Занятость как фактор социальной стабильности
Социальное благополучие общества основывается в том числе и на показателе занятости: насколько люди разного возраста, уровня профессиональной подготовки и вне зависимости от места проживания (будь то большой город вроде Смоленска, средних размеров районный центр типа Демидова или незначительный населённый пункт, например, Маньково в Краснинском районе) имеют возможность собственным трудом зарабатывать на жизнь себе и обеспечивать достойное существование своим родным и близким.
О том, что представлял из себя рынок труда Смоленской области в 2019 году и какие перспективы ожидают смолян трудоспособного возраста в 2020 году, рассказывает начальник регионального департамента государственной службы занятости населения Роман Романенков.
Вакансий стало больше
– Для понимания ситуации сразу поясню: анализируя состояние рынка труда Смоленской области, я сейчас буду приводить цифры так называемой официальной безработицы. Это когда люди зарегистрированы в центрах занятости, имеют официальный статус безработных и получают пособия по безработице. Так вот, если сравнивать данные на 1 января 2019 года с теми данными, которые были на конец декабря 2019 года, то количество людей, имеющих официальный статус безработных, значительно уменьшилось – с 5,5 тысячи до порядка 4 700 человек.
– Это официально зарегистрированные безработные. Но ведь это не означает, что в Смоленской области всего 4 700 человек не имеют работы?
– Да, конечно. В данном случае учтены только те смоляне, которые встали на учёт в центрах занятости. Ещё раз уточню: это официально зарегистрированная безработица. Конечно же, данная цифра не включает в себя всех граждан, которые проживают на территории Смоленской области и находятся в поиске работы.
Как один из вариантов расчёта безработицы есть система Международной организации труда (МОТ). По ней уровень безработицы ежеквартально рассчитывает Смоленскстат.
По системе МОТ уровень безработицы рассчитывается при помощи опросов населения. Приезжают от Смоленскстата люди в муниципальное образование (город, посёлок, сельское поселение) и опрашивают местных жителей – имеют ли они работу. На основании таких опросов и рассчитывается уровень безработицы. Насколько откровенны люди были в своих ответах, остаётся только догадываться…
– И на сколько цифры по системе МОТ расходятся с цифрами официально зарегистрированной безработицы?
– Примерно в пять раз. Как я уже сказал, официально зарегистрированная безработица на конец 2019 года составила порядка 4 700 человек, а в расчёте по системе МОТ она составила 24 300 человек.
Мы видим и учитываем только тех людей, которые обращаются непосредственно к нам. А сколько ещё людей находят работу помимо службы занятости, это вопрос достаточно пространный.
– Роман Александрович, сколько реальных вакансий может предложить служба занятости людям, которые ищут работу?
– Эта цифра не статична, она постоянно меняется. Так, если на 1 января 2019 года она составляла порядка 7 тысяч, в середине года достигала 9 тысяч, а на конец 2019 года она составляла 8 тысяч вакансий.
Служба занятости отмечает постоянное увеличение количества вакансий. Но если сравнивать показатель Смоленской области с сопоставимыми регионами по Центральному федеральному округу, с такими, скажем, как Брянская или Владимирская области, то у нас количество вакансий пока меньше.
Но это не свидетельство того, что у нас мало предприятий. Тут как раз всё более-менее нормально: и старые работают, и новые открываются. И везде требуются кадры. Отставание от других регионов по количеству вакансий свидетельствует лишь о том, что сама служба занятости в Смоленской области пока находится в стадии становления. Идёт переформатирование в части взаимодействия с работодателями. Пока мы ещё не на том уровне, когда руководители предприятий и организаций могли бы нам доверять.
Но губернатор поставил перед службой занятости задачу, чтобы к июню 2020 года количество вакансий достигло 10 тысяч, а к декабрю 2020 года – 12 тысяч.
12 тысяч вакансий – это та цифра, которая будет сопоставима с другими регионами. Это то, к чему мы стремимся. И если мы будем иметь 12 тысяч вакансий, то количество как официально зарегистрированных безработных, так и тех, кто ищет работу, но не стоит на учёте в центрах занятости, у нас значительно сократится.
Районы и специальности
– Если брать географию, в каких районах и городах наиболее напряжённая ситуация?
– Если брать Смоленск и другие крупные города, здесь уровень напряжённости сопоставим: на одного официально зарегистрированного безработного приходится примерно полторы вакансии. Что же касается маленьких районов, то здесь действительно есть проблема с подбором рабочих мест. В таких районах, как Шумячский, Ершичский, Угранский, и в аналогичных на одну вакансию приходится около пяти-шести претендентов.
Есть ряд примеров, когда работодатели подвозят людей на производство из таких маленьких районов. Не все, конечно, но часть работодателей готовы делать подвоз в тех случаях, когда не хватает кадров в больших районах.
– Роман Александрович, в каких отраслях сейчас наиболее востребованны рабочие руки?
– Уже на протяжении нескольких лет отрасли, где постоянно требуются кадровые ресурсы, практически не меняются.
Очень востребованны водители, причём любых категорий, даже «В». А что касается категорий «С», «D», «E», то они всегда востребованны.
Требуются люди на активно развивающееся на территории региона швейное производство. Здесь ощущается даже нехватка кадров. Такая ситуация на Смоленской обувной фабрике, на швейных фабриках в районах. Каждое предприятие пытается найти свой выход. Так, на Починковской швейной фабрике открыли в местной школе выставочный класс. Там ученики изучают технологию швейного производства, и в дальнейшем кто-то из них, может, придёт на фабрику работать, уже имея определённые навыки.
Конечно, подготовка квалифицированных даже рабочих кадров занимает несколько лет. Но работодатель не всегда готов ждать. Он вкладывает деньги в производство и рассчитывает на быструю отдачу. Со своей стороны мы считаем, что определённый выход из ситуации могут создать краткосрочные курсы, пройдя которые, человек получит начальные навыки работы на той же швейной машине и дальше уже наработает практику непосредственно на производстве, на установленном там оборудовании.
Служба занятости населения в этом году начала реализовывать механизм сетевого взаимодействия с работодателями, чтобы готовить кадры маленькими партиями. Показателен пример Смоленска. Городской Центр занятости подбирает небольшую группу – порядка десяти, максимум пятнадцати человек – из числа безработных или людей, ищущих работу. В учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр», расположенном по улице Шевченко, дом 87, соответствующий технолог предприятия, для которого мы набрали людей, преподаёт теоретическую часть. А практическую часть спустя полтора месяца они пойдут изучать на то предприятие, где им предстоит работать. Тем самым безработный получает гарантированное трудоустройство, а работодатель – уже готового специалиста, так как обучение проводилось именно на том оборудовании и в тех производственных условиях, в которых обучаемый фактически будет работать впоследствии.
В этом году данный механизм сетевого взаимодействия с работодателями был успешно опробован Учебным центром с такими организациями, как «Рославльское инструментальное производство» и «Промконсервы».
Среди рабочих специальностей большим спросом пользуются электрогазосварщики, монтажники, каменщики, плотники. Это строительная отрасль.
Что касается административного персонала, то стереотип о том, что у нас много юристов, экономистов, бухгалтеров, совершенно не соответствует действительности. На самом деле, и рынок труда показывает, это совершенно не так. Есть вакансии, и работодатели ищут людей и на такие специальности.
Фактор столицы
– Наличие Москвы, что называется, в шаговой доступности – это положительный фактор, оттягивающий на себя часть людей, ищущих работу…
– Конечно, если говорить о смолянах, для многих из них близкое расположение Москвы – это серьёзное подспорье, чтобы трудоустроиться. Но вот для региона в целом трудовая миграция в столицу и в Московскую область создаёт определенную проблему. Губернатор поставил в том числе и перед службой занятости задачу создать механизм возвращения людей, которые уезжают из Смоленской области на заработки. Пока моё видение сводится к тому, что помимо открытия новых производств, где необходимы квалифицированные кадры, нужна общая работа совместно с муниципалитетами, причём не на уровне даже районов, а сельских поселений, чтобы доводить информацию до тех, кто уезжает в Москву на заработки, что и в нашем регионе можно найти аналогичную работу с вполне сопоставимой заработной платой. И пусть человек подумает – имеет ли он то же самое, работая в столице, когда приходится платить за жильё, за питание… Не все же ездят каждый день. Кто-то уезжает на вахту. А здесь помимо материальной есть ещё и социальная проблема, когда разрываются семейные связи. И всякая ли семья сможет выдержать такое испытание? Насколько сопоставимы затраты, когда человек уезжает туда, с тем, что он мог бы иметь здесь, работая на нормальной, хорошей работе? И тут прежде всего нужно наладить информирование населения о наличии вакантных рабочих мест.
Необходимо разрушить сложившееся устойчивое мнение, что работа существует только в Москве и Московской области. Она есть и у нас, буквально под боком у человека, причём вполне нормальная и с хорошей зарплатой. И человек находится на родной земле, без отрыва от дома и семьи…
– Насколько понимаю, в 2020 году центры занятости намерены наладить такое информирование населения?
– Это должна быть совместная работа всех заинтересованных структур: и работодателей, которые испытывают кадровый голод, и органов областной и муниципальной ветвей власти, и общественных организаций, и других.
Подготовка и переобучение предпенсионеров
– Прошлый год подарил нам такое понятие, как «предпенсионеры». Уже можно говорить о том, что в Смоленской области налажена система переподготовки таких людей?
– В минувшем году в рамках национального проекта «Демография» у нас проходили мероприятия по переподготовке и переобучению граждан старшего поколения. Речь идёт именно о предпенсионерах – тех, кому до выхода на пенсию по новой системе осталось не более пяти лет. Под эти цели было выделено бюджетное финансирование. У нас составлен, исходя из методических рекомендаций Министерства труда, перечень примерно из шестидесяти востребованных на рынке труда специальностей – как рабочих, так и специалистов, – по которым ведётся подготовка.
В 2019 году мы переобучили около 1 200 граждан предпенсионного возраста. На 2020 год у нас планы более амбициозные. Минтруд расширил возрастные рамки тех, кого можно переобучать. Теперь в рамках национального проекта «Демография» мы можем переобучать людей старшего поколения возрастной категории 50+.
– Роман Александрович, переобучив порядка 1 200 человек, центры занятости дают последующую гарантию их трудоустройства? Или переобучили, а дальше сами ищите работу, как хотите?
– Одно из условий участия в национальном проекте, один из контрольных показателей его реализации – это последующая занятость гражданина предпенсионного возраста. Причём цифра занятых должна быть не ниже 85 процентов от числа прошедших переподготовку. И наша задача состоит в том, чтобы обеспечить этот показатель. В минувшем году он у нас значительно выше установленного: доля занятых после переобучения составила около 98 процентов.
Фото: пресс-служба администрации Смоленской области, департамента государственной службы занятости населения
Алексей ГУСИНСКИЙ