«Кристалл» может возобновить работу уже в середине мая
Общество

«Кристалл» может возобновить работу уже в середине мая

29 апреля 2020 года в 20:37

Смоленское производственное объединение «Кристалл» - знаковое предприятие для Смоленщины. Его судьба волнует не только сотрудников предприятия, она интересна гораздо более широкой аудитории не только в России, но и за ее пределами. О том, что происходит сейчас на «Кристалле» нам рассказал генеральный директор производственного объединения Мурад Чапаров.

- Мурад Мухарбиевич, добрый день! Как всем известно, сегодня вся страна борется с распространением пандемии коронавируса. Многие предприятия остановили работу, а люди боятся заразиться и переживают за свои рабочие места. Как дела обстоят на «Кристалле»?

- Добрый день! Действительно, коронавирус оказал серьезное влияние на все предприятия алмазно-бриллиантовой отрасли, на «Кристалл» в том числе. Здесь есть сразу два фактора. Во-первых, санитарно-эпидемиологический: на период пандемии необходимо максимально обеспечить нахождение людей в режиме самоизоляции, исключить возможности заражения коллектива. Во-вторых, отраслевой фактор. Коронавирус практически остановил работу нашей отрасли.

Поскольку главное для нас всегда – здоровье людей, начну с этого. К счастью, на сегодняшний день среди сотрудников ПО «Кристалл» нет ни одного подтвержденного случая заражения коронавирусом. Это дает нам повод для гордости: значит, сотрудники завода ведут себя ответственно, соблюдают меры профилактики и режим самоизоляции. Сейчас это как никогда важно, потому что, если в майские праздники люди будут беречься, есть большая вероятность, что коронавирус скоро станет для страны пройденным этапом.

- С заболеваемостью ситуация хорошая, а что с отраслью?

- Потребители абсолютно на всех рынках точно так же находятся в самоизоляции, берегут деньги, страдают от неизвестности и поэтому не спешат делать покупки ювелирных украшений. Тем более, нужно понимать, что магазины закрыты, а ювелирные изделия – это все-таки не то, что часто покупают в «онлайне»: его нужно увидеть, оценить красоту вживую, примерить. Работа гранильных предприятий в Индии, которая является крупнейшим мировым производителем бриллиантов, полностью остановлена, также чтобы не допускать распространения вируса. Из-за невозможности прогнозировать спрос и из-за того, что закрыты границы между странами, почти не идет торговля алмазами. Так что для гранильных предприятий России кризис, вероятнее всего, продлится и после того, как режим самоизоляции снимут.

- На днях РБК как раз сообщили, что до конца лета «Кристалл» будет в вынужденном простое. Почему так долго?

- Внесем ясность. Сейчас «Кристалл» действительно находится в вынужденном простое, связанном как раз с пандемией и отраслевым кризисом. У нас накоплены большие запасы готовой продукции и производить новые бриллианты пока бессмысленно, собственно, поэтому выручка предприятия за апрель равна нулю. Кроме того, мы не можем обеспечить должный уровень санитарной безопасности, поскольку по технологическому процессу работник не может носить защитные очки и перчатки. Но! Даже в этих условиях мы, во-первых, полностью сохранили весь коллектив, а во-вторых, выплачиваем работникам 2/3 заработной платы на время простоя.

На этой неделе стало известно, что, возможно, режим самоизоляции отменят после праздников. В настоящее время решение о простое принято до середины мая. В конце первой декады мая в зависимости от эпидемиологической обстановки будем рассматривать возможность запуска производства с 18 мая. Сейчас сложно делать прогнозы, но на данный момент мы исходим из того, что летом «Кристалл», как и планировалось ранее, будет работать по принципу трехдневной недели. Производить так же много бриллиантов как раньше мы пока не сможем, рынок столько не примет, начнем постепенно. Но если рынок будет нам благоприятствовать, сможем вернуться к полноценной пятидневной работе раньше.

- Что должно случиться, чтобы рынок бриллиантов восстановился?

- Восстановление рынка – это поэтапный процесс. Сперва рынки потребления должны снять режим самоизоляции, разрешить людям вернуться к нормальной жизни. Первые признаки такой жизни мы сейчас видим в Китае, где несколько городов уже открыты, в том числе, тот самый Ухань, в котором все началось. Возобновили работу торговые центры и другие общественные места, хотя людям до сих пор предписано носить маски и держаться на расстоянии. И ювелирные компании, которые там работают, сообщают, что у них пошли продажи. Пока медленно, не так, как раньше – люди, например, до сих пор опасаются заходить с кем-то еще в маленькие магазинчики, часто остаются дома. Но положительная динамика уже видна.

Китай – второй по размеру рынок потребления ювелирных изделий с бриллиантами. Самый крупный – США. Там меры пока сохраняются, но политики уже говорят о том, что будет постепенное смягчение. Так что остается только ждать его – в США и странах Европы.

Следующий этап – высвобождение запасов. Сейчас у гранильных компаний есть большое количество накопленных запасов готовой продукции. Пока она есть, новую производить бессмысленно. Как только появится спрос со стороны потребителей, ювелиры начнут запрашивать бриллианты, запасы огранщиков начнут иссякать, и они приступят к работе над новыми камнями.

- Можно ли как-то повлиять на этот процесс?

- Можно и нужно. Мы держим руку на пульсе, ежедневно мониторим состояние рынков, чтобы быть готовыми вернуться в строй сразу, как только пойдет активность. При этом мы не теряем время, сидя на самоизоляции, и усиливаем «Кристалл», чтобы он вышел на рынок максимально подготовленным.

В первую очередь, сейчас активно прорабатываются пути расширения географии сбыта «Кристалла» и роста клиентской базы. АЛРОСА существенно усилила офисы продаж в США и Китае, крупнейших странах-потребителях ювелирных изделий с бриллиантами. Оба они готовы активно развивать продажи бриллиантов, производимых в Смоленске.

Параллельно идет работа по укреплению команды сбытовиков. Формируется новая система продаж, во главу которой встанет повышение эффективности сбыта на базе системной аналитики, новых принципов ценообразования, внедрения CRM и изменений в системе мотивации.

АЛРОСА также развивает интернет-платформу по торговле бриллиантами с историей происхождения, ориентированную как на B2B, так и на B2C покупателей, в том числе, с возможностью проведения аукционов. Неоправленные бриллианты «Кристалла» будут реализовываться, в том числе, на этой платформе, каждый из них будет иметь расширенный паспорт с полной историей происхождения от добычи и до огранки – информацией, которая сейчас востребована у зарубежных потребителей.

Одним из важных направлений станут инвестиции в маркетинговые программы для продвижения бриллиантов разных категорий на зарубежных рынках – в частности, флуоресцентных бриллиантов и камней «Русской огранки», зародившейся когда-то именно на «Кристалле».

Фото: kristallsmolensk.com

Кирилл Малышев

В Рославльской ЦРБ готовят дополнительный коечный фонд
Смоленские спасатели проводят акцию по благоустройству территории у мемориалов