Очарованье старых кукол
Общество

Очарованье старых кукол

8 марта 2021 года в 13:00

Кто из девочек поколения 60–70-х не играл в куклы? Пожалуй, не было таких. Куклы – любимая игрушка. Они были разные: маленькие и большие, в красивых платьях, у всех, кроме пупсов, изящные туфельки и носочки. Их давно уже не выпускают, наших удивительно красивых кукол советского времени. Думала, их и найти-то уже невозможно. Оказалось, я ошибалась.

Сегодня живут эти куклы в большой светлой комнате в красивом доме в деревне Кириллы. Хозяйка их – Валентина Алексеевна Васильева. Когда я ехала на встречу с ней, знала, что коллекция у неё большая. Но увиденное превзошло все ожидания. Каких только кукол здесь нет! Всего их 370, и все абсолютно разные.

Родилась и жила Валентина Алексеевна в Красноярске, потом в Карелии. Далеко от нашего города, о существовании которого даже не подозревала. Но очередной поворот судьбы привел её на рославльскую землю. Приезжала она сюда поначалу в гости. «Я как-то по-особенному себя здесь чувствовала, мне здесь было хорошо, – говорит она. – В результате мы с мужем купили домик в Кириллах и переехали сюда на жительство».

Здесь у Валентины Алексеевны появился свой огород, которого раньше не было. И она с удовольствием занималась садом, огородом, разводила цветы необычайной красоты. Но не отставала и от требований времени, стала осваивать интернет. И обратила внимание, что многие занимаются куклами. Кто-то их делает, кто-то реставрирует, кто-то просто собирает коллекции. Увидела много интересных кукол, поначалу заинтересовали итальянские, ведь в нашем детстве таких не было.

– Однажды я увидела куклу времён СССР, очень похожую на ту, что была у моей бабушки, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Дело в том, что бабушка была блокадницей. Это были дети войны, лишённые детства. И вот, будучи уже в солидном возрасте, она решила себя порадовать и приобрести игрушечного медведя (его подарил ей дедушка) и куклу. Нам, детям, она разрешала только подержать куклу в руках, играть с ней было нельзя. Эту куклу я запомнила на всю жизнь. В интернете узнала, где можно найти советских кукол. Вот, собственно, так и начала создаваться моя коллекция. Хотя я не называю себя коллекционером. Скорее собирательница. Я всегда любила кукол, но и подумать не могла, что они станут главным моим увлечением и займут большое место в моей жизни.

Куклы попадали к ней в разном состоянии – и в хорошем, и в очень плохом. Позже она поняла, что может реставрировать их, делать так, чтобы кукла, затерявшаяся у кого-то среди хлама, вновь ожила и стала радовать своим видом.

Реставрация куклы – процесс трудоёмкий. Начинается всё с мойки, чистки, стирки, а уже потом идёт восстановление. Шрамы, проколы, порезы – всё это шлифуется, выравнивается. Валентина Алексеевна даже купила специальный инструмент, чтобы шлифовать пластик. Она «делает» куклам лица, прошивает волосы. Слушая её, я удивлялась тому, с каким терпением, трепетом и любовью она этим занимается. Ведь это напряжённый труд, требующий внимания, старания.

Мастерица знает толк в куклах. Из-под её умелых рук выходят настоящие шедевры, но для неё это не просто игрушки. В процессе работы выясняется фабричная принадлежность куклы, узнается её история. Она становится родной.

Куклы приобретают не только новую жизнь, но и новый гардероб. Это такие миниатюры настоящих вещей. Шляпки, колготки, носочки, нижнее платье в стиле винтаж или современное – всё зависит от куклы и настроения. Наряды наша собирательница делает сама. В основном всё вяжется крючком. И если нетрудно представить, как делается наряд на большую куклу, то невозможно понять, как умудряется она связать, например, пинетки или туфельки размером с человеческий ноготь на куклу, которая всего 810 сантиметров. Невероятно, но это так. И сделано всё очень аккуратно и качественно.

Каждая кукла у Валентины Алексеевны особенная, непохожая на другую. Каждая имеет своё имя и фабрику-изготовителя. Есть, например, куклы нашей фабрики «Весна», фабрики «Ленигрушка», есть немецкие куклы, выпускавшиеся до 90-х годов, современные испанские куклы – они очень реалистичны. Интересна кукла-индианка из серии «Дружба народов», которая выпущена к Олимпиаде-80, проходившей в Советском Союзе.

Привлекают внимание характерные куклы. Их внешний вид, выражение лиц подчёркивают имена: Обижулька, Улыбашка, Флиртушка. Есть сборные куклы, у которых руки-ноги от одной, а туловище и голова – от другой. Но это ни за что не определишь на первый взгляд.

– Куклы – моё спасение в трудные минуты, – искренне рассказывает Валентина Алексеевна. – Когда на душе тяжело, я прихожу в эту комнату, просто посижу среди них, и, хотите верьте, хотите нет, становится легче и светлее. Для меня каждая из них очень дорога. Через них я выражаю саму себя, своё отношение к жизни.

Не переставая удивляться, я с восхищением рассматривала её работы. Но ещё один сюрприз ожидал меня в соседней комнате. Там создан уголок – миниатюра кукольного домика, так называемый «румбокс». У него нет крыши и одной-двух стен, что создаёт возможность двигать мебель, устраивать игры с куклами. Комната в деталях и подробностях воссоздаёт интерьер настоящего жилища. Это кукольный мир, в который с удовольствием погружаются дети и взрослые.

Жаль, что в одной статье не рассказать обо всём, что делают умелые руки Валентины Алексеевны. Но встреча с ней в очередной раз подтвердила слова о том, что творческий, талантливый человек талантлив во всём. Оказывается, и подруги у неё такие же творческие люди. Часто на праздники – Рождество, Крещение, Масленицу – собираются они вместе, но не просто отмечая праздник, а соблюдая обычаи русской старины, сами готовят красивые костюмы.

В завершение нашей встречи Валентина Алексеевна сказала замечательные слова:

– Сейчас, к сожалению, есть молодые мамы, которые бьют своих детей, отказываются от них. Думаю, это поколение, которое не играло в куклы. А мы играли, готовили для них игрушечную еду, ухаживали за ними, как за детьми. Мы готовы были стать мамами. Ведь сегодня пожалел куклу – завтра пожалеешь человека. По-моему, воспитание вот с таких мелочей и начинается…

По материалам портала «Уездные вести»

Людмила КУПРЕЕВА, газета «Рославльская правда»

Фото: Любовь ШКЕЛЁВА

В 12 районах Смоленской области выявили новые случаи COVID-19
В чём сила языка