Путешествие на необитаемый остров
Ценности – основа жизни. Они есть у каждого из нас. Но подчас мы не до конца понимаем, что мы вообще ценим, что ценим больше всего, а что уходит на второй план. Как может повлиять на человека осознанный подход к ценностям и как разобраться, что для нас действительно ценно, а что не очень, «Смоленской газете» рассказала психолог и коуч Вера МАРКИНА.
Деньги, отдых, внешний вид – тоже ценности
– Вера, все мы где-то на интуитивном уровне понимаем то, что у нас есть ценности, но вряд ли многие садятся, размышляют над этим и на листочек выписывают: «Для меня это ценно, а это – нет». Представления об этой сфере очень расплывчатые. Для чего нам нужно знать свои ценности? Что нам это даёт?
– Незнание ценностей не может помешать, но знание даёт очень большую силу, большую опору. Если ты знаешь свои ценности, то можешь подобрать себе правильную работу, правильных друзей, правильные, лучшие отношения. Ценности есть у всех, просто у кого-то – на осознанном уровне, а у кого-то – на неосознанном. Чаще всего люди задумываются о ценностях в кризис. Это может быть возрастной, экономический или ещё какой-нибудь кризис. В это время человеку очень нужно понимать, что им движет, куда ему идти, и это хороший толчок для того, чтобы разобраться в своих ценностях. Почему это делать полезно? Приведу пример. Допустим, у человека есть неосознанная ценность – свобода. Ему предлагают выйти на работу в офисе с жёстким графиком с 9:00 до 18:00, и он соглашается. Скорее всего, сначала всё будет хорошо, но через какое-то время он начнёт чувствовать, что ему что-то мешает, и в конце концов всё может закончиться депрессией, потому что он вынуждает себя делать то, что не соответствует его ценностям.
– Давай поговорим о том, какие вообще бывают ценности, потому что когда произносишь это слово, люди воображают что-то возвышенное, чуть ли не героическое...
– Действительно, хорошо бы сначала разобраться с этим вопросом. Как я уже сказала, есть такая ценность, как свобода. Семья – большая ценность. Мне кажется, что процентов у девяноста россиян она является очень важной ценностью. Это тоже помогает в процессе выбора. Работала с одним мальчиком-подростком, и он сначала говорил о том, что хочет стать капитаном дальнего плавания, но затем мы с ним вышли на ценность семьи, и он сказал: «Наверное, мне это не подойдёт, потому что я буду надолго уходить в плавание, а я хочу больше времени в жизни проводить с семьёй». Любовь, друзья, патриотизм – это тоже ценности. Здоровье – очень большая ценность, но у кого-то она проявляется раньше, у кого-то позже.
– А у кого-то проявляется, когда уже всё безнадёжно потеряно…
– Для людей более старшего поколения здоровье становится приоритетом, более молодые люди, если только в семье не занимались здоровьем, не обращали на это большого внимания, об этом, как правило, не задумываются. Есть глубинные ценности, которые формируются через семью, а есть второстепенные, которые проявляются в зависимости от возраста, например. Если порассуждать о том, что мы думали о том же здоровье в 10 лет, что думали в 18 и что будем думать в 70 – это будут совершенно разные мысли. Или то же саморазвитие. Я, к примеру, лет до 25 не очень этим интересовалась, а потом пошла учиться всюду, где только смогла, потому что для меня это стало ценным и важным.
– Ты сейчас говоришь о таких достаточно серьёзных ценностях, но есть же и ценности на порядок проще...
– Да, может быть, я говорю о более духовных и глубоких вещах, а есть и такие ценности, как деньги, отдых, внешний вид. Это тоже ценности.
В семье – как на работе
– Ты упомянула то, что ценности формируются в семье. А велико ли влияние окружающей среды на формирование наших ценностей или семья всё же большую роль играет?
– До подросткового возраста влияние семьи максимально велико. Потом, когда человек выходит в социум, начинает общаться с совершенно другими людьми, у него может появиться значимое лицо не из семьи, и через это общение могут сформироваться второстепенные ценности. Скажем, молодой человек идёт в кружок туризма, и там преподаватель, заинтересованный, очень болеющий этим делом, заражает его таким видом активного отдыха. Сама система, конечно, тоже формирует ценности. Сейчас мы очень чётко можем проследить то, как возникает потребительская позиция. Если у моего поколения формировали патриотизм, то у современной молодёжи формируют такие ценности, как внешний вид, успех. А если для человека эти ценности – навязанные, то это ведёт к недовольству жизнью, к депрессии. Ценности, навязанные извне, – это не всегда экологично.
– Есть сейчас такая очень популярная идея, что для успешной работы должны совпадать ценности сотрудника с ценностями компании. Если говорить в таком же ключе о семье: когда у её членов разные ценности, говорит ли это о том, что такая семья распадётся? Или необязательно – в семье не так, как на работе?
– Конечно, в идеале у пары должны быть одинаковые ценности или хотя бы похожие. Если для одного ценность – здоровье, а для другого – достаток, и пара не потрудится и не придумает что-то такое на стыке этих ценностей, то им будет очень сложно. Людям с разными ценностями трудно уживаться вместе. Через некоторое время это выльется в непонимание и конфликты. Я не говорю, что это невозможно, но очень сложно.
– Сейчас уже меньше, чем раньше, но всё же встречаются ситуации, когда под одной крышей живут несколько поколений семьи, и тут точно ценности могут быть разные. Чьи ценности будет перенимать ребёнок? Иногда родителям хочется оградить его от ценностей старшего поколения или своих братьев и сестёр. Как это сделать?
– Мне кажется, здесь два вопроса или две стороны. Если в семье живут пожилые люди и, скажем, их сын с женой и детьми, то оградить практически невозможно, потому что эти ценности всё равно будут транслироваться. Опять же ребёнок неосознанно выберет своего идентификационного партнёра из семьи и будет принимать его ценности. Если же вместе живут две семьи и у одной ценности – одни, а у другой – другие, то в этом случае ребёнок будет перенимать ценности своих родителей и строить свою жизнь, основываясь на этом.
– Получается, что если это такая вертикаль семьи, то там ребёнок сам будет ориентироваться, а если горизонталь, то будет перенимать ценности своих родителей?
– Да. Мама с папой всё равно имеют большую силу, чем кто-то, кто живёт по соседству. Но тут ещё немного странный для меня вопрос: если семья для тебя – ценность, то логично попробовать сделать так, чтобы жить отдельно, чтобы произошло чисто физическое разделение.
– Но ценность семьи как раз может заключаться именно в том, чтобы жить всем вместе...
– Если есть желание жить вместе – значит, ценности совпадают. Если по ценностям совпадения нет, то взрослым надо стать взрослыми и как-то отделиться уже. В моей практике редко бывают такие случаи, что вот так прямо нужно жить вместе.
Другая культура – другие ценности
– Наше общество просто не транслирует такие ценности. Например, где-нибудь на Кавказе – это всеобщая ценность...
– Да, там есть ценность семьи как рода. Но там другая культура. Честно говоря, когда я бываю на Кавказе, люблю попасть в дом, побывать внутри семьи, потому что это совершенно другая планета. Меня вдохновляют эти семейные, исторические, прошедшие через поколения ценности.
Пару лет назад была во Владикавказе, и там меня пригласили в дом, где женщины собирались вместе и готовили. У них даже дружба по-другому устроена. И это тоже про ценности. Они собираются на одной большой кухне и вместе пекут пироги. Не как у нас – каждая что-то готовит и приносит. Там постоянно стоял какой-то гвалт и смех. Дети всё время бегали. Когда мы с подружками собираемся, то, как правило, дети проводят время отдельно. Видно, что эти женщины очень друг друга поддерживают. Там даже обсуждение других людей носит такой характер: «Чем мы можем помочь Мадине, как поддержать?» Такой женский семейный совет.
На свадьбы у них сейчас уже можно не приходить всем 300 родственникам, но на похороны должен прийти каждый, чтобы принести своё соболезнование. Настолько у них семейная система там развита, и семья – ценность, сила и опора.
– Многие ценности родители прививают своим детям совершенно неосознанно, но если они хотели бы, чтобы какая-то определённая ценность у ребёнка точно была, – что делать, чтобы её привить?
– Через традиции, через какие-то совместные дела. Если я, к примеру, как мама хочу, чтобы для дочки ценностью стало здоровье, то я, конечно, показываю всем своим видом, что для меня это важно, уделяю этому время, делюсь этим с ней и придумываю какие-то общие традиции – день спорта в семье раз в неделю или раз в месяц. Но здесь, наверное, трудно родителю ставить цель: «Я хочу, чтобы у ребёнка была такая ценность». Это всё происходит более естественным образом.
– То есть если у тебя нет этой ценности, то и у ребёнка её не будет?
– Если у тебя нет этой ценности, ты не сможешь ребёнку наврать.
– Если ты не ценишь своё здоровье, ребенка обманывать бесполезно – он тоже ценить не будет?
– Бесполезно, потому что он считает это на интуитивном уровне и всё поймет. Но у ребёнка эта ценность может появиться, если он увидит пример в другом месте.
– Давай поговорим о том, как вообще понять, какие у нас ценности? Знаю, что у тебя даже есть упражнения на этот счёт...
– Да, я очень люблю работать через метафору. Это прекрасный переходный объект. Когда мы используем метафоры, то говорим как будто не о себе, но на самом деле там заложено очень много важного. Таким образом мы как бы немножко обманываем свой мозг, потому что если спросить напрямую: «Что для тебя в жизни ценно?» – человек может впасть в ступор. Когда касаешься таких тем, это всегда очень интимно.
Из любви к литературе
– Ещё, мне кажется, это достаточно пугающе, потому что глобально, это основа жизни...
– Поэтому через метафоры для меня это делать логичнее, красивее всего. Вообще, после них остаётся послевкусие, ещё долго продолжаешь открывать что-то новое в себе. Давайте попробуем сделать несколько упражнений, чтобы узнать свои ценности. Предлагаю читателям взять ручку и бумагу и подумать, какие три книги или три фильма они взяли бы с собой, если бы им предстояло отправиться на необитаемый остров. Интернета там не будет, возможности что-то скачать – тоже. Подростки очень любят брать книжку «Робинзон Крузо». И тут дело даже не в названии, а в том, что в этой книжке важного. А там написана инструкция по выживанию. Если человек делает такой выбор, можно предположить, что для него в жизни ценны и важны инструкции, важно, чтобы ему всё было понятно. При выборе работы таким людям следует задавать себе вопрос: «А есть ли в этом варианте стабильность?» А кто-то, наоборот, возьмёт книжку про свободу.
– Вера, а если я решу, что это будут книжки, которые я возьму чисто из любви к литературе?
– Там всё равно есть что-то важное. Ну, во-первых, может, это и есть твои ценности – любовь к литературе. Любовь – это же про ценности, на самом деле. Ты и занимаешься сейчас тем, что пишешь. Так проявляется эта твоя ценность. Когда говоришь: «Это чисто из любви», – то нужно разобраться, из любви к чему. Если любовь к тому, чтобы читать про искусство, – это одна ценность, если любишь читать о путешествиях и приключениях – другая.
– То есть нужно ещё детально разобраться, что конкретно там затронуто, в этих книжках, почему именно они у тебя самые любимые?
– Мало того, что мы видим все по-разному, через какой-то свой «микроскоп», мы ещё и книжки читаем по-разному, и в фильмах каждый видит что-то своё, поэтому для меня одно будет важно в этой книжке, а для тебя – другое. Это говорит о том, что у нас разные ценности. После того, как вы ответите на этот вопрос и разберётесь с тем, что важного есть в этих книгах, что побудило вас сделать такой выбор, переходите к следующему вопросу: какие три предмета вы с собой возьмёте? Одна девочка мне сказала: «Я возьму с собой яхту». И мы с ней поняли, что для неё важно движение. Она не может постоянно сидеть на одном месте, ей надо куда-то двигаться – и в работе ей подходят командировки, и чтобы эта работа была не в офисе с 9:00 до 18:00. А один мальчик сказал, что возьмёт с собой нож, потому что ему важно там всё делать своими руками. И вот тебе, пожалуйста, тоже ответ на вопрос, какую работу ему хорошо бы для себя выбрать.
Следующий вопрос в нашем упражнении: каких трёх человек, которых вы знаете, вы бы взяли с собой? Забавно, но жёны не часто хотят взять с собой своих мужей. И тоже подумайте, что важного в этих людях для вас. Для меня очень интересным был ответ одного моего клиента на этот вопрос – он сказал, что возьмёт с собой одного мужчину и двух женщин, чтобы избежать ситуации соперничества. И мы вышли на то, что ему важна бесконфликтная среда и отсутствие конкуренции. А если напрямую человека спросить: «Как ты конкуренцию переносишь?» – скорее всего, он ответит: «Ай, да ладно, нормально!»
– Или: «А я об этом вообще не задумывался»...
– А от чего же тебе тогда плохо? А плохо может быть от того, что ты работаешь в коллективе, где без конкуренции не выживешь.
– Продолжим исследовать свои ценности. Что дальше?
– С необитаемым островом мы разобрались. Теперь вспомните те моменты, когда вы ощущали счастье и вдохновение. Может быть, короткие, может быть, длинные. Там, где лежит счастье и радость, там есть соприкосновение с вашими ценностями. Подумайте, какие условия важны для того, чтобы эти чувства испытывать. Тоже приведу пример: мне девушка сказала, что она испытывала радость, когда они с друзьями делали какое-то общее дело. И мы пришли к выводу, что для неё важна сопричастность. Наверное, я продолжу развивать эту тему в контексте работы: такому человеку подойдёт работа, где есть общая цель и общее дело.
И следующая часть этого метафорического упражнения: вспомните трёх людей, трёх персонажей, которыми вы восхищаетесь. Это могут быть герои сказок, фильмов, какие-то выдуманные персонажи или реальные люди – например, актёры, которых вы лично не знаете. Здесь важно подумать, какие бы вы хотели иметь общие с ними качества. Например, тот же патриотизм. Я тут недавно, когда разбиралась со своими ценностями, пришла к выводу, что мне очень нравится фильм «Легенда 17» и тренер, для которого ценностью является патриотизм. К определённому возрасту это стало ценностью и для меня.
Качества, которые вас восхищают, тоже скажут вам о ваших ценностях.
Это такой первый пласт работы по определению своих ценностей. Через какое-то время после этого я бы рекомендовала продолжить работу с вопросами. Каждый день думать: какое событие сегодня для меня было самым важным? Это может быть обед с семьёй, встреча с другом, какая-то выполненная задача на работе. Хорошо бы это записывать. Если делать это каждый день, то ценности проявят себя. Так вы сможете понять, что сейчас для вас ценнее всего.
Обрести внутреннюю гармонию
– То есть это будет повторяться часто?
– Да. И в данный момент в связи со сложной ситуацией в нашем обществе, возможно, это будут деньги – вам важно зарабатывать. На самом деле, нужно себя понимать и принимать в этих ценностях.
Второй вопрос, тоже касающийся ценностного уровня: оглянитесь на свою жизнь и вспомните, в какие моменты вы особенно гордились собой, какими-то своими делами. Это тоже ценностный круг. И третий вопрос – это вопрос в будущее: без чего вы не представляете свою жизнь? Что в ней обязательно должно быть, чтобы вы чувствовали себя наполненным и живым? Как коуч я очень люблю вопросы про будущее. Обращайте на это внимание, уделяйте время своим ценностям. Если для вас ценность – семья, а вы очень много работаете, то, скорее всего, «сосуд» будет опустошаться, ресурсами наполняться не будет. Нужно находить время, чтобы проводить вместе с семьёй.
– Ещё, мне кажется, очень важная вещь – иерархия ценностей, потому что что-то для нас более важно, а что-то менее. И как это выстроить, как понять, где что находится?
– На этот счёт тоже могу предложить практическое упражнение. Напишите список ценностей в вашей жизни. Например, те, про которые мы с вами говорили. Это могут быть любовь, деньги, семья, карьера, здоровье, свобода, успех, отдых и т. п. Далее я предложу вам такую вымышленную катастрофу, которая может разрушить мир, если вы не пожертвуете одной ценностью. Какую из ценностей из этого списка вы готовы отдать? Если бы я делала это упражнение, я бы отдала успех.
– И у нас успех падает в низ списка?
– Да. Проходит какое-то время, и снова катастрофа – опять нужно отдать какую-то свою ценность. Я, например, отдам карьеру. Карьера опускается на предпоследнее место в списке. И так, проделав эту процедуру со всеми ценностями, вы и выстроите свою иерархию ценностей на сегодняшний день. И закончите тем, без каких двух ценностей, независимо от катастроф, вам будет очень плохо. В настоящее время ставить какие-то цели достаточно сложно. Исходите из этих первых двух ценностей, потому что если вы будете поддерживать свои ценности своими действиями, то будете быстрее наполняться ресурсами и восстанавливаться.
Через какое-то время иерархия ценностей может поменяться в связи с возрастом, ситуацией, каким-то положением – социальным, материальным, но, чтобы чувствовать себя счастливым здесь и сейчас, нужно уделять внимание тому, что ценно для вас на данный момент времени.
– Давай резюмируем: если человек от состояния интуитивного понимания своих ценностей переходит к чему-то более осознанному и у него уже есть список ценностей, иерархия ценностей, что ему это даёт?
– Я бы сказала, что это даёт внутреннюю гармонию. Если человек, зная свои ценности, соприкасаясь с ними, идёт в их направлении, тогда он чувствует себя более целостным и счастливым.
Фото: из личного архива Веры МАРКИНОЙ
Татьяна Борисова