены. Грант Росмолодёжи, который мы получили в 2020 году, позволил нам проводить бесплатные занятия в секции, куда дети могут прийти и получать базовые знания, физическую подготовку, практические навыки командного взаимодействия и тактики. На эти же средства мы проводим бесплатные турниры для всех желающих детей – на открытых площадках школ.
– А в период пандемии, когда все сидели по домам, тренировки проходили?
– Для некоторых это время действительно было как каникулы – есть фактор родителей, которые заботятся о своих детях и говорят им сидеть дома. Но и в данной ситуации мы попробовали выкрутиться: связались с участниками всероссийского турнира по лазертагу, который проходил годом ранее, и попросили победителей во всех возрастных группах записать видео, как тренируются чемпионы во время пандемии. Каждый спортсмен записал видео, как он занимается дома или на площадке, какие упражнения делает, и эти видео мы размещали в своих социальных сетях, чтобы дети смотрели на чемпионов и на их примере учились заниматься спортом.
Новый бренд Смоленска
– Дмитрий, решение разместить штаб Федерации лазертага в Смоленске вызвано тем, что ты сам в Смоленске, или же есть некие договорённости с производителем оборудования?
– Договорённости с производителем нет, хотя компания Laserwar, как многие знают, находится в нашем городе и является одним из ведущих игроков на международном рынке оборудования для лазертага. Так повелось в последние несколько лет, что все знаковые инициативы в мире лазертага происходят именно из Смоленска, и многие организации уже называют наш город столицей лазертага. Поэтому одна из наших миссий – не уходить в Москву, оставить федерацию у нас, сюда приглашать людей и здесь организовывать знаковые мероприятия, то есть перетащить центр внимания на Смоленск.
– Это будет ещё один бренд нашего города?
– Абсолютно так. Нам помогала администрация области. Например, в 2019 году «Майские манёвры» – турнир, который проводит наш производитель с партнёрами, – состоялись в Краснинском районе уже в формате фестиваля. На такие мероприятия приезжают и россияне, и белорусы, и латыши, и казахи – география очень большая. Тем самым мы повышаем интерес к Смоленской области, улучшаем её статус. Опять же, благодаря таким мероприятиям развивается туристическая деятельность: грех не остановиться у нас на пару дней, не зайти в собор, не пройтись вдоль крепостной стены. Это же здорово!
– Безусловно! Но в нашем городе также будет создаваться центр по подготовке тренеров и судей – это ведь тоже очень важная миссия, и вы берёте её на себя. А ведь ответственность большая: от того, как вы подготовите тренеров, будет зависеть и дальнейшее развитие лазертага...
– Безусловно. Одна из задач федерации – подготовка кадров. Не только спортсменов и руководителей региональных отделений, но и кадров для обслуживания соревнований, подготовки спортсменов и всей структуры. Федерация, получив статус спортивной организации, должна быть готова работать, получать аккредитации региональных отделений, не оставляя это на потом. Некоторые организации сначала регистрируются, получают аккредитацию по виду спорта, а потом начинают думать, какая у них будет градация регалий, какого уровня будут соревнования… У нас задача – сделать это уже сейчас, чтобы к моменту получения статуса спортивной организации всё уже было на потоке, чтобы у людей не было стресса, мол, «теперь мне нужно много документов заполнять», «нужно вести секцию». И к этому мы сейчас наших коллег готовим – это нужно, чтобы привлекать свежую кровь, популяризировать спорт, оттачивать мастерство организаторов, судей, тренеров.
– Ещё одна задача, которую вы перед собой ставите, – создание центра молодёжного инновационного творчества. Для чего?
– Людям нужно не только давать возможность развиваться как спортсменам, тренерам и судьям, но и давать им навыки и знания, которые они смогут применять в «гражданской» жизни. То есть давать молодёжи шанс получить дополнительное образование по специальностям, которые будут востребованы в ближайшее время. Нужно давать нашим воспитанникам что-то помимо спорта, а так как дети – наше будущее, им нужно давать максимум полезного из того, что мы в принципе можем дать. Может быть, это будет центр молодёжного инновационного творчества, может быть, центр профессиональной подготовки детей и подростков, чтобы они уже в раннем возрасте могли получить какие-то знания, которые в дальнейшем могут переформатироваться в профессию – современную и востребованную.
От 6 и старше…
– Мы в основном говорим о детях, но ведь лазертаг не имеет возрастных границ. Насколько востребован этот вид спорта у взрослых людей, зачем они туда приходят и что получают?
– Среди спортсменов у нас одинаковое число взрослых и детей. Я не смогу ответить на вопрос однозначно, потому что, как и в любой другой спорт или хобби, каждый человек приходит со своими целями, задачами и мыслями. Могу сказать, что на игры, которые проходят в клубе, на соревнования приезжает большое количество команд – более двадцати команд, и основной возраст в них – 25–38 лет. Они приезжают, чтобы доказать, что они сильнейшие. Возможно, они приходят из пейнтбола и страйкбола, и лазертаг – дополнительная возможность «прокачаться». Следует отметить, что если мы говорим про спортивный лазертаг – в помещении с надувными укрытиями, он намного более динамичный, чем пейнтбол и страйкбол, потому что приходится очень много бегать, и многие просто в середине игры останавливаются и выдыхают со словами: «Я больше не могу». Взрослые приходят бросить себе вызов, показать, на что они способны, показать своё мастерство, потому что многие любят военно-тактические, спортивно-тактические игры. Я думаю, что это всё же спортивный интерес.
– И, наверное, у многих возникает желание почувствовать себя мальчишкой, который не наигрался в войнушку?
– Абсолютно верно. Кстати, если говорить о так называемых сборных играх, которые обычно проходят по выходным, на них приезжают любители и профессионалы совершенно разных возрастов. И очень часто приезжают папы в возрасте тридцати – сорока лет со своими детьми по шесть, семь, двенадцать лет. Это повод держать себя в форме – ты бегаешь, взаимодействуешь, и это возможность показать своему ребёнку, что спортом и активным образом жизни нужно заниматься, это полезно.
– Это действительно хорошо! Дмитрий, в последнее время власти призывают бизнес быть в первую очередь социально ориентированным. Лазертаг – не самый дешёвый вид спорта, и для того, чтобы полностью экипировать своего ребёнка, нужно серьёзно вложиться. Насколько вы готовы пойти навстречу, скажем, многодетным родителям и помочь им в организационных моментах?
– Начнём с того, что лазертаг – не хоккей: не нужно покупать свою экипировку с коньками, шлемом и формой. Здесь нужна спортивная одежда: шорты, кеды, футболка, головной убор, например кепка или бандана.
– А специальный жилет?
– Жилет, головная повязка, тагер на тренировках и соревнованиях всегда предоставляются организаторами. То есть тебе нужно только желание и время, чтобы прийти на тренировку и позаниматься. Мы считаем, что лазертаг – максимально социально ориентированный вид спорта. Если мы говорим про пейнтбол и страйкбол, хотя я ничего против них не имею, ты должен заплатить не только за тренировку, но ещё и за шары, за заправку маркера газом и так далее – есть сопутствующие расходы. Здесь же есть заряженный от обычной розетки тагер и головная повязка, которые работают без проблем, и, кроме того, нет травмирующего фактора.
– То есть ребёнка можно отправлять на тренировку, как на физкультуру в школу? В том же самом виде?
– Да! Как я и сказал, простая спортивная форма, которую ты после тренировки меняешь на обыкновенную одежду и идёшь домой. Дополнительно ничего покупать не нужно.
Часть большой семьи
– Ты можешь себя назвать профессиональным игроком в лазертаг?
– Нет! Я только учусь. Но вот когда лазертаг будет видом спорта, когда можно будет сдать нормативы, когда я получу документ, в котором будет указано «профессиональный игрок, профессиональная лига», тогда я скажу: «Да! Я профессиональный игрок». А пока я вместе с детьми прихожу на занятия по воскресеньям, бегаю в зале и тренируюсь.
– То есть дети запросто могут обыграть тебя?
– Некоторые – да! Они настолько хорошо бегают, стреляют и играют, настолько уже подготовлены, что мне тяжело будет дать им фору.
– Если говорить об уровне подготовки смоленских ребят, в перспективе мы сможем создать из них сборную России?
– Из смоленских в том числе, потому что во многих регионах есть сильные команды и спортсмены. Сборная же собирается не из одного клуба или города, она собирается по всей стране. Ребята талантливые есть, но сейчас я не могу сказать, что, например, именно из Смоленска будут три спортсмена в сборной. Спортсменов очень много, и даже несмотря на пандемию, в регионах, где это возможно, проводятся соревнования, и мы видим, что даже во время пандемии у спортсменов растёт уровень мастерства. Всё становится серьёзнее – и спортсмены, и подготовка, и мне уже по-хорошему страшно предположить, что будет в 2021 году. Я думаю, люди приедут очень подготовленными. Это связано и с тем, что лазертаг как спорт ещё только проходит становление, и раньше ребята просто показывали всё, на что они способны. А сейчас они изучают правила, смотрят видеозаписи команд, с которыми предстоит играть, то есть подготовка выходит на уровень профессиональных спортсменов.
– Каким образом вы привлекаете молодёжь? Ходите по школам, рассказывая о том, что есть такая игра, предлагаете попробовать свои силы? Как можно убедить меня, фаната футбола, в том, что лазертаг круче?
– А переубеждать не нужно, нужно дать попробовать. Приглашаем ребят бесплатно прийти на занятие или на соревнования, которые мы проводим: если нет футбольной тренировки, побегаете у нас, заодно и постреляете. Пробуют, и, как в любом спорте, понравилось – остался, не понравилось – занимаешься другими делами. Ещё мы проводим школьные бесплатные турниры, на которые приглашаем все школы города – в определённой возрастной категории. Спасибо городскому управлению образования и молодёжной политики, которое информирует школы, и они собирают команды, предоставляют нам площадки. Кстати, открытой спортивной площадки рядом со школой вполне достаточно. А на мероприятиях уже говорим о том, что у нас есть секции, группы в соцсетях, где можно посмотреть, чем мы занимаемся, записаться и прийти на пробное занятие. А дальше – как сарафанное радио: кому-то понравилось, кто-то привёл своих одноклассников, кто-то из прохожих увидел и привёл ребёнка, кто-то сам приехал на сборную игру.
– Если дать краткую характеристику человека, который увлечён лазертагом, – какой он?
– Это компанейский человек, с хорошей физической, легкоатлетической подготовкой. Он должен уметь быстро бегать и быстро останавливаться, хорошо владеть координацией, уметь стрелять и вести цель – прогнозировать, куда она пойдёт из укрытия. Спортсмен также должен уметь работать в команде, слушать, координировать и контролировать действия коллег, уметь работать парами и тройками, то есть владеть, можно и так сказать, техниками ведения боя. Ещё нужен аналитический склад ума, потому что спортсмен должен анализировать действия игроков, которые являются его зеркальным отображением, то есть работают по его флангу, направлению, позиции. Игрок должен понимать стратегию соперников, чтобы во время смены сторон либо между раундами доносить информацию до капитана и вовремя перестраивать свою стратегию. Довольно много навыков, которые можно получить, развивать, и они помогут не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни.
– Дмитрий, если подводить итоги, каким ты видишь место Смоленска в мире лазертага?
– Хочется, чтобы здесь появилась площадка, которая сможет принимать международные соревнования, выставки, форумы, учебные семинары, конференции. Я хочу, чтобы наше движение жило и развивалось, потому что я вижу, сколько людей в России и других странах живут лазертагом. Я вижу, что им нужна федерация – они хотят быть частью большой семьи, предлагают и хотят развивать инициативы, чтобы и они сами, и дети могли заниматься этим видом спорта.
Александр ЕРОФЕЕВ, Ксения ВАСИЛЬЕВА
Фото: из архива Дмитрия СОЛОДОВА, vk.com/russian_lasertag_federation