Уроки смоленской истории за игровым столом
Игра – это всегда как минимум нескучно. А может быть ещё весьма увлекательно и познавательно. Например, когда классическая настольная ходилка полностью построена на смоленском материале и каждый игрок, двигая свою фишку по полю, попутно получает к сведению интересные исторические факты. Причём для некоторых информация становится настоящим открытием родного края…
Интересно о серьёзном
Игру-ходилку «Путешествие по Смоленской области» придумали в издательстве «Свиток».
– Мне давно хотелось сделать краеведческую информацию интересной и доступной многим, – говорит директор издательства Ирина Флиманкова. – Ведь те изыскания, которые издают серьёзные краеведы после работы в архивах, как правило, написаны не для широкого круга читателей: и тираж невелик, и слог достаточно специфичен. И я задумалась о популяризации этого направления. О том, в какой форме следует подавать информацию, чтобы привлечь к ней внимание большинства.
Первым шагом стали открытки. Были разные серии: «Говорим по-смоленски», «Мы были первыми», – но суть оставалась неизменной: в занимательной форме обыгрывались исторические факты и места, связанные с ними.
– Открытки, собственно, и натолкнули на мысль, что люди сначала воспринимают объект визуально, а потом уже пытаются что-то о нём узнать. Так мы пришли к варианту игры. А потом появился сборник «Занимательное краеведение. Смоленские истории».
Оба продукта были опробованы издателем ещё на стадии разработки. И оба оказались, что называется, в тему – для проведения нескучных семейных вечеров в режиме самоизоляции.
– Если честно, я даже не думала, что эти вещи настолько сейчас востребованны. Да мы и сами с удовольствием играем и получаем от этого удовольствие. Это действительно весело и занимательно. А местная тематика придаёт всему особый колорит. Тем более что все исторические факты преподнесены корректно – я консультировалась с краеведами и историками.
Путешествие начинается
Лично у меня игра «Путешествие по Смоленской области» вызвала приятное чувство ностальгии по детству. Яркие фишки, кубик и извилистая дорожка со множеством остановок – приключение начинается. Правда, в этой игре маршрутов два – на выбор: по югу или северу области.
– Как оказалось, сделать игру не так-то просто. Много времени ушло на то, чтобы проработать технологическую часть: проложить маршрут, выверить и правильно проставить возможные остановки, то есть выбрать наиболее информативные объекты из огромного первоначального списка. Чтобы в итоге получилось нескучно и познавательно. И не уйти в какие-то совсем уж частности, чтобы игра была интересна не только смолянам, но и гостям. Причём в любом возрасте.
Продвигаясь по полю, игроки могут остановиться, чтобы поучаствовать в «Потёмкинских забавах» в Духовщине, осмотреть курганы в Гнёздово, попробовать форшмак и мацу в Любавичах, собрать клюкву в Велиже, научиться народным ремёслам во Флёново…
– К историческим фактам логически привязаны все игровые моменты – получает ли игрок дополнительный ход или, наоборот, пропускает. Например, в Долгомостье воин Меркурий остановил монголо-татар. Значит, и игроку придётся задержаться и пропустить ход. А из Петровичей, родины писателя-фантаста Айзека Азимова, можно сразу же перенестись в Ершичи, где игрок получает дополнительный ход, поскольку это родина космонавта Александра Мисуркина.
Кстати, некоторых игровое путешествие по Смоленщине уже вдохновило на реальные поездки. Например, в Поозерье к зубрам, поскольку для кого-то стало открытием, что у нас водятся эти животные.
Между прочим, я тоже почерпнула для себя новую информацию. О том, что в Шумячах на свадьбы и большие праздники принято готовить лапуны – очень вкусные творожные лепёшки, которые режутся ромбом и сначала запекаются, а потом тушатся в печи.
– Информации много. И часть её действительно мало кому известна. Например, кто знает, что у нас в Мигновичах была открыта первая в России почтовая станция? А в игре мы сделали на этом акцент, что, наверное, теперь многим запомнится.
Кроме пометок на игровом поле есть ещё дополнение – Смоленская область в датах, где перечислены основные события в истории нашего края. Начиная с древнейших времён, когда здесь впервые появились люди, и заканчивая 2018 годом – последним юбилеем упоминания Смоленска в летописи.
Верю – не верю
Сборник «Занимательное краеведение. Смоленские истории» – это история нашего региона в играх. Задания несложные. Подобрать платье для Екатерины Великой. Или головной убор для Наполеона. Или недостающую деталь для греческой амфоры. А в преамбуле – факты, объясняющие, какое отношение к Смоленщине имеют Екатерина, Наполеон или греческая посуда.
Темы самые разные: Фёдор Конь, Тушемля, «Гороушна», Ганзейский союз, Грюнвальдская битва… Игровые формы – тоже: кроссворды, «верю – не верю», выбор из нескольких вариантов…
– При разработке заданий я использовала не только хрестоматийную историю, но и смоленские сказки, кухню, фольклор, легенды. Опять же были обязательные консультации с историками и краеведами, так что я ручаюсь за точность любого факта, приведённого в этой книге.
Помимо исторического материала в сборнике много удивительных иллюстраций, которые стилистически очень подходят тексту: при всей мультяшности образа – точность в прорисовке основных деталей. Поэтому портреты, пейзажи и архитектурные сооружения узнаются сразу.
– Иллюстрации к сборнику делал наш замечательный художник Михаил Дурново. У него свой стиль, и рисунки получаются весёлые и остроумные, но при этом чёткие и фактологически точные. Могу сказать без преувеличения, что Михаил – непревзойдённый иллюстратор смоленских объектов и исторических событий. Кстати, нашу настольную игру он тоже оформлял.
Задания из книжки «Занимательное краеведение…» можно выполнять как самостоятельно, так и семьёй или дружной компанией, что опять же весьма актуально во время отсутствия массовых развлечений.
Прогулки по крепости
Возможно, в будущем появятся и новые варианты подобного сборника – с другими фактами и темами, благо их в многовековой и бурной смоленской истории множество. А вот выпуск ещё одной настольной игры – в ближайших планах издательства «Свиток».
– Сейчас мы разрабатываем игру на тему Смоленской крепости. Мы решили немного усложнить её по сравнению с вариантом обычной ходилки. Будет привычное игровое поле с фишками. Но кроме того будет возможным выбор героя и заданий. Будут задания, которые должен выполнить сосед. Будут карты, из которых необходимо собрать все 38 башен крепости, и победителем в игре станет как раз тот, кто соберёт их больше всех. Кстати, эти же карточки будут и своеобразной игровой валютой – ими можно расплачиваться, когда игрок не хочет выполнять задание.
Интересно, что крепость будет нанесена на поле в своём первозданном варианте: со всеми башнями, воротами и пряслами, многие из которых сейчас не сохранились. А вот здания рядом будут и старинными, и современными. И задания тоже будут связаны не только с глубокой историей, но и с сегодняшним днём.
Новая игра тоже разрабатывалась коллегиально. Причём помимо историков и краеведов в качестве консультантов выступали ещё и специалисты по игровым технологиям. Чтобы в итоге получилось не слишком просто, но и не запредельно сложно.
– Сейчас настольные игры – своеобразный тренд. В том числе и у продвинутой молодёжи, которая предпочитает на какое-то время уходить из виртуальности и общаться с друзьями в реале. В том числе и за столом с настольными играми.
В игре будет порядка 60 заданий. И все они связаны с историей Смоленской крепости. Например, в одном обыгрывается землетрясение 1801 года, в результате которого обрушилась часть стены, – факт не самый популярный.
– Планируем, что новая игра появится уже осенью. По крайней мере, работаем очень плотно. Сам процесс создания игры удивительно интересный – можно сказать, уникальный. Плюс занимательная информация, необычные иллюстрации. К тому же местный материал обеспечивает большее погружение в реальность. Знакомые места, узнаваемые образы – и ты уже не просто участник игры, её герой. И информация, полученная в такой форме, останется в памяти надолго…
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова