Непослушные дети: досадное недоразумение или диагноз?
Общество

Непослушные дети: досадное недоразумение или диагноз?

4 октября 2020 года в 20:38

Ещё несколько десятилетий назад аббревиатура СДВГ была нам незнакома. В настоящее время о синдроме дефицита внимания и гиперактивности говорят все и каждый, и тем не менее тема эта окружена множеством мифов, вплоть до того, что проблемы и вовсе не существует: ну подумаешь – обычные дети, просто очень активные и не очень послушные. Как в действительности обстоят дела и что будет, если не обращать внимания на то, что у вашего чада проявляются симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, «Смоленской газете» рассказала клинический психолог Мария КУДАСОВА.

Количество детей с СДВГ растёт

– Мария, что такое СДВГ? Насколько распространённой является эта проблема?

–Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы, которая проявляется трудностями концентрации внимания, сосредоточения, сложностями в обработке различных видов информации и нарушениями памяти. У людей с СДВГ кора отделов головного мозга, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль, не вполне справляется со своей работой. Она вырабатывает намного меньше дофамина – вещества, которое стимулирует наш мозг и позволяет сфокусироваться на определённой проблеме. Для этого расстройства характерно раннее начало, примерно в три-пять лет, и сочетание определённой симптоматики: гиперактивность, неуправляемость поведения, невнимательность и очень часто агрессивность. Эти характеристики проявляются во всех ситуациях и со временем не изменяются. Самый характерный признак для СДВГ – это относительная нехватка ингибиции, то есть торможения. Такие люди более спонтанны, чем остальные. Они высказываются более свободно, думают свободно. Они достаточно хаотичные и действуют весьма непредсказуемо – между импульсом и определённым действием у них нет процесса осознания. Данный синдром в настоящее время является одним из самых распространённых неврологических заболеваний у детей. Если мы говорим о российской статистике, то примерно восемь процентов детей им страдают. Причём это я говорю о тех детках, которым диагноз поставили. А какое ещё количество детей, не прошедших диагностику! Существуют гендерные отличия: мальчики приблизительно в два раза чаще страдают от этого синдрома, чем девочки. И если у девочек доминирует отсутствие концентрации внимания, то у мальчиков – гиперактивность. По своей практике могу сказать, что за последние пять-шесть лет количество обращений родителей с детьми, страдающими СДВГ, увеличилось в четыре раза.

– А в каком возрасте проявления СДВГ у ребёнка уже можно заметить и по каким признакам?

– Если ребёнок не обращает внимания на детали и допускает ошибки, не в состоянии следовать инструкциям, не может концентрироваться, постоянно теряет вещи, может спонтанно вскочить с места и побежать, совершенно не умеет играть в тихие и спокойные игры, постоянно находится в движении: прыгает, бегает, разговаривает, – и примерно три-четыре из этих симптомов на протяжении полугода сохраняются, то мы уже можем говорить об СДВГ. А если говорить на обывательском уровне, то первым тревожным звоночком служит повышенная активность ребёнка: он не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его. Не доделав одно, тут же перескакивает на следующее, но и его не заканчивает и так далее. Такие дети не сидят на месте, они постоянно в движении, как волчки. Часто на ваши вопросы ребёнок может отвечать невпопад, сморозить какую-то глупость, на уроке может вскочить из-за парты и побежать или, например, выбежать на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Всё это должно насторожить родителей. Но единичного наблюдения за ребенком недостаточно, это должно быть систематическое наблюдение на протяжении достаточно длительного периода. Мы с вами дома наблюдаем за тем, как ребёнок играет, ест, делает уроки, смотрит телевизор. Просим воспитателя в детском саду или учителя в школе понаблюдать. Смотрим, как он со сверстниками на улице себя ведёт и как играет в одиночестве.

Однако отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда легко. С маленькими детьми может помочь такой эксперимент: поместите ребёнка в ограниченное пространство с ограниченным набором игрушек. Обычный малыш через какое-то время найдёт себе занятие по душе и сосредоточится на нём, а гиперактивный ребёнок этого сделать не может – его внимание постоянно будет ускользать. Ему тяжело сконцентрироваться на конкретном предмете. Но я хочу предостеречь родителей от самостоятельной постановки диагноза. Определить истинные проблемы ребёнка и поставить диагноз может только специалист – клинический медицинский психолог либо невролог. Как правило, клинические проявления СДВГ отчётливо видны в возрасте пяти-шести лет, когда ребёнок уже относительно самостоятелен и включён в активную социальную жизнь. Именно в этом возрасте симптоматика достаточно яркая. И пик обращений родителей к специалистам приходится на дошкольный возраст, когда у ребёнка появляются первые обязанности, какие-то задания и он начинает включаться в процесс обучения и некую режимность. Если же мы будем с вами говорить о более младших детях, то симптоматика там немного иная. Так, например, дети первого года жизни, у которых в дальнейшем диагностируют СДВГ, часто страдают нарушениями сна, гипервозбудимостью, могут умеренно отставать в развитии от своих сверстников: позже начать ползать, сидеть, говорить, вставать на ножки, часто отстают в речевом развитии. Как правило, они неэмоциональны и пассивны на первом году жизни, а в дальнейшем становятся гиперактивными, непослушными детками. Понаблюдайте за ребёнком, попросите обратную связь от воспитателя, от учителя и не бойтесь поделиться своими опасениями со специалистом. Относительно данного синдрома задержка в лечении приведёт к очень пагубным последствиям.

Где взять волшебную таблетку?

– Каковы причины этого синдрома?

– Как правило, мы делаем отсылку на его генетическую природу. В семьях детей с СДВГ чаще всего есть родственники, которые страдают данными нарушениями. Кроме этого, довольно часто СДВГ списывают на проблемные беременность и роды. Сейчас стали больше выхаживать недоношенных детей, а у них незрелая нервная система и они имеют различные перинатальные поражения нервной системы, что также сказывается на проявлении диагноза. Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, стремительные роды – это всё также может способствовать рождению ребёнка с таким синдромом. Если эти проблемы у вас были, обязательно посетите невролога. Курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать синдром, поскольку никотин сужает сосуды и ребёнок получает меньше кислорода. Помимо этого, не так давно стали выделять и социальные факторы развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Например, постоянные конфликты в семье, криминогенная обстановка либо низкий социальный уровень могут оказать влияние. Безусловно, эти факторы не являются первопричиной, но могут способствовать проявлению и закреплению симптомов. В принципе, можно сказать, что причин достаточно много. Некоторые из них мы можем предотвратить, а некоторые нам, увы, не подвластны. Так что здесь важнее сосредоточиться не столько на причинах возникновения, сколько на своевременной диагностике и коррекции.

– Нередко родители детей с СДВГ обращаются к неврологу и хотят, чтобы ребёнку прописали какую-нибудь «волшебную таблетку», чтобы его поведение изменилось в лучшую сторону. Насколько это конструктивный подход?

– К неврологу обращаться, безусловно, нужно, но для того, чтобы провести комплексное обследование и поставить верный диагноз. Но «волшебной таблетки» ждать не стоит, её попросту нет. Препараты, которые прописывают при СДВГ, не излечивают данный синдром. Лекарства – это в какой-то степени заместительная терапия. То есть это примерно как трость для незрячего: она не восстанавливает зрение, а помогает немножко лучше ориентироваться в пространстве. Лет десять – пятнадцать тому назад действительно неврологи назначали ноотропные и успокаивающие препараты, но это скорее была терапия отчаяния в помощь родителям. Сегодня есть только один препарат, который более или менее оказывает действие на этот синдром, но он дорогой и разрешён только с семи лет. Его назначают тогда, когда ребёнок активно включается в учебную деятельность, и то на совсем коротенький промежуток времени, потом стараются как можно быстрее этот препарат отменить. Медикаментозная терапия при СДВГ сейчас под большим вопросом. И если уж назначаются препараты, то только как дополнение к основной психокоррекционной работе, но никак не в качестве её замещения. Ещё один минус препаратов – это то, что они имеют огромное количество ограничений и противопоказаний, которые связаны с частыми побочными эффектами, поэтому неврологи всё-таки стараются не прибегать к их назначению. Коррекция СДВГ – это не таблетка, а совокупность терапии у разных специалистов. Если для постановки диагноза действительно достаточно пойти к неврологу, то для коррекции нам нужно подключать и других специалистов: нейропсихолога, клинического медицинского психолога, педагогов. В процессе этой работы у ребёнка формируются элементарные социальные навыки: он учится жить в группе, дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемые способы их выражения. Нейропсихолог развивает дефицитарные функции гиперактивного ребёнка, его задача – помочь преодолеть нарушения внимания, памяти, способствовать развитию мышления и моторики, сформировать элементарные школьные навыки. И в обязательном порядке мы подключаем к процессу ещё и педагогов, потому что ребёнку требуется особый, щадящий режим обучения. В дополнение к этому должна проходить психотерапевтическая работа с родителями, для того чтобы они понимали, что это не издержки воспитания, а заболевание, и соответствующим образом к этому относились.

Родителям предлагают создать для ребёнка определённый режим. Им даются упражнения и задания, которые они ежедневно выполняют со своими детками. И такая слаженная комплексная работа специалистов и родителей может дать определённые плоды в коррекции синдрома.

Неутешительная статистика

– Что касается обучения таких детей в школе, как правильно организовать этот процесс?

– Ребёнку с СДВГ весьма трудно приходится в школе: тихо сидеть на уроке и слушаться учителя – сложная задача для него. А ещё нужно сконцентрироваться на учебной информации. Такому ребёнку необходим не только индивидуальный подход, но и щадящий режим обучения. Минимальное количество учеников в классе, в идеале – не больше 10–12 человек. Меньшая продолжительность занятий, максимум тридцать минут. Хорошо посадить его за первую парту, чтобы он регулярно контактировал глазами с педагогом для лучшей концентрации внимания. И чтобы это была парта, которая находится подальше от окон и дверей, потому что такие дети часто отвлекаются на внешние раздражители. Педагогам нужно помнить, что такие дети неспособны к длительной фиксации внимания, поэтому крайне важно сидячую работу разбавлять какой-то, хотя бы малейшей физической активностью: попросить стереть с доски или сбегать в учительскую за мелом. Опять же плохая концентрация внимания проносит часть информации мимо ушей такого ребёнка, поэтому важные моменты нужно фиксировать на доске или давать строго под запись в тетрадь и периодически напоминать ребёнку, где он может эту информацию посмотреть. Большие массивы информации ему не под силу, поэтому нужно делать перерывы, давать встать с места и побегать или занять его ладошки упражнениями по мелкой моторике. В принципе, дети с СДВГ способны себя вести приемлемым образом в классе, но им нужна чёткая структура и ясные ожидания. Лучше всего они реагируют на конкретные цели и каждодневное подкрепление. Создайте определённый план, который включает систему поощрения за какие-то победы. Помните, как раньше, когда мы учились в школе, нам звёздочки давали за хорошее поведение и за качественное выполнение заданий? Вот примерно так. Система жетончиков хорошо работает у таких детей. Так ребёнок будет чётко знать, какое поведение является хорошим и за что он получит подкрепление, а какое поведение выходит за рамки нормы. Если учителя будут всё это понимать, то обучение такого ребёнка пройдёт более безболезненно как для него, так и для всего класса, и для самих учителей.

– Нередко современные родители склонны отрицать те проблемы, которые есть у детей. Все хотят, чтобы их чада были здоровыми и успешными, и для достижения этого подчас попросту закрывают глаза на то, что что-то не так. Если не заниматься коррекцией СДВГ, к каким проблемам это может привести в дальнейшем?

– Вы знаете, что здесь самое интересное: в любом случае, будем мы корректировать СДВГ или не будем, это диагноз на всю жизнь. К сожалению, этот синдром не лечится, но при своевременной коррекции симптомы сглаживаются, что позволяет ребёнку правильно и всесторонне развиваться и функционировать в обществе. До сих пор есть такое мнение, и я в своей практике часто слышу от родителей: мол, ничего страшного, к подростковому возрасту симптомы пройдут, и дети это перерастут. Это глубочайшее заблуждение. Ничего подобного не произойдёт. Давно уже доказано, что дети с СДВГ превращаются во взрослых с СДВГ. И если закрыть глаза на этот диагноз, то во взрослом возрасте у человека будет ярко цветущая симптоматика. И есть неутешительная статистика, согласно которой большой процент взрослых с не скорректированным в детстве СДВГ становятся алкоголиками, наркоманами, ведут асоциальный образ жизни. Также у них возможны такие осложнения, как депрессия, неврозы, ипохондрия. Поэтому ни в коем случает нельзя закрывать глаза на проблему, затягивать с коррекцией: чем более пластична и юна психика, тем лучше будет результат. Своевременность – залог успеха.

Сложно, но можно

– А можно ли как-то помочь взрослому с СДВГ? Поддаётся ли синдром коррекции уже в солидном возрасте? Чем могут помочь специалисты и что может сделать человек сам для себя?

– Коррекция СДВГ у взрослых возможна, но она невероятно сложна, ведь перед нами уже сформировавшаяся психика и есть определённая привычка к данным симптомам. При работе со взрослыми с СДВГ предпочтения отдают психотерапии. В обязательном порядке это будет индивидуальная терапия, которая направлена на сглаживание симптоматики заболевания, на проработку эмоциональных проявлений. Она помогает пациенту научиться организовывать свою жизнь и планировать свое время. Ко всему этому подключается и семейная психотерапия, которая помогает наладить взаимоотношения в семье. А это крайне важно, потому что жить с таким человеком катастрофически тяжело. Из ноу-хау в психотерапии сейчас применяют работу с личным тренером по вниманию и концентрации. Также используют медикаментозное лечение. Во взрослом возрасте всё же невероятно тяжело идёт коррекция СДВГ, поэтому специалисты стараются применять максимально возможное количество разных способов терапии. Ещё один, наверное, самый важный момент в коррекции СДВГ у взрослых – это то, что помимо помощи специалистов необходима самостоятельная проработка симптоматики самим пациентом. Самый простой метод – это занятия спортом. В процессе физических упражнений у нас повышается уровень серотонина и дофамина, а эти вещества влияют на способность к концентрации внимания. Для достижения устойчивых результатов рекомендуется заниматься спортом минимум четыре-пять раз в неделю. Причём это может быть не специализированный тренажёрный зал, а прогулки в ближайшей лесополосе. Ещё один действенный способ, по словам самих пациентов, – медитация. Она способствует большей собранности и уменьшению гиперактивности, хотя опять же сами пациенты говорят, что взять себя в руки и не отвлекаться на посторонние шумы – невероятно сложно, особенно поначалу. Также коррекция будет более эффективной, если нам удастся нормализовать сон пациента. Как правило, такие люди очень плохо и беспокойно спят. А когда человек спит, мозг отдыхает и расслабляется, в результате чего улучшается психоэмоциональное состояние. И если мы не добьёмся правильного и грамотного режима сна, то симптомы СДВГ будут проявляться с большей силой, а нам это совершенно не нужно.

– А как общаться и выстраивать отношения со взрослым человеком, у которого СДВГ?

– Во-первых, вам нужно быть весьма подкованным в этой теме. Для того чтобы общение приносило взаимное удовольствие, вам нужно чётко представлять себе всю симптоматику данного заболевания и понимать, что это именно заболевание и игнорировать его не получится. Изучив симптомы СДВГ, вы будете готовы к потенциальному поведению вашего близкого человека и сможете набросать примерный план ответных действий. Помимо этого, нужно стараться помочь человеку погасить симптоматику и научиться управлять ею. Например, для человека с СДВГ характерны тревожность, забывчивость и рассеянность. Помогите ему завести дневник, где он будет записывать планы на день, или составьте совместно расписание на неделю. Помогите ему управлять своим временем. Поскольку СДВГ проявляется ещё и в гиперактивности, то его носителям трудно усидеть на одном месте, им постоянно нужно что-то новое. Вы должны быть готовы к частым сменам работы, гардероба, хобби, окружения… Придумайте совместно социально приемлемые способы выплеска энергии. Это могут быть путешествия, обучающие курсы либо работа, связанная с постоянной сменой окружения. Очень часто такие взрослые страдают от нехватки физической активности. Опять же помогают занятия физкультурой и спортом, прогулки либо деятельность, которая связана с развитием мелкой моторики. Для женщин хорошо подходит вязание – как спицами, так и крючком. Будьте готовы к перепадам настроения вашего близкого человека. У людей с СДВГ невероятно часто меняется настроение, и если вы будете знать, как реагировать на эти изменения, вам будет проще с ними смириться. И самое главное, конечно, не принимать вспышки эмоций, импульсивность, агрессивность близко к сердцу. Эти проявления направлены не на вас. Это всего лишь симптом расстройства. Жить со всем этим сложно, но это придётся делать.

– Давайте подытожим, почему от такой проблемы, как СДВГ, не следует отмахиваться?

– А почему мы с вами начинаем лечить воспаление лёгких? Во-первых, потому что нам некомфортно жить с этим заболеванием. Мы начинаем кашлять, у нас болит за грудиной. А во-вторых, к чему может привести воспаление? К каким-то другим неприятным последствиям со здоровьем. И мы, как только понимаем, что больны, бежим к врачу. Вот так же и с СДВГ. Носителю данного диагноза крайне некомфортно и тяжело с ним жить: социальное взаимодействие нарушено, любое обучение даётся с трудом, самооценка страдает. Поэтому всегда лучше вовремя диагностировать СДВГ и начать коррекцию.

Фото: из личного архива Марии КУДАСОВОЙ, pixabay.com

Татьяна Борисова

В Вязьме установили памятную доску в честь героев-железнодорожников
Смолянин выплатил крупный долг по алиментам, чтобы уехать из страны