Этот женский неженский день
В современной жизни как-то размывается граница между мужским и женским. Сейчас уже никого не удивляет, что некогда считавшаяся слабой половиной часть человечества овладевает теми профессиями, которые ещё некоторое время назад были абсолютно мужской прерогативой. Потому вполне логично, что в преддверии Международного женского дня речь пойдёт о полицейском. Женщине-полицейском. Чуть более века назад, а для истории это не срок, представить себе женщину в роли околоточного надзирателя – именно это примерный аналог современного участкового – было невозможно. Теперь же это в порядке вещей, хотя…
– По моему мнению, – говорит старший участковый УМВД России по городу Смоленску майор полиции Марина СТЕПЧЕНКОВА, – в службе участковых уполномоченных полиции должен работать молодой человек, который ещё не женат и у которого нет детей.
Марина, которая уже шесть лет проработала именно участковым уполномоченным полиции, знает, о чём говорит, и поясняет:
– У участкового – ненормированный служебный день, а все проблемы, с которыми сталкиваешься по службе, поневоле приносишь в семью. Их никуда не выкинешь из головы, так просто не отключишь.
Так всё начиналось
Шестнадцать лет назад, после окончания автотранспортного техникума, Марина Степченкова пришла на службу в полицию. Уже здесь она заочно получила ещё и юридическое образование.
Начинала Марина с должности инспектора по делам несовершеннолетних. И сейчас уверенно утверждает, что с детьми работать гораздо сложнее, чем со взрослыми. Правда, речь всё-таки идёт скорее о родителях, чем о детях.
– Каждый родитель считает, что его ребёнок идеальный. Он не распивает, никогда не пробовал наркотики, не ругается, не дерётся… Мне заявляли так: что вы, дома он никогда так не делал… Со взрослыми в этом отношении, конечно, проще. Они, по крайней мере, так глупо не пытаются выкрутиться, – рассказывает Марина Степченкова.
– А что, исходя из вашего опыта, чаще всего толкает детей на совершение правонарушений?
– Чаще всего – это обыкновенная глупость. Причём, по моим наблюдениям, если ребёнок совершил что-то противоправное и был за это по закону наказан, он больше такого не повторит. Чего нельзя сказать о взрослых… – уточняет Марина Степченкова.
Старший участковый
Когда Марина только пришла работать в полицию, коллеги-мужчины относились к ней несколько настороженно. Но теперь привыкли, все помогают, поддерживают.
Зато, уже будучи участковым, при общении с заявителями Марина – именно как женщина – сталкивалась и с курьёзными случаями.
– Это сейчас уже привыкли, и никого не шокирует. А поначалу, когда я только пришла в службу участковых, выхожу на адрес по заявлению, звоню в домофон. Оттуда спрашивают: кто там? Отвечаю: участковый. Они уточняют: врач? – с улыбкой вспоминает начало службы в должности участкового Марина.
Сейчас старший участковый майор полиции Марина Степченкова отвечает за улицы Твардовского, Тухачевского, Ленина, Запольный переулок.
Несложно заметить, что практически весь участок входит в границы так называемой Запольной, которая ещё не так давно пользовалась в Смоленске дурной репутацией, поскольку здесь проживало много ранее судимых, а группы молодёжи наводили ужас на случайных прохожих не из этого района.
– Теперь всё не так, как раньше, и более-менее тихо, – рассказывает Марина Степченкова. – Кого-то из того контингента расселили, те, кто остался, уже постарели, а то и умерли. Поскольку это фактически центр города, здесь построили элитное жильё, и теперь тут живут вполне респектабельные граждане.
Но это совершенно не значит, что участковому уполномоченному полиции делать совершенно нечего.
Жители обращаются к Марине Степченковой по разным поводам. Это и хищения, и шум в ночное время, и многое другое, в том числе причинение телесных повреждений. Причём последнее нередко происходит в семье, между, казалось бы, самыми близкими людьми.
– Основная масса заявлений о причинении телесных повреждений как раз касается конфликтов между мужем и женой, – рассказывает майор полиции Марина Степченкова. – Либо муж побил супругу, либо угрожал ей. Лично мне такие мужчины не симпатичны, я бы с таким жить не стала. Даже если бы это был всего лишь устный конфликт, но с угрозами.
Как правило, семейные конфликты происходят в вечернее время или ближе к ночи в ходе распития спиртных напитков или когда муж возвращается домой после чрезмерного злоупотребления алкоголем где-то с приятелями.
По вызову, сделанному женщиной, на место прибывает дежурный участковый или наряд патрульно-постовой службы, который находится ближе всех к указанному адресу.
На следующий день заявление потерпевшей стороны поступает к участковому уполномоченному полиции, у которого есть десять суток для принятия решения. В установленный законодательством срок участковый опрашивает участников конфликта, соседей и других свидетелей, если таковые были.
Правда, в случае семейного конфликта люди в большинстве случаев мирятся. Потому, как правило, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Редко когда доходит до возбуждения уголовного дела.
– Это единичные случаи, – уточняет Марина и добавляет, что бывает и так, когда женщина, вызвавшая полицию, вдруг передумает: «Он хороший, отдайте моё заявление». Но заявление уже забрать обратно нельзя. Можно написать встречное заявление, что она претензий не имеет. Но заявление, поступившее в полицию, никто уже обратно не вернёт.
Отсидеться без дела не получается
Семейные конфликты, конечно, занимают много времени в работе участкового уполномоченного полиции, но их разбором не огранивается круг служебных обязанностей. Посидеть в участковом пункте полиции, что называется, с книжечкой в руках совершенно не получается. Марина Степченкова каждый день проводит на ногах, что называется, «на земле». Ей необходимо обойти свой административный участок. В ходе таких обходов Марина напоминает жителям о том, чтобы они были бдительны и внимательны, поскольку участились случаи социального мошенничества, особенно в отношении людей преклонного возраста, раздаёт свои визитки, чтобы граждане знали, куда обращаться в случае угрозы или опасности.
Но есть и особый контингент, которому участковый уполномоченный полиции уделяет пристальное внимание.
– Это лица, состоящие под административным надзором, у них различные ограничения, наложенные судом, – в частности, пребывание по месту жительства в ночное время суток, запрет на посещение массовых мероприятий. Есть те, кто освободился из мест лишения свободы, судимые. На них мы в первую очередь обращаем внимание и посещаем их по месту жительства. Опять же родители, состоящие на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних, которые не исполняют свои обязанности в отношении ребёнка. Мы с ними тоже знакомы и обязаны проводить профилактическую работу. Инспекторы по делам несовершеннолетних – свою, мы – свою, – рассказывает Марина Степченкова.
Кстати, дети, которые в силу возраста относятся к надзору подразделения по делам несовершеннолетних, тоже попадают в поле зрения участкового уполномоченного полиции.
– Если на ребёнка судом наложено ограничение на пребывание вне дома с двадцати двух или двадцати трёх часов вечера до шести чесов утра, то в нашу обязанность входит проверка соблюдения этого ограничения, – уточняет Марина Степченкова.
На конец января на административном участке майора полиции Марины Степченковой проживает двадцать один человек, освободившийся из мест лишения свободы, два несовершеннолетних парня, которых суд обязал находиться по месту жительства в ночное время, три семьи, в которых родители состоят на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних, и шесть человек, которые состоят под административным надзором.
А ещё спокойствие на административном участке Марины Степеченковой нарушают граждане без определённого места жительства.
– Здесь хотя и центр города, но много расселённых домов, вот в них, пока зима и холодно, обитают такие граждане. Мы их практически всех знаем. Утром, как проснутся, они отправляются за спиртным.
Причём любят употреблять его почему-то публично, на виду у всех, на лавочках в сквере возле культурно-досугового центра «Губернский».
– Люди часто жалуются, обращаются в полицию. Мы, конечно, реагируем и принимаем меры. Если гражданин действительно в состоянии алкогольного опьянения или распивает спиртное в общественном месте, его задерживают, составляют административный протокол. Но такие люди, на мой взгляд, уже неисправимы, – делится своими наблюдениями Марина Степченкова.
На административном участке Марины Степченковой создан частный приют для лиц, не имеющих места жительства. Но, как отметила Марина, такие люди не любят там находиться, поскольку в приюте категорически запрещено употреблять спиртное, приходить нужно в определённое время и всё-таки постараться найти работу. Причём руководитель приюта им в этом оказывает помощь. Однако люди без определённого места жительства уже отвыкли от такого рода ограничений и не любят обращаться в приют.
Дома уже привыкли
В Женский день Марину дома будет поздравлять семья: муж, пятнадцатилетний сын и девятилетняя дочь.
– И как ваша семья относится к маминой работе?
– Муж уже привык, мы с ним вместе семнадцать лет. Когда приходится задерживаться на работе допоздна, муж приезжает за мной на машине.
По словам Марины, дети тоже относятся с пониманием к её сложной и даже, можно сказать, неженской работе.
Фото: 67.мвд.рф
Алексей ГУСИНСКИЙ