«Первые в космосе»: подробности и продолжение
Общество

«Первые в космосе»: подробности и продолжение

18 апреля 2021 года в 13:09

Накануне Дня космонавтики на портале Smolgazeta.ru был опубликован материал о фестивале «Первые в космосе», прошедшем неделю назад на базе парка-музея «Форпост 863». Мероприятие стало одним из наиболее ярких в числе событий, посвящённых празднованию 60-летнего юбилея первого полёта в космос, который совершил наш земляк Юрий Гагарин. 12 апреля на радиостанции «Смоленская весна» состоялся традиционный радиомарафон, гостями которого стали лётчики-космонавты, люди, лично знавшие первого космонавта планеты, сотрудники Объединённого мемориального музея Ю.А. Гагарина, представители органов власти и общественных организаций. Были среди участников радиомарафона и два человека, стоявших у истоков фестиваля «Первые в космосе», – директор парка «Форпост 863», соруководитель аэроклуба «Линия горизонта», начальник штаба областного отделения движения «Юнармия» Кирилл Солок и руководитель регионального отделения движения «Бессмертный полк России» Денис Пестунов. Речь в эфире, впрочем, шла не только о прошедшем мероприятии, но и о патриотическом воспитании, и месте, которое в этой работе занимает личность Юрия Гагарина.

Объединив усилия

– Денис, Кирилл, фестиваль «Первые в космосе» объединил на своей площадке самые разные мероприятия: игру в лазертаг, выставку автомобилей, стендовых и радиоуправляемых моделей космической и авиатехники, выступления парашютистов. Как родился этот яркий праздник?

К. С.: – Для проекта «Форпост», который начинался как военно-патриотический клуб, 12 апреля – знаковая дата. Мы всегда стараемся её отмечать, не получилось только в прошлом году из-за пандемии, и в этом году я решил, что нужно что-то делать. Наверное, с этой идеи и стартовал наш проект «Молодёжный клуб Смоленска»: мы поговорили с Денисом и решили, что нужно делать мероприятие и стоит его делать, объединив силы молодёжных общественных организаций. Устали очень, но ощущение выполненного долга, того, что всё получилось, – есть.

– Много ли ресурсов пришлось объединить и как разные молодёжные организации сочетаются между собой?

Д. П.: – В Смоленске достаточно много молодёжных, общественных, в том числе патриотических организаций, и у каждой есть свой актив. Мы ещё в марте собрались и подумали: почему бы не объединить усилия ради достижения общих целей – делать что-то полезное для общества, Смоленска, смолян, для подрастающего поколения? Приняли решение совместно проводить мероприятия, и первым из них стало прошедшее в парке-музее «Форпост» на аэродроме Южный. В нём приняли участие представители юнармейского движения, «Волонтёры Победы», «Волонтёрская рота Боевого братства», ресурсного Центра поддержки добровольчества, «Молодёжки ОНФ» и других организаций. Ребята были как волонтёрами, так и участниками мероприятия.

– Для Молодёжного клуба это будет единственное мероприятие на космическую тематику? Или уже есть и другие планы?

Д. П.: – Как я сказал, основной смысл клуба – помогать друг другу в различных задачах, и одной из них является проведение совместных мероприятий. Каждый год отмечается много дат, каждая организация что-то к ним готовит, проводит свои мероприятия, но если мы объединимся, то сможем получить более масштабный эффект, который охватит большую аудиторию. Фестиваль «Первые в космосе» был первым из этой линейки, мы будем продолжать и на космическую тематику в том числе, но у нас впереди много других торжественных дат, в частности, 9 мая. Не буду забегать вперёд, но очень надеюсь на то, что «Бессмертный полк» в этом году пройдёт как в онлайн, так и в офлайн-формате, и мы все встретимся возле филармонии, чтобы пройти по центру Смоленска.

– Прозвучали слова о патриотическом воспитании, о котором в последнее время говорят особенно много. На ваш, лидеров патриотических движений, взгляд, как правильно подавать эту тему молодёжи, не навязывая её?

К. С.: – Моё личное мнение: работа по патриотическому, да и вообще любому воспитанию молодёжи должна соответствовать тем трендам и форматам, в которых живёт молодёжь. Это очень важно. Наш фестиваль мы постарались сделать так, чтобы он был максимально интерактивным: у нас были выступления парашютистов, бесплатный лазертаг для молодёжи, виртуальная реальность… Я считаю, что для правильного патриотического воспитания молодёжи нужно прежде всего слышать саму молодёжь. Нужно понимать их желания, язык, делать мероприятия интересными не с точки зрения взрослых, а, скажем так, с точки зрения конечного потребителя. Патриотизм это не только военная тематика, он может строиться на очень многих вещах, которыми мы можем гордиться, – от русской литературы и балета до космических кораблей. У нас в патриотическом воспитании действительно есть некий перекос, но я думаю, что благодаря в том числе и объединению наших усилий, мы как-то будем корректировать эту работу. Но с тем, что мы делаем по линии «Форпоста», «Юнармии», мы пытаемся попасть в этот тренд, и мне кажется, что у нас получается: ненавязчиво, модно, современно, но с любовью к Родине.

– Кирилл, фестиваль «Первые в космосе», всё, что происходило на его площадках, – ресурсы только вашего клуба, или вы кого-то «подтягивали» к его организации?

К. С.: – Без помощи других организаций мы бы это мероприятие не вывезли. Да, работали сотрудники парка-музея «Форпост» и аэроклуба, но нам была просто необходима помощь волонтёров, например, волонтёров-медиков. К нам присоединились автомобильные клубы Смоленска, которые привезли ретро-автомобили, областной Союз ветеранов и Союз радиолюбителей. В общем, мы бросили клич, и все просто начали съезжаться к нам. Программа расширялась, и постоянное движение происходило на всей территории Южного: проводились турниры по лазертагу, мы готовили самолёт к вылету, готовились парашютисты. Мы, кстати, сделали так, что показательные выступления начинались прыжками с высоты в сто пятьдесят метров – начинающие парашютисты, а заканчивались прыжками с высоты в две тысячи метров – ветеранами парашютного спорта, у которых за плечами больше трёх тысяч прыжков. Это произвело впечатление, и мне было приятно видеть, как их встречали зрители на трибунах – как Чкалова или Гагарина. Очень много людей и организаций было задействовано, я не хочу перечислять, чтобы никого не забыть и не обидеть. У нас получилось мобилизовать усилия, получилось сделать для горожан настоящий праздник, который организовали общественные организации, некоммерческие объединения – то есть гражданское общество, и это очень приятно. Мы организовали всё фактически с нулевым бюджетом, и мероприятие, что очень важно, было бесплатным.

Точка притяжения

– Кирилл, ты большой фанат авиации, на протяжении нескольких лет развиваешь музей, доставляешь в него уникальные выставочные образцы. Чем из экспонатов, связанных с Днём космонавтики, особенно гордится «Форпост»?

К. С.: – Мы гордимся тем, что один из посетителей нашего музея, космонавт Олег Новицкий, сейчас находится на Международной космической станции. У нас он проводил встречу с молодёжью, и в музее есть его автограф. Совместно с Союзом радиолюбителей России на базе музея развёрнута коллективная радиостанция со спецпозывным R108M, который посвящён полёту Гагарина – 108 минут. Конечно, мы гордимся и подлинными автографами первого отряда космонавтов, и костюмом ПК-14, который использовался на орбитальной станции «Салют-7». Особую гордость у меня вызывает то, что дети, которые занимаются в секции стендового моделизма и 3D-печати, создали модели всей линейки ракет конструкции Сергея Павловича Королёва: от знаменитой «семёрки» Р-7 до «Союзов», которые летают сейчас. Их мы скоро тоже добавим в экспозицию. Кроме того, музей у нас интерактивный, и все, кто посещает нашу программу «Первый в космосе», имеют возможность в очках виртуальной реальности полностью погрузиться в жизнь в космосе, в состояние невесомости, выйти с борта МКС в открытый космос и произвести ремонт солнечной батареи. Детям, молодёжи, да и взрослым это очень нравится. Из «космических» это, наверное, основные вещи, которыми мы гордимся.

– Проект «Форпост 863» развивается. А что ещё появилось или появится в музее?

К. С.: – Мне кажется, наш проект будет развиваться постоянно: мы не останавливаемся на достигнутом и уже вышли за рамки просто авиакосмической тематики. Мы, по сути дела, формируем на аэродроме Южный полноценный кластер для активного отдыха, научно-технического творчества и развития детей и молодёжи. Помимо авиационного музея мы ввели в эксплуатацию площадку, посвящённую Смоленскому сражению 1941 года: это часть укреплений, выполненных в полном соответствии с наставлениями для инженерных войск того времени, где можно спуститься в землянку, посидеть в блиндаже. Там и пушки стоят. Это такая живая история, в которую полностью погрузиться. Но самая главная наша гордость – то, что мы полностью начали заниматься воздушной стихией. В нашем едином кластере образовался аэроклуб «Линия горизонта», постоянно совершаются парашютные прыжки, мы готовим спортсменов и парашютистов-любителей – ребята постоянно занимаются. В общем, у нас на территории постоянно что-то происходит и будет происходить. Впереди создание Дома «Юнармии» – это будет технопарк для молодёжи, есть ещё планы, которые я пока не буду озвучивать. Мы делаем точку притяжения для молодёжи, заинтересованной в военно-патриотическом, научно-техническом развитии и, конечно, в активном отдыхе.

Гагарин – крутой!

– Тема нашего радиомарафона – полёт Юрия Гагарина, этому событию был посвящён и состоявшийся фестиваль, поэтому давайте поговорим о Гагарине как символе. На ваш взгляд, то, как он сейчас подаётся, – не какой-то ностальгический образ? Он по-прежнему современен или, может быть, ему не хватает «молодёжности»?

Д. П.: – Скажу за себя: я горжусь тем, что родился, вырос и живу на смоленской земле, и одна из причин этого в том, что Юрий Гагарин – мой земляк. Я с этим пониманием учился в школе, институте, и в 2017 году, когда встал вопрос, какую выставку отвезти в Сочи, на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, которая расскажет о нашей области, у нас не было никаких вариантов кроме того, что нужно постараться и привезти какой-то символ, связанный с Юрием Алексеевичем Гагариным. После долгих переговоров с Мемориальным музеем нам удалось договориться, что они предоставят для экспонирования тренировочный костюм Юрия Алексеевича, который хранится у них в фондах. Мы его с достаточно большими сложностями смогли довезти до Сочи, выставить на стенде Смоленской области, и он пробыл там две недели. Без прикрас: весь мир – участие в фестивале принимали почти все страны – смогли посмотреть на костюм, прикоснуться к истории, почувствовать сопричастность с таким событием. Это было очень круто, причём для всех, и это – воспитание на примерах. Мы можем долго говорить о каком-то ура-патриотизме, надевать ветровки и кепки, а потом снимать их и идти шкодить. Но здесь мы видим подвиг человека, который он совершил, сделав шаг в неизвестность, бездну, он совершил новый шаг в развитии человечества. Поэтому я считаю, что Юрий Гагарин – действительно живой пример, на котором можно и нужно воспитывать, и я надеюсь, что всегда – не только нынешнее поколение молодёжи, но ещё и многие будущие поколения.

К. С.: – Гагарин – крутой. Вот так просто и откровенно. Мне кажется, в советской истории всегда есть два полярных взгляда на любые события. На любые, кроме полёта Гагарина: в 1961 году это была такая реклама Советского Союза, это была такая победа, в том числе и идеологическая! И сейчас, обратите внимание, образ Гагарина используется и в достаточно современных вещах, например, принтах на футболках: у меня самого несколько футболок с Юрием Алексеевичем, и я даже на совещания в них часто хожу. Поэтому я считаю, что как раз в этом случае никакого навязывания нет. Нам нужен национальный герой, которым может гордиться каждый из нас, и если это не Гагарин, то кто? Я так считаю. Конечно, он человек потрясающий: его улыбка, образ. На таких людях, таких героях действительно строится наше национальное самосознание. И отвечая на вопрос, современен ли образ Юрия Гагарина, я скажу: да.

Оптимальный пример для подражания

– Как вы думаете, вся эта история с авиацией и космонавтикой – это всё ещё заоблачный потолок мечтаний для молодёжи? Или профессия перестаёт быть романтизированной, какой она была тогда – в шестидесятые годы? Кирилл, что говорят те, кто приходят в клуб, слушает лекции? Эта профессия всё ещё обладает каким-то ореолом и притяжением?

К. С.: – Не профессия обладает ореолом и притяжением, а небо. Люди не всегда выбирают авиацию и парашютизм как свою основную профессию – сейчас, в современных реалиях, стать пилотом можно и не заканчивая, скажем, профильный институт. Ребят, которые хотят стать лётчиками, которые интересуются прыжками с парашютом, много, но, честно говоря, за пару лет активной работы с детьми я не помню, чтобы кто-то мне говорил, что он хочет стать космонавтом. Когда я сам был в детском саду, всё было логично – либо пожарный, либо космонавт, других вариантов не было. Сейчас, повторюсь, я такого не слышу. Хотя когда космонавты приезжали к нам в гости, школьники действительно интересовались тем, как этот путь пройти, что для этого нужно. Вообще, конечно, космонавты – люди очень интересные, и они настолько простые, настолько неформально общаются! Думаю, что эта романтика неба, желания подняться над земной поверхностью всегда будет манить людей, в любые времена, при любом уровне научно-технического прогресса. Так будет всегда, потому что это наша психология.

Д. П.: – Я ещё хочу добавить, что нет таких институтов, в которых готовили бы космонавтов. Космонавт – такой собирательный положительный образ, и чтобы его достичь, нужно приложить очень много усилий. Как пример для подражания он, наверное, оптимален и уникален: ты должен совмещать в себе очень многие качества, должен быть умным, физически подготовленным, спортивным и здоровым. Естественно, нужно большое желание быть полезным для общества и страны, и когда это всё совпадает, у тебя появляется шанс пройти лётную школу, быть зачисленным в отряд космонавтов, стать космонавтом и полететь на орбитальную станцию. Все эти качества, если мы, опять же, говорим об образе для подражания, – хорошие, правильные, честные. Почему бы не мечтать стать космонавтом? И чем больше наших ребят будут к этому стремиться, тем лучше для общества, тем лучше для нашей страны.

Верить в то, что делаешь

– И в завершение ещё один вопрос о патриотизме. «Форпост 863» и «Бессмертный полк», Гагарин и красноармейцы – да, это скрепы, но это советские герои, герои доперестроечной России. А есть ли в нашей новейшей истории кто-то или что-то, что может стать таким же символом?

Д. П.: – Это провокационный вопрос, потому что понятия памяти и гордости не имеют никаких временных рамок. Ты правильно сказал: это святые скрепы, которые должны быть в каждом человеке, и деятельность наших организаций направлена на то, чтобы прививать эти человеческие качества подрастающему поколению. А как их прививать? Проводя лекции, раздавая книжечки, в которых об этом написано? Это не так эффективно, как в том случае, когда это делается на непосредственном примере какого-то человека, результат труда которого очень важен. Если не Гагарин, то кто? На мой взгляд, сейчас в нашей стране много выдающихся, талантливых учёных, спортсменов, каждый из которых достоин, чтобы на его примерах чему-то учились, в какой-то мере подражали. И я уверен, что это делается, но у нас есть столпы, на которые мы всегда будем опираться, и Юрий Алексеевич Гагарин – в их числе. Я думаю, нельзя сказать, что такие примеры как-то устарели: Юрий Гагарин каждый год раскрывается с разных сторон всё ярче и сильнее, и я уверен, что так будет продолжаться ещё не одно поколение.

К. С.: – Таких больших, главных символов, наверное, нет, и сейчас не будет, потому что время не то: герои чаще всего появляются, когда идут войны или случаются какие-то неприятности. Да, сейчас у нас нет большого количества героев федерального значения, но и ничего страшного: место подвигу есть каждый день, и, может быть, если больших столпов нет, всегда есть люди, на которых можно положиться. Например, отважные лётчики, которые сажают самолёт с выключенными двигателями на кукурузное поле в Жуковском, либо наш, местный пример для подражания – спасатели Росавиации. Это инструкторы аэроклуба, которые имеют большое количество прыжков, в том числе и на Северный полюс, где проводятся специальные экспедиции, в том числе и по решению экологических задач. Это и врачи, и пожарные – всегда есть место подвигу здесь, рядом, даже в нашем регионе. Поэтому в работе с молодёжью важно понимать, что это как с публикой на рок-концерте: если ты откровенен, если ты отдаёшь себя, тебе верят. Если ты это делаешь, потому что у тебя есть календарный план, задачи и отчёты, то, конечно, вряд ли что-то получится. Всё патриотическое и иное воспитание держится на личностях – это сила личностей, людей, которые неравнодушны к тому, чем они занимаются. Я как руководитель регионального штаба «Юнармии», курирующий очень много школ и местных отделений, могу сказать, что это – самое важное. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение уважало страну, историю, свой народ как единую общность, нужно прежде всего всё это любить самим, быть откровенными, честными перед собой и молодёжью, верить в то, что делаешь.

Максим КРАЙНОВ, Алексей МАТВЕЕВ

Фото: Алёна Шашкина, из архивов Кирилла Солока и парка-музея «Форпост 863»

За сутки в Смоленской области 54 человека заболели коронавирусом
2525 смолян находятся под медицинским наблюдением из-за коронавируса