Как научить детей обращаться с деньгами?
Общество

Как научить детей обращаться с деньгами?

27 сентября 2020 года в 13:00

Деньги – это такая тема, по поводу которой возникает немало разнообразных вопросов и сомнений даже у взрослых: где заработать, как не потерять, как потратить с умом? Детям разобраться во всех этих хитросплетениях ещё сложнее. О том, как их знакомить с этими и другими вопросами, касающимися денег, «Смоленской газете» рассказала психолог и коуч Вера Маркина.

Дети-шопоголики

– Вера, когда и каким образом нужно начинать приобщать детей к денежным вопросам? Стоит ли пятилетнему малышу объяснять, как вы деньги зарабатываете, на что тратите, пытаться объяснять что-то про семейный бюджет?

– В пять лет, мне кажется, это ещё слишком рано, но если ребёнок начинает как-то этим интересоваться на своём уровне, то было бы здорово, конечно, что-то рассказать. Можно проводить игры. Дети в этом возрасте очень любят играть, например, в магазин. Я помню, что лет, наверное, в семь моя дочь сама себе нарисовала банковскую карточку и повсюду с ней ходила. Но вот для того, чтобы посадить ребёнка и рассказывать ему, знает ли он, что такое деньги, и как они важны в жизни, и как спланировать семейный бюджет, это рановато. Ещё не созрели в мозгу такие функции, которые за это отвечают. Ребёнок практически не задумывается о деньгах – для него есть игрушки, сладости, какие-то свои желания.

– Сейчас всё чаще сталкиваюсь с таким явлением, как эдакие дети-шопоголики, от которых родители постоянно слышат «купи-купи-купи». На самом деле, многие родители говорят, что очень сложно взять эту ситуацию под контроль, потому что у нас в этом отношении маркетинг с детской целевой аудиторией работает безотказно. Можно ли что-то с этим делать?

– Здесь родителям важно проявлять терпение и на детском уровне объяснять, что нужно делать перерывы между покупками игрушек или сладостей, что нет возможности покупать каждый день. Да, случаются истерики у детей прямо в магазинах, но нужно их выдерживать. Я слышала такую историю, что мама легла рядом и тоже так же закричала: «Хочу-хочу-хочу». Но, наверное, это очень смелая мама и такой крайний случай. Действительно, маркетинг сейчас так построен: то, что транслируется с экранов, закрепляется в голове ребёнка, даже с таким расчётом, что в будущем, во взрослом возрасте, он уже будет знать и предпочитать определённый товар. В этом плане родителям можно только посочувствовать.

– Если говорить о магазинных истериках, когда ребёнок упал на пол и закричал, – мимо же ходят всякие «доброжелатели», которые вмешиваются. Как себя вести, когда кто-то говорит твоему ребёнку: «Ай-ай-ай, какой нехороший мальчик», или тебе – «Да что это за мать такая? Игрушку ребёнку купить не может»?

– Это один из самых больших страхов родителей, что кто-то подумает, что они плохие родители. Тут важно встать на защиту ребёнка: вежливо, но очень чётко объяснить людям, которые комментируют, что вы в этих комментариях не нуждаетесь и в своих отношениях разберётесь сами. Сначала поставить такие границы, а потом уже разбираться, что происходит в этой ситуации с вашим ребёнком.

Часть семейной истории

– Некоторые родители сетуют на то, что дети не знают цену деньгам. Нужно ли детям объяснять, насколько сложно они зарабатываются и что нельзя их бросать на ветер? Или до тех пор, пока дети не начнут зарабатывать сами, они всё равно ничего не поймут – не нужно им засорять этим головы?

– Я вообще в этом отношении – за органику. Ребёнок видит и считывает то, как родители относятся к деньгам. Внушать, что деньги зарабатываются очень сложно, – это давать установку, которую ребёнок будет нести в своё будущее. Относиться к деньгам с уважением – это очень полезно, но вкладывать детям в головы, что они добываются только очень тяжёлым трудом, в каком-то смысле может быть даже вредным. Ребёнок это запомнит, и в будущем у него могут быть проблемы с зарабатыванием денег. Но говорить, что деньги достаются очень легко, и если ты захочешь, то через неделю у тебя будет миллион, – нереалистично. Хорошо, когда отношение к деньгам реалистичное и спокойное.

– Некоторые родители заинтересованы в том, чтобы дети в подростковом возрасте начинали подрабатывать, зарабатывать свои деньги. О малышах нередко специалисты говорят, что у них ведущая деятельность – игра, и если они постоянно ходят на развивающие занятия и играть им некогда, то это тормозит развитие. У подростков ведущая деятельность – общение. Если они в этот период работают, не сказывается ли это негативно на развитии?

– Если подросток сам заинтересован и хочет зарабатывать первые деньги, то чаще всего там же, на работе, он и развивает свои коммуникативные навыки. И общения там, на самом деле, много. Опять же, подросток сам может расставить приоритеты: сколько ему нужно времени на общение, а сколько на работу. По моим наблюдениям, подростки, которые заинтересованы в том, чтобы работать, собираются вместе и много общаются на тему общих интересов. Для меня подросток и заработки – это больше не про деньги, а про развитие и становление личности, про понимание жизни через свой опыт.

– Довольно распространённая тема, когда родители воспринимают первый заработок для подростка как такую историю: «Ты хорошо учишься, гуляешь с собакой или выполняешь какие-то другие поручения, а я тебе за это деньги даю». Насколько это хорошая история?

– Хорошая история – это когда есть семейные обязанности, об их распределении договариваются, и никто никому за это не платит. Когда у ребёнка появляются дела, касающиеся семьи, сначала он, конечно, может сопротивляться, но в действительности это очень большая ценность – он чувствует себя настоящим взрослым членом семьи, у которого есть ответственность, а из этого потом вытекает самооценка. Но если родители, например, завели собаку (и это было не желание ребёнка, а именно желание родителей) и им некогда с ней гулять, то здесь допустимо договориться, чтобы ребёнок выгуливал её за какую-то плату. Но категорично всё, что касается дома и семьи, делается бесплатно. Это часть семейной истории.

– Но подростки общаются друг с другом. И если в один прекрасный день ребёнок приходит и говорит: «А вот Васе мама деньги даёт за то, что он посуду моет, не буду больше вам мыть посуду бесплатно», – как на это реагировать?

– Мне кажется, что здесь важно немножко отмотать назад и вспомнить о том, как вы договаривались, когда был семейный совет и решали, кто что будет делать. Если ребёнку навязаны обязанности, ему их просто поручили, то, скорее всего, такая история возникнет, а если он как значимый член семьи сидел и обсуждал всё, решал, как будет, то меньше вероятность, что он будет устраивать скандалы и истерики по этому поводу. Как минимум он знает о том, что существуют какие-то правила, и он принимал участие в формировании именно этих правил, а не каких-то других.

Адекватное отношение к деньгам

– Бывают такие ситуации, когда ребёнок ещё не задумался над возможностью самостоятельного заработка, но есть большое желание у родителей, чтобы он попробовал. Распространённый вопрос: как подростка мотивировать?

– Как правило, в этом возрасте у ребёнка уже есть карманные деньги. И самый простой способ – сделать так, чтобы не было этих карманных денег вдоволь. Это должен быть необходимый минимум. У подростков появляется много разных желаний. Можно проговаривать, что родители будут что-то дарить на большие праздники, но остальные желания он может попробовать удовлетворять сам. И тут важно пережить подростковую злость, не почувствовать себя плохим родителем, потому что если удовлетворять все «хочу», мы через какое-то время столкнёмся с тем, что ребёнок может лечь и ничего не хотеть.

– Перенасыщение происходит?

– Если его желания удовлетворяются мгновенно, как по взмаху волшебной палочки: у него уже куплены машины, квартиры и заплачено за престижный институт, который он не выбирал, – зачем ему чего-то хотеть, к чему-то стремиться и что-то самому делать? В таких ситуациях родители рано или поздно сталкиваются с апатией у ребёнка и потом приходят на консультацию с фразой: «Мой ребёнок ничего не хочет».

– Есть ещё один подводный камень. Родители хотят, чтобы ребёнок подрабатывал, но забывают о том, что с появлением этой самой подработки у ребёнка появятся свои деньги, причём это будут уже не те суммы, что деньги карманные, а на порядок больше. И потом родителям не так просто смириться с тем, что у подростка есть свои деньги и он может ими распоряжаться по своему усмотрению. Вообще, нужно ли контролировать, на что он их тратит, или ни в коем случае нельзя в это вмешиваться – сам заработал, сам пусть тратит на что хочет?

– Нет здесь чёрного и белого. Контролировать, конечно, не нужно, но если ребёнок хочет обсудить, на что ему потратить деньги, то обсудить стоит. Можно рассказать ему, что он может тратить на сиюминутные желания, сейчас ходить в кино и что-то себе покупать, а может накопить на какую-то большую покупку. И ты ещё сказала о смирении. Вообще, родителям подростков приходится смиряться с очень многими вещами. Это часть взросления, часть сепарации.

– Давай резюмируем: что делать, чтобы у детей было адекватное отношение к деньгам?

– Первое: у родителей должно быть адекватное отношение к деньгам. Второе: лет с двенадцати приглашать ребёнка участвовать в семейных советах, в планировании, обсуждении покупок больших и маленьких, отдыха. Третье: рассказывать про отношение к деньгам, про работу и карьеру. Четвёртое: когда у него появляются собственные деньги – рефлексия, обсуждение его собственного опыта.

Фото: из личного архива Веры МАРКИНОЙ, pixabay.com

Татьяна Борисова

В СмолГУ открылась выставка, посвящённая литературе военных лет
В Смоленской области в деревне Лёскино высадили «Гвардейскую аллею»