В монастырь у каждого своя дорога…
Общество

В монастырь у каждого своя дорога…

11 июля 2019 года в 13:44
276

В Смоленске состоялась премьера фильма «Сёстры», снятого режиссёром Павлом Володиным. Короткометражная лента рассказывает о том, какой была жизнь монахинь до их прихода в Спасо-Преображенский монастырь, находящийся в Брянской области. Зал во время премьерного показа был полон, а после премьеры съёмочная группа пообщалась со зрителями. «Смоленской газете» автор фильма рассказал о подготовке к съёмкам, работе над проектом и своём отношении к темам, которые затронуты в ленте.

«В монастырь у каждого своя дорога…» – такими словами начинается фильм, в котором зрители видят истории женщин, решивших оставить мирскую жизнь. Короткометражка продолжительностью 22 минуты помогает зрителю приблизиться к ответу на вопрос, как и почему появляется желание настолько кардинально изменить свою жизнь. У каждой монахини своя история: кто-то рассказывает о любви, а кто-то о мечтах, одни вспоминают знаковые моменты в жизни, другие описывают повседневность. Интервью поражают своей открытостью и искренностью: ничего не приукрашивая, сёстры говорят о переживаниях, делятся эмоциями, рассуждают о прошлом, анализируют настоящее. Порой услышанное в монологах монахинь удивляет зрителя: например, до жизни в Спасо-Преображенском монастыре матушка Игнатия была часовым мастером и мечтала открыть собственную автомастерскую. Кадры, снятые внутри обители, позволяют зрителям не просто понаблюдать за жизнью монахинь со стороны, но и дают возможность взглянуть на неё изнутри – настолько естественно и непринуждённо здесь показан быт монастыря.

Подготовка к съёмкам личных историй сестёр длилась около полутора месяцев. На протяжении этого времени Павел Володин ездил в Спасо-Преображенский монастырь и общался с его жительницами. Все монахини, а их в монастыре проживает семеро, легко шли на контакт, были открыты и готовы к честному общению, но без камер. Первое время женщины стеснялись съёмочной группы и боялись давать интервью.

«Сначала я приезжал в монастырь, чтобы просто пообщаться с монахинями: мы беседовали, пили чай, в основном разговаривали о бытовых моментах. Только когда я со всеми познакомился, мы начали постепенно записывать интервью. Изначально в фильме планировалось показать семь историй, но несколько человек отказались. Монахини же люди не публичные: даже если получено благословение и разрешение на интервью, то это ещё не значит, что монахиня на него согласится», – рассказывает Павел Володин.

За время общения режиссёр смог убедить монахинь, что ему интересно, какую жизнь они вели до монастыря, как проводили время, что любили, кем мечтали стать. Все женщины в монастыре – разного возраста, у каждой – своя причина прихода сюда. В фильме удалось собрать разноплановые истории. Несмотря на то что во время съёмок монахини разговорились, многое из снятого в фильм не вошло: сёстры переживали за излишне проявленную искренность и откровенность в диалогах. Та часть материала, которую попросили убрать из итогового варианта фильма, была вырезана. Одна из историй, не вошедших в фильм, особенно поразила Павла.

В монастыре режиссёр познакомился с художницей, которая пишет иконы. Детское желание рисовать вернулось к ней после поездки в Третьяковскую галерею – там женщина вдохновилась «Троицей» Андрея Рублева. На съёмках героиня истории рассказывала режиссёру о своём восторге от увиденного, и Павла вдохновило, как простыми житейскими словами художница описала свои эмоции и чувства.

На вопрос, почему фильм сделан в формате короткого метра, у режиссёра свой ответ. Павел считает, что сейчас время быстрой подачи информации, и смотреть часовые фильмы возможность есть не у всех. По его мнению, нужно стараться в минимальное количество времени вложить мысль и максимально её раскрыть. Не каждый занятой человек готов уделить час-два времени просмотру фильма, а за 22 минуты его эмоциональная составляющая становится понятна зрителю. Кстати, одна из задач фильма – привлечение внимания к необходимости помощи монастырю и популяризация этого места.

В первых кадрах ленты зритель видит, как матушка Макария едет по дороге за рулём «уазика». Именно это и увидел режиссёр, когда приехал в монастырь в первый раз по совету одного из друзей-священников, который и предложил ему эту тему для съёмок. В тот момент появилась идея построить сюжет фильма на образе машины, которая олицетворяет ощущение пути и жизнь в её движении.

«Машина приезжает в монастырь, и сначала показывается бытовая история, где сёстры едут за водой или продуктами. Съёмки продолжаются с воздуха: мы поднимаемся выше и смотрим уже откуда-то сверху на нашу маленькую муравьиную жизнь. Где она закончится и куда нас приведёт, мы не знаем – ни монахини, ни другие люди, ни режиссёры, ни зрители», – говорит Павел.

После первого просмотра материала жительницы монастыря связались с Павлом и попросили удалить всё отснятое, но после долгих переговоров три интервью в фильме всё же удалось сохранить. Сам режиссёр удивился ажиотажу вокруг проекта. Павел и раньше снимал фильмы о религии и монастырях, но такой интерес у аудитории именно к личному формату фильма видит впервые. Режиссёр признаётся, что многие его друзья, которые когда-то были музыкантами, художниками, тоже связали свою жизнь с церковью: кто-то стал священником, кто-то ушёл в монастырь и ведёт жизнь монаха. Павлу интересно понять, как люди приходят к этому, и режиссёр часто задается вопросом, почему так произошло. Личные истории, услышанные от монахинь, позволили Павлу увидеть ситуацию с нового ракурса.

Особенно благодарен режиссёр съемочной группе: из-за отсутствия должного финансирования фильма съёмки велись в большей степени на энтузиазме коллег.

Например, главный оператор ленты Сергей Ларченков уже много лет работает в творческом тандеме с Павлом Володиным – за 15 лет сотрудничества они сняли большое количество клипов, рекламы и фильмов. Кстати, они коллеги не только по киносъёмкам – Павел и Сергей выступают в составе музыкальной группы «Виддхи».

Ещё одна часть съёмок фильма велась с воздуха – квадрокоптером управлял второй оператор Валерий Богданов. Перед тем как снимать, Павел и Валерий прописывали маршрут полёта на бумаге, делали раскадровку, в которой нужно было учесть и положение солнца, и направление ветра, расположение деревьев. Квадрокоптером оператор управлял вручную, а сделать хорошие кадры в таком случае очень сложно. К слову, ранее Павел и Валерий вместе сняли фильм о Валаамском монастыре, многие кадры которого тоже сделаны с воздуха.

Вся музыка для фильма была написана молодым композитором Алёной Чапала. Алёна на момент съёмок обучалась в Московской школе кино, и для дипломной работы девушке нужен был фильм, для которого она могла бы написать музыку.

Голос за кадром принадлежит поэтессе, известной столичной радиоведущей Алёне Огневой. Для Павла было важно, чтобы закадровый голос звучал по-светски, тем самым создавая в фильме контраст с жизнью в монастыре. Режиссёр решил, что известная журналистка как никто другой подходит для этой роли. Автором закадрового текста стала журналистка из Санкт-Петербурга Мария Башмакова.

Режиссёр признался, что этот фильм – тот редкий случай, когда идея не трансформировалась в ходе работы, а предстала перед зрителями такой, какой и была изначально.

В финальных кадрах ленты звучит монолог матушки Евдокии, подводящий итог всему, что увидели зрители: «Говорят, любите врагов своих, а я врагов не вижу, я вижу друзей». Фильм получился искренним и с добрым посылом. В «Сёстрах» показано, насколько бережно монахини относятся к месту, в котором живут, как понимают друг друга и как научились принимать происходящее вокруг, быть благодарными судьбе и стечению обстоятельств. Моменты, прожитые женщинами в мирской жизни, сохранили свою ценность для героинь фильма и сегодня.

Интересно и будущее фильма: сейчас ведутся переговоры о его показе на одном из федеральных телеканалов, а брянское телевидение показывало его несколько дней подряд, причём в прайм-тайм. Павел Володин, помимо прочего, пообещал, что позже поделится своей работой и в интернете.

Фото: Алиса АНИЦКАЯ; из архива Павла ВОЛОДИНА

Анастасия Костикова

Завершено расследование в отношении полицейского, отвечавшего в Смоленской области за миграцию
В Смоленской области полицейские ловили находящихся в России нелегально иностранцев

Другие новости по теме