«Побудьте день вы в милицейской шкуре – вам жизнь покажется наоборот…»
Смоленск: улицы, площади, дворы, проспекты, парки, скверы, дома. И люди, люди, люди… У каждого своя жизнь, свои заботы – у кого-то важные, у кого-то не очень. Все куда-то спешат или, напротив, неторопливо прогуливаются. И редко кто из простых граждан обращает внимание на полицейские патрули, которые проходят или проезжают совсем рядом. И так бывает, к счастью, чаще всего. Те, кто призван охранять покой в Смоленске, выходят на первый план, только когда в них действительно есть острая необходимость.
– Основная задача патрульно-постовой службы, – рассказывает командир отдельного батальона ППС УМВД по городу Смоленску подполковник полиции Сергей БАБУРОВ, – состоит в обеспечении правопорядка и безопасности граждан на улицах и в других общественных местах. Полицейские патрули предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения – в частности, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в нетрезвом виде на улицах города и так далее. В задачи сотрудников ППС входят также беседы с гражданами с целью предупреждения совершения в отношении них противоправных действий. Помимо этого, мои подчинённые нацелены на то, чтобы оказывать помощь населению – вплоть до того, чтобы сориентировать человека на местности, показать маршрут движения к нужному адресу, да и просто помочь гражданам.
Вообще, подполковник полиции Сергей Бабуров исходит из того, что полицейский, если может помочь гражданину, он это сделает.
Сам Сергей Александрович уже шесть лет возглавляет отдельный батальон патрульно-постовой службы, а до этого служил во вневедомственной охране. Задачи подразделений схожи, потому у подполковника сложилось мнение о том, какие они, смоляне, когда оказываются на улицах города.
– В целом смоляне – люди адекватные, и особой агрессивности в их поведении не замечается. Иногда таковая проявляется, когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения. Тогда он может при появлении стражей правопорядка в виде бравады вести себя вызывающе и нервно реагировать на замечания полицейских. Но в основной своей массе даже нетрезвые люди вполне нормально воспринимают замечания со стороны патрульных, понимают, что не правы, даже извиняются за своё поведение, которое подпадает под те или иные административные правонарушения. Я бы не сказал, что полицейские, которые постоянно работают на улицах Смоленска, ощущают какую-то агрессию или негативное отношение к себе со стороны горожан. Напротив, очень часто в мой адрес или в адрес начальника областного УМВД приходят письма со словами благодарности сотрудникам ППС за добросовестное выполнение своих обязанностей.
– Лет тридцать назад чужому нельзя было зайти на Запольную или прогуляться по Бакунина. Это запросто могло закончиться тумаками. Сейчас в Смоленске есть такие улицы или микрорайоны, где опасно появляться посторонним?
– Ни улиц, ни микрорайонов таких сейчас в Смоленске нет. Посещать без опаски можно любые места и гулять по любым улицам, причём как в дневное, так и в ночное время. На каждом маршруте патрулирования есть сотрудники полиции, и граждане всегда могут рассчитывать на их помощь и содействие.
– Новый год для патрульно-постовой службы – это праздник-содрогание?
– Нет, конечно. Это праздник, который требует от нас более пристального внимания, поскольку больше патрульных нарядов задействовано для обеспечения охраны общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий. Но это касается не только встречи Нового года, но и других праздников, когда организуются массовые мероприятия. Новый год в этом плане ничем не отличается от других праздников. Конечно, есть свои особенности. Некоторые граждане во время встречи Нового года могут изрядно выпить, и в такой ситуации нам нужно постараться, чтобы они сами не пострадали и не причинили никакого вреда окружающим. Наша задача заключается в том, чтобы Смоленск встретил Новый год без происшествий в части общественного порядка.
Патруль с позывным «Двина-418»
Время два часа дня. Очередные наряды, перед тем как выйти на маршруты патрулирования, получили приказ заступить на охрану общественного правопорядка.
Вместе с патрулём, позывной которого «Двина-418», иду к их машине. Это белый «УАЗ-Патриот» с синими полосами по бортам, на которых написано «Полиция». На капоте – большие буквы «ППС», а на крыше – проблесковый маяк. В отличие от обычного серийного «Патриота» этот оборудован специальным отсеком для задержанных лиц, спецсигналами (световым и звуковым) и средствами связи.
Нам предстоит патрулировать в Ленинском районе.
Старший патруля – командир взвода ППС капитан полиции Сергей КОВАЛЁВ прослужил в органах внутренних дел четверть века, и порядка двух третей из них – в патрульно-постовой службе.
По его мнению, если сравнивать с тем, что было на улицах Смоленска лет двадцать назад, сейчас стало значительно спокойнее. Бывают, конечно, иногда и агрессивные проявления, но так ведут себя граждане, находящиеся в сильном алкогольном опьянении. Обычно смоляне не проявляют негатива по отношению к полицейским.
Через плечо у капитана полиции переброшен пистолет-пулемет. Сергей указывает на него и добавляет с улыбкой:
– Видя такой предмет, в большинстве случаев даже сильно пьяные люди воздерживаются от агрессивных действий.
– А вам оружие приходилось применять?
– Спецсредства применял, было. А вот оружие применять не приходилось. И слава богу.
Второй сотрудник патруля с позывным «Двина-418» сержант полиции Виктор СИВОХИН, прежде чем идти к машине, забирает два бронежилета. Поясняет: всякое может случиться, к чему зря подвергать себя опасности, могут и с ножом кинуться или с разбитой бутылкой. Правда, в реальности такого с Виктором, к счастью, не случалось. Но всё ведь когда-то бывает в первый раз.
– Бронежилет – это для личной безопасности. Всё может быть… Во время вызова лучше его накинуть на себя. Если есть опасность для людей, то она в равной степени может грозить и полицейскому…
А раненый или, не дай бог, убитый полицейский уже никому не поможет и никого не защитит.
Сейчас Виктор получает высшее образование, рассчитывает стать офицером полиции. Но и после этого уходить из патрульно-постовой службы не собирается. Как сам говорит, ему нравится помогать людям.
Патрулирование начинаем с посещения поста полиции в областном наркодиспансере на улице Большой Краснофлотской, 27. Там, выражаясь привычными терминами, располагается вытрезвитель, куда доставляют граждан в сильном алкогольном опьянении. Здесь же находится постоянный пост полиции.
По дороге беседуем об особенностях уличных правонарушений.
– Уличные правонарушения зависят от времени года и времени суток. Летом и в тёмное время их больше. В такую погоду, как в этом декабре, уличных правонарушений меньше. Допустим, распивать спиртные напитки под открытым небом сейчас несколько некомфортно, – рассказывает капитан полиции Сергей Ковалёв.
Ушло время, когда у прохожих зимой с головы срывали шапки.
– Могут телефон отобрать. Правда, и такие преступления уже редкость. А было, когда за сутки по нескольку грабежей совершалось, – уточняет Сергей Ковалёв.
Смоленск изнутри
Пока едем, заработала рация: «На Котовского, дом номер… Позвонила женщина. Конфликт с сыном». На вызов откликается наряд, патрулирующий в том районе.
– Это, наряду с распитием в общественных местах и появлением на улицах в нетрезвом виде, наиболее часто встречающиеся правонарушения – конфликт с сыном, с мужем, с кем-то из родственников. Причём чаще всего на почве алкогольного опьянения, – поясняет Сергей Ковалёв.
С Николаева сворачиваем во дворы. Картина сразу меняется. Узенькие кривые проезды с неким подобием асфальта. Даже «Патриот», хоть и считается внедорожником, урчит и выказывает явное неудовольствие такими дорогами.
Вроде и центр города, а дворы с проржавленными покосившимися металлическими конструкциями, имитирующими детские площадки и некие подобия лавок, навевают уныние и вгоняют в депрессию. Тоскливые урбанистические пейзажи сами как-то ненавязчиво приводят к мысли: всё брось, но выпей.
– Так и не сориентируешься. Куда это мы приехали?
– Второй Краснинский переулок, – поясняет Сергей Ковалёв. – Здесь собираются лица, которые могут нарушать общественный порядок, бывает и распитие в общественных местах.
Наконец сообразил, где мы находимся.
– Тут же через ров областная прокуратура. И здесь собираются те, кто может что-то нарушить?
– Собираются. Это сейчас никого нет, просто погода не располагает…
Экипаж автопатруля не катается просто так по городу. Места, где могут собираться пьяницы, хулиганы, наркоманы, – известны.
– Данные лица предпочитают старые дворы. Где дворы новые, там чаще происходят распития, – рассказывает капитан полиции Сергей Ковалев. – Причём возле своих домов, как правило, никто не собирается.
Распивают, колются или глотают «колёса» в основном пришлые. Где-то скучковались, нашли дворик, сели, выпили...
Из рации снова доносится: «Маршала Соколовского, дом номер… Из квартиры кричит женщина, просит помощи полиции».
Следом прозвучал и наш вызов…
«И если б водку гнать не из опилок…»
Группа граждан – трое мужчин и две женщины (возраст определить трудно), на вид не отличающиеся высоким социальным статусом, где-то уже злоупотребили спиртными напитками и устроили привал во дворе одного из домов на улице Нахимова, возле забора рынка на Багратиона.
Все находились в весьма подвыпившем состоянии, но один из собутыльников совсем уже не держался на ногах. Его действия тянули на административное правонарушение – появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.
Он был задержан. Как оказалось, капитан полиции Сергей Ковалёв уже знаком с этим гражданином, потому что задерживал его ранее при подобных обстоятельствах.
Молодой человек, который представился Коляном, совсем недавно приехал в Смоленск из Сафоновского района. До этого он отбывал наказание за совершение кражи. Освободился в 2016 году.
– Или сопьётся, или снова сядет, – с сожалением предрекает мрачное будущее задержанного Сергей Ковалёв.
Коляна грузим в отсек для задержанных. Только машина тронулась, чтобы отвезти его на Большую Советскую для освидетельствования, Колян воззвал из своего заточения:
– Начальник, слышь, начальник, ты какого … телефон отобрал?
– Никто у тебя телефон не забирал, ищи лучше.
Отсек для задержанных оборудован камерой наблюдения. Смотрим в монитор, как Колян начал копошиться, залезая во все свои карманы. Наконец телефон был найден. Колян набрал чей-то номер и стал орать:
– Братуха, слышь, братуха, меня менты прихватили, везут на Гагарина, 15. Что хочешь делай, но вытащи меня отсюда…
Спрашиваю у Сергея Ковалёва, как часто им угрожают тем, что «вы сами не знаете с кем связались, да вас всех в бараний рог…».
– Да через одного. Они, когда пьяные, все считают себя крутыми…
Затем мы наблюдали в монитор, как после разговора Колян заботливо прятал телефон в сапог. Правда, эта хитрость не помогла. На Гагарина, 15, перед тем как отправить в камеру, Коляна тщательно обыскали и изъяли все запрещённые предметы, такие как зажигалка, сигареты. В том числе и телефон.
Во время освидетельствования Колян рассказал доктору душещипательную историю о произволе полиции. Шёл он, оказывается, с работы, а тут его схватили.
– Они на мне звёздочки делают, – объяснил Колян действия полицейских.
А дальше рассказал, как он любит свою дочку, только постоянно путал её возраст – то ей 4 месяца, то 4 года и 2 месяца.
Работает он, оказывается, в одной из престижных энергетических организаций. При этом сам обмолвился, что, когда его задержали, он шёл с металлоприёмки.
Однако то, что он сильно пьян, Колян отрицать не стал.
После этого он был доставлен в отдел полиции на Гагарина, 15. Судьбу Коляна за совершённое административное правонарушение решит суд. И здесь не так уж много вариантов: либо штраф в тысячу рублей, либо административный арест от суток до пятнадцати.
Когда мы вышли из отдела полиции, на улице уже практически наступила ночь. Я пожелал спокойного дежурства капитану полиции Сергею Ковалёву и сержанту полиции Виктору Сивохину. И патруль с позывным «Двина-418» снова выехал на улицы Смоленска, чтобы нести службу по охране правопорядка.
Фото: Алексей Гусинский
Алексей ГУСИНСКИЙ