Общество

Почему Фёдора назвали Конём?

22 декабря 2019 года в 21:18

Маленькие смоляне узнают свой город на специальных детских экскурсиях.

Все мы прекрасно знаем, что наш родной Смоленск – это удивительный город с богатой историей. Но также из своего собственного детства помним, что если рассказывать об этом детям, как взрослым, то можно отбить всякий интерес. Несколько лет назад с подачи самих маленьких смолян возникла идея создания специальных детских экскурсий по городу. О том, как всё начиналось и как проходят экскурсии для детей сейчас, «Смоленской газете» рассказала аккредитованный гид по Смоленской области Елена Усольцева.

Источник вдохновения

– Елена, экскурсии для детей – как они пришли в вашу жизнь?

– Могу сказать, что дети – это мой источник вдохновения. У меня самой дочка – ей скоро будет пять лет, и, наверное, поэтому мне легче с детьми взаимодействовать и легче их понимать. Когда провожу именно детские экскурсии, вы себе не представляете, какой это заряд, это батарейка! Это горящие глаза и совершенно неожиданные вопросы, готовность воспринимать информацию и, конечно же, улыбка. А началось всё с того, что ко мне обратилась руководитель проекта «Мамина афиша» Кристина Гуменюк. У неё есть сын, замечательный мальчик Ян, и ему очень хотелось узнать про Смоленскую крепостную стену – он задавал маме такие вопросы, на которые она не могла ответить. Соответственно, она решила прибегнуть к помощи экскурсовода. Поскольку у меня опыт работы в туризме с 2012 года, я понимала, что детям об этом нужно рассказывать не так, как взрослым, а как-то иначе: с интерактивом, играми, вопросами-ответами, загадками. И я решила написать программу. Так у нас родилась детская интерактивная игровая программа «Тайны стены», которая стала очень популярной. Уже третий год дети её посещают – и целые классы, и сборные группы. Это, в основном, смоляне, и мы очень рады этому и гордимся тем, что они идут изучать свой город. А у Кристины всё это развилось в проект «Нескучные экскурсии» для детей, и я рада быть частью этого проекта.

– Что интересного происходит с ребятами на программе «Тайны стены»?

– Это игровая программа, и дети готовы на какое-то взаимодействие, когда им что-то нужно делать вместе, и на некоторую интригу. Вначале я им объявляю, что мы становимся гарнизоном. Конечно, рассказываю про технику безопасности, про правила, но они и эту информацию очень хорошо воспринимают. Ребята действительно сплачиваются и вместе проходят все трудности и все интересные задания. Они прямо вживаются в этот образ. То есть у нас экскурсия получается с небольшими элементами театрализации.

– С какого возраста дети могут ходить на экскурсии?

– Здесь однозначного рецепта для всех нет, потому что все дети разные. Нужно смотреть на ребёнка и отталкиваться от его интереса. Можно пробовать начинать в разное время. У меня есть главный помощник – моя дочка Ульяна. Я даже в шутку называю её помощником экскурсовода. Она осознанно и заинтересованно ходит на экскурсии где-то с четырёх лет, очень просится на экскурсии, даже если уже слышала их. Мы обычно приглашаем детей от шести лет, но приходят детки и младше.

– Что касается маленького помощника экскурсовода, в чём заключаются её функции?

– Она тестирует программы. Я смотрю по ней, как она воспринимает этот материал. И даже иногда с ней советуюсь, так же, как и с Яном, подойдёт это или нет. Сейчас у меня есть очень большое желание написать игровую программу для детей про Новый год и рассказать детям, что это такое, откуда пошла традиция. И в создании таких новых программ обычно участвуют мои маленькие помощники. Они тоже созидатели: мы вместе делаем что-то интересное.

Гостья из прошлого

– А о каких местах в нашем городе, связанных с празднованием Нового года, можно детям рассказать?

– Есть в Смоленске места, где ёлки стояли. Можно рассказать о том, как отмечали Новый год в сложные времена, когда вообще ёлки были запрещены после революции. Также у нас есть удивительное лакомство – вяземский пряник, которым ёлки в царском дворце украшали. Мы можем гордиться тем, что у нас производилось главное новогоднее украшение в царской России, и сейчас оно восстановлено в Смоленской области. Много всего, о чём можно детям рассказать. Ну и хороводы вокруг ёлки, конечно же, никто не отменял.

– Началась вся эта история с программы о крепостной стене, а какие программы были созданы после?

– Смоленск очень интересен, но, гуляя в суматохе, в потоке дел вместе с родителями, дети часто смотрят на свой город просто как на декорацию. Да, собственно, родители и не должны им рассказывать о каждом доме – они могут просто этого не знать. И мы написали программу «История смоленских улиц» в двух частях. В ней я рассказываю детям и про наши знаменитые часы на улице Ленина, с которыми связаны легенды, в том числе и про постового по фамилии Курицын, который нёс там службу, и про то, как раньше выглядели и как изменились смоленские улицы. Мы даже восстанавливаем с ними путь первого смоленского трамвая – становимся с ребятами этим самым трамваем и вместе, большим паровозиком, движемся по маршруту. Прохожие удивляются, а дети получают огромное удовольствие. Затем мы решили попробовать включить в свои программы музеи. Я обсудила это с коллегами, музейными работниками, и были созданы смежные программы, когда дети после игровой части на улицах города приходят, например, в тот же двор боевой техники, где их встречает солдат Великой Отечественной войны в лице нашего замечательного реконструктора, руководителя клуба «Порубежье» Александра Михайловича Целуева, который рассказывает им что-то интересное. И есть ещё у нас вариант квестов. Мы очень давно этим увлекаемся. Ещё работая в «Смоленском тереме», мы организовывали с центром-музеем имени адмирала Нахимова молодёжные квесты по городу. Тогда к нам приходили более ста человек играть, но это были студенты. А здесь я решила попробовать сделать квесты именно для детей, но, естественно, с сопровождением взрослых, безопасно. Дети тоже разделяются на команды и в городе решают задачки. Обязательно всё на бумаге – чтобы не было никаких гаджетов и было максимальное погружение в историю. Где-то их даже встречают люди в костюмах. В тёплое время года я их встречала в костюме XIX века – была для них гостьей из той эпохи, путешественницей во времени. Для того чтобы вернуть меня обратно, нужно было выполнить ряд заданий.

Главная миссия экскурсовода

– Когда с детьми взаимодействуют воспитатели, педагоги, рано или поздно возникает вопрос поведения. Для экскурсовода этот вопрос не актуален?

– Конечно, актуален, и поэтому в самом начале экскурсии я рассказываю про поведение, но знаю, что дети будут слушать ровно первые пять минут. Если им не станет интересно, внимание будет рассеиваться, они начнут на что-то переключаться: на птичек смотреть, думать о чём-то своём. Поэтому идёт постоянный процесс совместной работы: вопросы, загадки, показ фотоматериалов. И у каждой группы включённость будет разная – экскурсоводу нужно её понять. Тут уже ориентироваться приходится на месте – в этом и состоит мастерство.

– То есть нужно быть не только экскурсоводом, но ещё и психологом, и педагогом?

– Наверное, сто пятьдесят профессий в одном, но если это нравится и ты действительно этим горишь, то это чувствуют и дети, и родители, и интересно бывает всем.

– Из того, что вы рассказали, понятно, как детские экскурсии отличаются от взрослых по форме. Как они отличаются по содержанию? О чём рассказываете детям, а о чём – взрослым?

– В самой информации, конечно, есть разница. И мы с детьми не раз возвращаемся к тому, о чём я им уже рассказывала, на очередных этапах закрепляем это в игровой форме, чтобы у них складывалась целостная картина: как всё начиналось, что за чем и почему происходило. А потом дома они уже будут рассказывать, что запомнилось. Ну а взрослым, конечно, можно рассказывать какие-то более серьёзные детали. Может быть, их интересуют именно даты или какие-то архитектурные термины, например. Детей не стоит перегружать такой информацией. Максимум, что мы с ними учим: башни, прясла – расстояние от башни до башни, зубцы крепостной стены, кто такие стрельцы.

– А какие вопросы дети задают?

– Вопросы бывают совершенно разные, совершенно неожиданные. Самый, наверное, простой: «А почему Фёдора назвали Конём?» А когда я у них спрашиваю: «Почему башня называлась Бублейка?», они отвечают: «Потому что там бублики раздавали». То есть очень интересные ответы – не только вопросы.

– А есть ли какие-то вопросы, которыми дети ставят в тупик? Или гида в тупик поставить вообще невозможно?

– Конечно, можно. Всего знать нельзя. Главное – знать, где можно это почитать, и чтобы было желание это изучить. Такое бывает не очень часто, но иногда могут какие-то очень интересные вещи спрашивать.

– Мне кажется, что у людей, погружённых в эту тему, взгляд на город не такой, как у всех остальных. Если для большинства история Смоленска – это крепостная стена и собор, то у тех, кто глубоко и серьёзно этим занимается, отношение совсем другое...

– Для нас оживает каждый дом. Чем больше я изучаю, тем интереснее погружение. Есть такие чудесные места на Смоленщине, куда можно возвращаться тысячи раз. Это тот же «Теремок», хутор Флёново или усадьба Глинки Новоспасское, и, конечно, это уже другой уровень восприятия всего. Если ты приезжаешь в Новоспасское, если ты пропускаешь это через себя, то уже по-другому воспринимаешь музыку Михаила Глинки. А ещё, безусловно, формируется тяга к знаниям, и, вместо того чтобы иногда пойти в кафе, ты устраиваешься под тёплым пледом на диванчике со стопочкой краеведческой литературы и изучаешь что-то. Наверное, экскурсоводы – это такие сыщики, которые разыскивают крупицы интересной информации, но, опять же, эту информацию нужно так систематизировать, так произвести огранку, чтобы она стала уникальным бриллиантовым колье.

– Елена, лично вам что даёт эта деятельность?

– Мне она даёт радость от любимой работы и интересных проектов, заряд энергии, когда люди с горящими глазами от тебя уходят и потом пишут приятные отзывы. Могут даже написать критические отзывы – это тоже нужно. Но если люди хотят приехать ещё или готовы вернуться в музеи, потому что ты сумел донести до них, что музеи – это не скучно, а очень интересно, то я понимаю, что всё не зря. Наверное, это и есть главная миссия экскурсовода.

Фото: из архива Елены УСОЛЬЦЕВОЙ

Татьяна Борисова

Есть ли в Смоленской области организованная преступность?
Смоляне могут стать участниками конкурса социальной рекламы