Светофоры, дайте визу, едет «скорая» на вызов…
Общество

Светофоры, дайте визу, едет «скорая» на вызов…

31 января 2020 года в 19:00
314

В большинстве своём люди весьма легкомысленно относятся к своему здоровью. Ну, подумаешь, кашель, насморк и прочие симптомы то ли гриппа, то ли простуды. В аптеках масса препаратов, что-нибудь да поможет, а скорее всего, само пройдёт. Недаром в народе говорят: если простуду лечить, она пройдёт за семь дней, если не лечить – за неделю. А в итоге такое самолечение или полное его отсутствие может закончиться если и не совсем трагически, то весьма серьёзными осложнениями. Впрочем, аналогичное безответственное отношение проявляют люди и к симптомам других заболеваний.

В рамках национального проекта «Здравоохранение», который направлен, в частности, на повышение доступности и качества медицинских услуг, речь в том числе идёт и о тех случаях, когда, чтобы помочь человеку, нужен уже не участковый терапевт и размеренное амбулаторное лечение, а экстренное врачебное вмешательство.

Помощь, если жизни есть угроза

О том, что такое скорая медицинская помощь и чем она отличается от других видов медицинской помощи, рассказывает главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи областного департамента по здравоохранению, главный врач станции скорой помощи в Смоленске Лариса САВКИНА:

– Принципиальное отличие скорой медицинской помощи от других видов медицинской помощи населению заключается в том, что она нужна именно здесь и сейчас. Когда у человека внезапно возникают проблемы со здоровьем, есть угроза его жизни, наши специалисты незамедлительно выезжают на такие вызовы и должны оказаться возле больного за максимально короткий промежуток времени, чтобы оказать экстренную медицинскую помощь.

– Лариса Юрьевна, а как определить: нужна человеку экстренная помощь или можно спокойно обратиться к участковому терапевту?

– На самом деле, в силу того, что люди, как правило, не специалисты в медицине, на данный вопрос сложно дать однозначный ответ. Хорошо (это, конечно, в кавычках), когда звучит конкретный и нам вполне понятный повод для вызова. Люди обращаются в скорую помощь по телефону и рассказывают, что с ними случилось. Наши диспетчеры, принимая вызовы, проводят по специальному алгоритму опрос обратившегося. Все обращения должны пройти сортировку, по результатам которой будет выявлено наличие или отсутствие в поступившем обращении повода для вызова скорой медицинской помощи. Это необходимо для того, чтобы по возможности предельно точно установить, что послужило поводом для обращения. Именно от результата опроса зависит очерёдность направления бригады скорой помощи к пациенту.

Однако когда поводом для вызова становятся дорожно-транспортное происшествие, потеря сознания, падение с высоты, утопление, термические и химические ожоги, нарушение дыхания, высокая температура у ребёнка до года, впервые внезапно возникший болевой синдром (острые боли в сердце, не проходящие после приёма нитроглицерина, острые головные боли, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, острые боли в животе и другие подобные состояния), нарушение речи, нарушение движения в конечностях, кровотечение, начавшиеся роды – в таких случаях бригада скорой помощи выезжает незамедлительно, так как эти вышеперечисленные поводы для вызова скорой медицинской помощи представляют угрозу жизни пациенту.

Очень много поступает обращений в связи с обострением хронических заболеваний – например, таких, как подъём артериального давления у больных, страдающих гипертонической болезнью. В сутки таких обращений бывает около 50. В подавляющем большинстве случаев достаточно бывает принять таблетку для снижения давления и немного подождать. Или, например, развилось острое вирусное респираторное заболевание с повышением температуры тела. Всё это поводы из разряда тех, которые можно и нужно лечить в поликлинике у участкового терапевта. Для этого необходимо обратиться в свою территориальную поликлинику в часы её работы и вызвать врача на дом. Приехавший на вызов врач не только окажет необходимую медицинскую помощь, но также даст рекомендации по дальнейшему лечению, откроет, если необходимо, больничный лист. График работы поликлиники и телефоны вызова врача или бригады неотложной помощи из поликлиники можно узнать на их официальных сайтах.

Зачастую, обслуживая таких больных, наши сотрудники отмечают очень низкую приверженность граждан к контролю своего здоровья, нерегулярность приёма лекарственных препаратов.

Если не относиться изначально легкомысленно к своему здоровью, а соблюдать назначенное лечение, регулярно принимать прописанные препараты и вести здоровый образ жизни, то и не встанет вопрос, вызывать или не вызывать скорую помощь.

Но, к сожалению, пока самочувствие нормальное, наши люди не хотят соблюдать врачебные предписания. А потом, когда здоровье чуть пошатнулось, проще набрать «03» или «103». Они прекрасно знают, что мы не отмахнёмся ни от одного вызова, обязательно приедем, поможем, сделаем кардиограмму, определим уровень сахара в крови, назначим терапию.

И такие случаи, когда врачей скорой помощи используют в качестве участковых терапевтов, весьма нередки. Конечно, это не облегчает нам работу, а затрудняет. Порой вызов, который нужно обслужить экстренно, задерживается в обслуживании, потому что бригады находятся на таких вот «непрофильных» вызовах.

Для того чтобы уменьшить эту непрофильность, у нас сейчас организована передача таких вызовов в поликлиники, где работают бригады неотложной помощи, в которые входят врач-терапевт и медсестра. Они имеют в укладке лекарственные препараты, ЭКГ-аппарат, который позволяет снять кардиограмму, небулайзер для больных с бронхиальной астмой. Они могут прямо на дому сделать пациенту глюкометрию для определения уровня сахара в крови.

Среди вызовов, которые к нам поступают, диспетчеры выявляют непрофильные и перенаправляют в поликлиники по месту жительства обратившихся. А пациенту сообщают, что его вызов направлен в поликлинику и в течение двух часов к нему приедет «неотложка».

К сожалению, среди населения мы встречаем непонимание, а порой и агрессивное отношение в случаях, когда мы перенаправляем вызовы в поликлинику.

Двадцать минут от жизни до смерти

– А разве есть разница между скорой помощью и «неотложкой»?

– Разница заключается в наличии у больного состояния, угрожающего жизни. Мы уже говорили, что есть вызовы, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, когда существует явная угроза жизни человека и он может умереть, если в течение ближайших двадцати минут ему не будет оказана медицинская помощь. Эти пресловутые «двадцать минут» обозначены и в наших нормативных документах. Вызовы в экстренной форме, когда пациент без врачебного вмешательства может умереть в течение короткого времени, и есть приоритет для скорой помощи.

А когда речь идёт о «неотложке» – это внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни. На оказание неотложной помощи отводится не более двух часов с момента обращения. Эта норма содержится в нашей территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Для уменьшения риска обострений хронических заболеваний в поликлиниках проводят «школы здоровья» с теми людьми, у которых могут развиться такие экстренные состояния и они потенциально попадают в число наших пациентов. Ведь эти экстренные состояния можно предотвратить, если человека научить, как со своей болезнью жить, как правильно заботиться о своём здоровье.

Но уж если случилось внезапное ухудшение самочувствия на фоне благополучия, тогда не нужно терпеть, а следует вызывать «скорую». Бывает так, что у человека развивается инфаркт миокарда, боль в сердце, а он терпит, думает: само пройдёт…

– Слышал такой совет, что если кровяное давление поднялось до 160 и выше, следует незамедлительно вызвать скорую помощь. Это так?

– Если давление поднялось до 160, его можно и нужно начать снижать самостоятельно в домашних условиях путём приёма таблетированных лекарственных препаратов. Если не удаётся самостоятельно справиться, нужно обратиться в свою поликлинику и вызвать бригаду неотложной помощи.

Человек должен постоянно контролировать своё давление, то есть регулярно принимать лекарственные препараты, которые рекомендовал ему участковый терапевт. Лечащий врач в курсе всех результатов исследований и особенностей организма своего пациента. Он не только назначает лекарственный препарат, но контролирует его дозировку и периодичность приёма, ориентируясь на состояние.

Нужно понимать, что на фоне регулярного приёма лекарственных препаратов могут происходить скачки давления. Здесь возможно влияние погодных условий, а может, человек нарушил диету и съел солёной пищи, а потом выпил воды больше обычного, а ещё, может, изменился эмоциональный фон. Эти факторы влияют на уровень артериального давления. Но при регулярном приёме препаратов однократный его подъём хорошо купируется.

И для таких случаев есть препараты быстрого действия, которые снижают давление. Такие лекарственные препараты пациент, страдающий гипертонической болезнью, должен не только держать дома в аптечке, но иметь всегда при себе и уметь ими пользоваться. Этому научат участковый терапевт и «школы здоровья».

Как правильно вызвать скорую помощь?

– Лариса Юрьевна, люди, которым необходимо экстренное медицинское вмешательство, зачастую находятся в состоянии стресса и не всегда способны адекватно реагировать на ситуацию. Как нужно действовать в тех случаях, когда необходимо вызвать скорую помощь?

– Начнём с того, что вызов скорой медицинской помощи осуществляется с любого телефона набором номера: с любого стационарного телефона – «03», с мобильного устройства – «103». Ещё есть единый телефон экстренных служб – «112».

Диспетчер, принимающий обращение, представляется, называя свою фамилию или свой персональный номер. После этого диспетчер задаёт вопрос о причине обращения (например, «Что случилось?»).

Сам человек, который вызывает «скорую», а это может быть не только больной, но и кто-то из родственников или соседей, должен прежде всего успокоиться и чётко сказать диспетчеру, что конкретно беспокоит пациента и ответить на другие вопросы для выявления показаний и повода к вызову скорой медицинской помощи, далее назвать точный адрес, куда должна выехать бригада (район города, улицу, номер квартиры, пути подъезда к указанному адресу, этаж, код домофона и номер подъезда), возможные общеизвестные ориентиры. Это очень важно, потому что иногда путают номера домов, названия улиц, переулков, площадей. И тогда скорая помощь приедет не туда, куда нужно, а это всё драгоценное время, от потери которого иногда зависит жизнь человека.

Нужно точно назвать фамилию, имя и отчество больного или пострадавшего, его возраст, номер контактного телефона. Если не можете назвать фамилию, то пол, ориентировочно возраст.

Трубку телефона кладите только после того, как диспетчер перепроверит адрес и сам положит трубку со словами: «Ваш вызов принят, ожидайте».

Лицо, вызывающее бригаду скорой медицинской помощи, организует её встречу у ворот дома или подъезда, чтобы максимально ускорить прибытие медицинского персонала к больному или пострадавшему. При наличии препятствий при въезде на прилегающую территорию (двор), таких как шлагбаум, «цепочка», – по возможности обеспечить открытие, чтобы медицинские работники беспрепятственно прошли к больному или пострадавшему.

Дома нужно подготовить место, где медицинские работники расположат своё оборудование, стол для заполнения медицинской документации, приготовить паспорт, страховой медицинский полис. Желательно список лекарств или сами препараты, которые принимал пациент, при наличии – ЭКГ.

В квартире нужно в обязательном порядке убрать домашних животных. Даже самое безобидное животное иногда при виде бригады может повести себя неадекватно, и тогда медикам сложно будет оказать помощь больному.

– Довольно часто спрашивают о том, должны ли сотрудники бригады скорой помощи снимать обувь или надевать бахилы в квартире?

– Порядком оказания скорой медицинской помощи это не предусмотрено по той простой причине, что бригада должна быстро приступить к оказанию экстренной помощи, включая в случае необходимости дальнейшую эвакуацию больного в стационар. Можно перед приездом скорой помощи застелить пол бумагой или газетами или свернуть ковёр, если боитесь, что его запачкают.

Экстренно или неотложно?

– Лариса Юрьевна, вы сказали, что до двух часов – это неотложная помощь, а экстренная помощь – это до двадцати минут. Но человек, который вызвал скорую помощь, изводится в ожидании, и как ему понять, что к нему приедут не через двадцать минут, а через два часа?

– Никто не запрещает позвонить диспетчеру и уточнить, когда будет направлена бригада. Бригады ведь не стоят, не ждут вызова. Бригады всегда в работе. И пациенты часто перезванивают, им объяснят, что нужно подождать, но при этом диспетчер обязательно уточнит, как самочувствие, не ухудшилось ли оно с момента вызова, либо переведёт разговор на телефонную линию старшего врача смены, который более подробно скажет, что необходимо сделать до приезда бригады.

Таким образом контролируется ситуация.

– А если по итогам обследования нужно провести госпитализацию?

– В таком случае в обязательном порядке всегда берётся добровольное согласие на госпитализацию. Человеку объясняют, что ему нужна госпитализация, сам он не справится с лечением, а возможностей скорой помощи недостаточно, и такое заболевание нужно лечить в стационаре. Если человек согласен, приехавшая на вызов бригада его госпитализирует.

– Если это происходит в Смоленске – то в одну из больниц, расположенных в областном центре…

– У нас есть утверждённая приказами маршрутизация. Экстренная госпитализация больных осуществляется в конкретное медицинское учреждение и зависит от профиля заболевания пациента.

– Если госпитализация происходит в других муниципальных образованиях области, то пациента доставляют в центральную районную больницу?

– Совершенно не обязательно. Повторюсь: всё зависит от профиля заболевания. Например, если это инфаркт, то инфаркты у нас лечатся только в сосудистых отделениях и в региональном сосудистом отделении, которое находится в Смоленской областной клинической больнице, потому что там у нас есть катетерная лаборатория, где проводятся современные методы лечения инфарктов.

Сосудистые центры помимо Смоленска расположены в Вязьме, Рославле, Рудне, Сафонове – там лечат острые инфаркты, острые нарушения мозгового кровообращения.

– А что собой представляет структура оказания скорой медицинской помощи?

– В Смоленске это станция скорой помощи, которая является самостоятельным юридическим лицом. В районах в структуре центральных больниц есть отделения скорой помощи, в которых количество выездных бригад зависит от численности населения муниципалитета.

В большинстве случаев это, конечно, фельдшерские бригады.

У нас на станции есть врачебные бригады, есть педиатрическая бригада. Есть две бригады, которые оказывают так называемую интенсивную медицинскую помощь. Они выезжают на самые сложные случаи. Например, на ДТП. Их могут вызывать фельдшерские бригады, если сталкиваются с тяжёлыми случаями. Это более опытные специалисты, владеющие всеми методами оказания скорой помощи в различных сложных ситуациях.

Быть готовым ко всему

– Есть ли какой-то норматив, определяющий количество выездных бригад скорой помощи для муниципального образования?

– На число бригад влияет много факторов: это и плотность населения, и удалённость населённых пунктов, и радиус обслуживания, половозрастная структура населения, заболеваемость.

Но как такового нормативного документа, устанавливающего количество бригад, не существует – есть только методические рекомендации. Обычно исходят из того, что одна общепрофильная выездная бригада должна быть на десять тысяч населения.

– Но в Смоленской области есть районы, где нет десяти тысяч населения…

– Если в районе проживают меньше десяти тысяч человек, всё равно одна бригада будет.

Но вот в Смоленске одна из причин задержек – это как раз недостаточное количество бригад. В городе проживают чуть более трёхсот тысяч человек. Если исходить из расчёта «одна бригада на десять тысяч населения», то одновременно должно дежурить порядка 30 бригад, а на практике работают 17–18 бригад.

В службе скорой помощи региона всё же недостаточно специалистов. У нас определённый кадровый дефицит. Хотя в последние два-три года ситуация несколько изменилась, престиж скорой помощи повысился, и люди стали понемножку приходить.

У нас очень тесный контакт с медицинским колледжем в Смоленске. В этом учебном учреждении прониклись нашей проблемой и активно помогают, подбирают нам студентов, которые в перспективе смогли бы прийти работать на станцию скорой помощи. Пока, в процессе обучения, они приходят к нам на практику, непосредственно выезжают с бригадами на вызовы, тем самым знакомятся с особенностями работы. По словам многих студентов, они даже влюбляются в эту профессию. А после колледжа приходят к нам работать.

Но, к сожалению, не все в итоге остаются у нас. Всё-таки особенности работы на скорой помощи требуют от людей высокой степени собранности, профессиональных знаний и навыков, умения принимать решение в сложной ситуации – это специалисты особого склада, здесь всё надо уметь и не то, чтобы ничего не бояться, но быть готовым ко всему. Ведь, например, фельдшер на «скорой» должен оказать практически ту же помощь, что и врач скорой помощи. Здесь очень подготовленные люди работают. Кстати, на мой взгляд, именно поэтому скорую помощь и любит население. Они доверяют врачам и фельдшерам скорой помощи. Говорят: вот вы приедете, всё расскажете, всё сделаете…

– А насколько выездная бригада скорой помощи обеспечена необходимыми препаратами и оборудованием?

– На сегодняшний день у бригад скорой помощи, причём не только в Смоленске, но и по всей области, имеются в укладках все препараты, которые утверждены министерским приказом. И это, как правило, очень современные, новейшие лекарства. Например, для лечения инфаркта миокарда – это одна из болезней сердечно-сосудистой системы, смертность от которых у нас превалирует. А препарат, находящийся в укладке скорой помощи, растворяет тромб. То есть у постели больного сразу начинают оказывать специализированную помощь.

– Однако существует мнение, что в городах система медицинской помощи налажена лучше, чем в сельской местности. Насколько это верно в части оснащения бригад скорой помощи, работающих с горожанами и теми, кто живёт на селе?

– Бригады скорой помощи везде оснащены одинаково. Как можно работать без препаратов? У медиков, работающих в городах или в сельской местности, имеются все необходимые препараты. А все машины оборудованы соответствующим образом: имеются аппараты электрокардиографии, дефибрилляторы, аппараты для искусственной вентиляции лёгких и другое необходимое оборудование.

– Насколько состояние транспортных средств позволяет скорой помощи выполнять свои функции по экстренному спасению человеческих жизней?

– Я не могу сказать, что всё абсолютно хорошо, но ситуация кардинально меняется в лучшую сторону. Смоленская область наряду с другими регионами России уже на протяжении нескольких лет получает специализированные транспортные средства для обновления автопарка скорой помощи. Для региона эти поставки проходят совершенно бесплатно, всё осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Машины хорошие, полностью укомплектованы тем оборудованием, которое необходимо скорой помощи. Так, за 2016–2018 годы Смоленская область получила 59 новых машин, а в прошлом году – 17 автомобилей скорой помощи.

Конечно, хотелось бы получать несколько больше, поскольку доля машин, которые имеют срок эксплуатации пять и более лет, у нас составляет порядка пятидесяти процентов. Эти автомобили работают, регулярно проходят техобслуживание, но в ближайшей перспективе им необходима замена. Тем более в районах, где, в отличие от города, и расстояния больше, и дороги хуже…

В Смоленске на время доезда до пациента большое влияние оказывают пробки на дорогах. По крышам же не поедешь, иногда приходится стоять, ждать вместе со всеми, когда пробка рассосётся.

– И «мигалка» не помогает?

– Когда есть возможность, другие водители пропускают скорую помощь. Но если машина уже попала в пробку, то как тут проедешь? Конечно, можно позавидовать Москве, где сделали специальные выделенные полосы для скорой помощи. Но мы понимаем, что в условиях нашего небольшого города с узкими улицами старой планировки это просто невозможно.

Пациенты бывают разные

Ольга Бондаренко работает на Смоленской станции скорой помощи уже одиннадцатый год. Она пришла сюда, ещё будучи студенткой шестого курса медуниверситета. Изначально рассматривала это всего лишь как подработку.

– А когда несколько месяцев поездила с бригадой, то поняла – это моё. С тех пор в другой профессии я себя не вижу, – рассказывает врач выездной бригады скорой помощи Ольга БОНДАРЕНКО.

По словам Ольги, ей приходится встречаться с разными пациентами. Но чаще всего это действительно те, кто нуждается в скорой медицинской помощи.

– Хотя бывают и такие случаи, когда пациенты могут лечиться в поликлиниках, но, учитывая, как они сами говорят, большие очереди в поликлиниках, – вся надежда на скорую помощь. Это опора для больного, который может только на нас рассчитывать. Потому и обращаются в скорую помощь, – рассказывает Ольга Бондаренко.

Те, кто вызывает скорую помощь, чаще всего к медикам относятся с уважением. Однако, как отмечает Ольга, контингент всё же попадается разный.

– Есть квартиры, где живут нормальные семьи, а есть те, что иначе, как притонами, не назовешь. И всё равно приходится выезжать, оказывать помощь.

При этом приходится слышать и угрозы в свой адрес. Но это в основном от людей, которые находятся в нетрезвом состоянии. На эмоциях могут прозвучать и оскорбления. Когда накал спадает, медицинская помощь оказана, эмоции проходят, люди чаще всего извиняются.

– Когда выезжаете на вызов, вам страшно не бывает, ведь неизвестно, что там за пациент?

– А что делать? Бывают случаи, когда приходится вызывать полицию. Недавно выезжали в неблагополучную квартиру. Хозяева вещи носят с помойки. Помимо того, там в двухкомнатной квартире ещё и шесть собак проживают. И собаки преграждали нам путь к пациенту. Пришлось вызывать полицию, чтобы как-то до пациента добраться...

Фото: Алексей ГУСИНСКИЙ

Алексей ГУСИНСКИЙ

Ольга Окунева инициировала внесение изменений в перечень реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалидам
В Смоленске наградили победителей регионального этапа фестиваля «Открытая Росгвардия»