Общество

Как я встретила инопланетян

23 января 2020 года в 18:38

Новый год – время, когда вокруг много весёлой суеты: ёлки, подарки, мандарины, посещение утренников и корпоративов, встречи с друзьями. В этом году я ещё успела отметить праздник вместе с участниками проекта «Будем вместе» благотворительного фонда «Дети наши». Впрочем, как и любое мероприятие, у них это был праздник со смыслом.

Не все счастливы под Новый год

«Будем вместе» – проект волонтёрства-наставничества для детей-сирот, которое в настоящее время приобретает всё большую популярность. Количество людей, осознающих, что каждый ребёнок, оставшийся без попечения родителей, больше всего нуждается в близком человеке рядом и в приобретении навыков, которые будут ему необходимы во взрослой жизни за стенами интерната, растёт с каждым годом. В настоящее время в проекте – 40 пар «наставник – подопечный», и ещё 25 ребят из Сафоновского дома-школы и Шаталовского детского дома ждут своих наставников.

Как объяснила мне психолог проекта Татьяна ПАНКОВА, новогодняя тематика мероприятия – чистая случайность. Один раз в год сотрудники фонда собирают наставников и подопечных на большой совместный праздник, где дети и взрослые могут пообщаться, раскрыться, проявить себя. В этом году встреча выпала на конец декабря, поэтому и было решено оформить её в новогоднем стиле. Такое централизованное празднование Нового года в проекте – скорее исключение, чем правило.

– Новый год – праздник семейный, и это довольно сложное время для детей из детских домов. Считается, что в это время все счастливы, но это далеко не так. Для детей, которые пережили психологические травмы, это время обострения последствий травм. Задача наставников скорее заключается не в том, чтобы вместе веселиться и праздновать, а в том, чтобы поддержать своих подопечных в этот период. В детских домах у детей проходит очень много утренников, приезжают разные волонтёрские группы, постоянно происходит какое-то действо. Это вызывает нервное перевозбуждение. Важно, чтобы наставники просто были рядом и помогали ребятам поддерживать разумное спокойствие. На самом деле у нас в проекте не так много праздников – больше рутины, в хорошем смысле слова. Одна из основных потребностей детей, воспитывающихся в детских домах, – это потребность в длительных доверительных отношениях со значимым взрослым. И наставники постепенно становятся этими значимыми взрослыми: их общение с подопечными происходит несколько лет в детском доме и продолжается после выпуска ребёнка из учреждения. Если волонтёру удаётся наладить с ребёнком хорошие, доверительные отношения, то по образцу этих отношений он затем сможет выстраивать отношения с самим собой, с другими людьми и с обществом. При поддержке психолога наставник старается сделать контакт с ребёнком здоровым, экологичным: не критикует, не осуждает, принимает таким, какой он есть, правильно хвалит, вовремя даёт совет, не ограничивает ребёнка определёнными шаблонами, видит его по-другому, не так, как принято его видеть в учреждении. То есть даёт возможность проявить себя с каких-то совершенно других сторон, которые не находят реализации в детском доме, – рассказала Татьяна Панкова.

Новогоднее мероприятие также стало для ребят прекрасной возможностью проявить себя и чему-то научиться. А я встретила на нём множество «инопланетян»: скромных и общительных, весёлых и задумчивых – самых-самых разных.

«Как выглядят люди на моей планете?»

Ведущие объяснили наставникам и подопечным, что все они с разных планет, и каждой паре нужно придумать, как на её планете здороваются, а потом поприветствовать других инопланетян и с кем-то из них создать государство. Затем представители государств договаривались, как они представят своё государство другим, что расскажут о своих жителях и их волшебных способностях. После чего все готовились к общему балу. Каждый сам для себя расписывал маску, а костюмы из подручных материалов мастерили подопечные для наставников, а наставники для подопечных, причём обязательным условием было то, что ничего нельзя навязывать. Нужно было договориться таким образом, чтобы каждый был согласен на тот образ, который для него придумали. На балу жители всех государств представляли свои костюмы и рассказывали, почему они выглядят так, а не иначе. Но самое главное, что это яркое и весёлое действо было наполнено определённым смыслом.

– Мы на каждом нашем мероприятии ставим определённые цели. Одна из целей, которая сопровождает всех наставников и подопечных на протяжении всего проекта, – это развитие коммуникативных навыков или, точнее, умения хорошо общаться. Даниил Штерн говорил, что основная задача развития строится из двух вещей: близости и автономии. Мы проходим развитие через сближение с кем-то и через отделение. То, что у нас происходило на новогоднем мероприятии, – это выраженный элемент психологического тренинга по методике Института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис». В этой программе у нас было много ситуаций, где нужно было именно общаться и договариваться вдвоём и группами, вести диалог между группами, приходить к чему-то общему, но при этом не терять своей индивидуальности. У нас ещё была отдельная цель: выразить себя, создать свой образ. Для подростков «Я-концепция» – очень актуальная вещь. Метафора «Я представитель другой планеты. Как выглядят люди на моей планете?» помогла ребятам через какие-то сказочные возможности выразить то, что они хотят рассказать миру и другим людям о себе. Ну и, опять же, это праздник, и все хотят наряжаться, – пояснила Татьяна.

Нашли что-то полезное для себя на этом замечательном празднике и наставники. Своими впечатлениями со мной поделилась Мария КИСЕЛЁВА, подопечный которой уже выпустился из интерната, учится в Москве и, к сожалению, не смог присутствовать на встрече.

– Я на сей раз попробовала себя в необычной роли – помогала в организационных моментах. Я от мероприятия просто в восторге: оно получилось очень атмосферным и душевным. Его польза прежде всего в общении. Дети благодаря этому проявляют себя, становятся более открытыми. Также у нас много новых наставников, и мы смогли с ними познакомиться. Для наставников это возможность почувствовать, что они не одни. Для некоторых пугающим бывает ощущение, что они с ребёнком один на один. А когда встречаешься с другими парами, то понимаешь, что у них такие же сложности, проблемы, и есть люди, с которыми можно созвониться, пообщаться, обменяться опытом, посоветоваться, да и просто вместе доехать до интерната. Наблюдала сегодня, как несколько наставников нашли себе попутчиков, – подчеркнула Маша.

Символ любви

А Дмитрий КРИШТАЛЁВ, который стал наставником совсем недавно, отметил, что это ещё и возможность лучше узнать своего подопечного.

– На таких мероприятиях можно посмотреть, как он ведёт себя в коллективе, как себя позиционирует в учреждении, как строит отношения с другими ребятами. Я подмечал, с кем он общается, с кем у него какие отношения. Это тоже полезно понимать. Да и в целом ребятам полезно пообщаться в другом формате, на другом уровне – не так, как это происходит в учреждении. Там они находятся среди своих сверстников, которых хорошо знают. А здесь есть новые люди, есть старшие товарищи, на которых дети стараются равняться, – рассказал Дмитрий.

Завершилось мероприятие тем, что подопечные и наставники сделали друг для друга подарки своими руками.

– Для нас очень важно не поддерживать у детей потребительскую позицию по отношению к тем людям, с которыми они общаются. Мы же дарим близким подарки не за то, что они болеют, и не за то, что кто-то отсутствует в их жизни. То есть дарить ребёнку подарок только за то, что он сирота, – это значит поддерживать его нересурсную часть. В проекте мы стараемся создать атмосферу чистого, искреннего общения, не обременённого какими-то меркантильными интересами. Поэтому есть обязательное условие, что волонтёры-наставники не оказывают детям материальную помощь, а подарки могут дарить только по праздникам и недорогие, в рамках определённого лимита. Тем не менее традиция обмена подарками для нас важна, как важны и ритуалы праздников, которые отмеряют нашу жизнь. Можно слышать, как люди рассказывают: «Это было после моего дня рождения» или: «Это было после Нового года», – используя праздники как некие мерки. Для нас важно, чтобы в праздник ребята не просто получали подарки, а чтобы это был обмен и дети не попадали в неловкую ситуацию, когда взрослые дарят им подарки, а им нечего подарить в ответ. Поэтому на празднике наставники и подопечные расписывали друг для друга ёлочные игрушки. Это оригинальный подарок, который можно будет сохранять и каждый год вешать на ёлку – такое приятное воспоминание. Для детей очень важно, чтобы их эмоциональный опыт был как-то опредмечен – для них важно что-то получать, какой-то маленький символ того, что они значимы, что их любят, – уточнила Татьяна Панкова.

А я в очередной раз убедилась в том, что уделять внимание детям-сиротам нужно не столько в праздники, сколько в будни, подходя к этому вопросу разумно и ответственно.

Стать волонтёром-наставником проекта «Будем вместе» благотворительного фонда «Дети наши» может гражданин РФ старше 23 лет без зависимостей, судимостей и психических заболеваний. Чтобы присоединиться к проекту, звоните по телефону 63-44-04 или оставьте заявку на сайте detinashi.ru.

Фото: Татьяна БОРИСОВА

Татьяна Борисова

Memento mori – помни, что смертен
Роспотребнадзор проводит Всероссийскую «горячую линию» по контролю за оборотом некурительной никотиносодержащей продукции