Алексей Родионов: «Неважно, где ты родился и где живёшь, патриотизм – это общее состояние»
Общество

Алексей Родионов: «Неважно, где ты родился и где живёшь, патриотизм – это общее состояние»

23 апреля 2019 года в 21:00
585

В апреле на базе туристического комплекса «Соколья гора» при поддержке администрации региона и губернатора Алексея Островского прошла третья специализированная профильная смена детских военно-патриотических объединений и клубов региона «ЮНАРМЕЙЦЫ-2019». В этом году в ней приняли участие 200 ребят в возрасте от 13 до 17 лет из всех районов области.

Третья смена отличалась от двух предыдущих: в этот раз, помимо юнармейцев, в ней приняли участие гагаринцы, «Наследники победы», бойцы поисковых отрядов, воспитанники военно-патриотических клубов «ВДВ» и «КУОС-ВЫМПЕЛ», «егоровцы», члены волонтёрских и экологических штабов.

Образовательная программа смены традиционно была разработана с военно-патриотическим уклоном, поэтому помимо педагогов и сотрудников регионального управления по делам молодёжи, в ней приняли участие представители различных спецслужб и ведомств, а также ветеранских и молодёжных общественных организаций и объединений области.

На сборах работал студенческий педагогический отряд «Академия». Его руководитель, декан психолого-педагогического факультета СмолГУ Алексей РОДИОНОВ рассказал «Смоленской газете» об отряде, итогах смены и воспитании патриотизма.

– Сколько существует отряд «Академия»?

– Педагогический отряд создавался на базе естественно-географического факультета для проведения экологической смены в одном из летних детских лагерей. Это было семь или восемь лет назад. Так получилось, что к нам присоединились ребята с других факультетов: физмата, филфака, психолого-педагогического. У нас получилась хорошая команда, и мы решили двигаться дальше. В том составе он, конечно, уже не существует: ребята уходят из вуза и покидают педотряд. Радует, что многие из них продолжают работать в лагерях. В этом году мы провели, можно сказать, масштабное возрождение – сейчас в регионе есть большая потребность в подготовленных специалистах для работы с детьми. Мы опробовали свои силы, проведя военно-патриотическую смену. Как отмечают дети – получилось отлично.

Кто вошёл в команду смены?

– В нашем отряде были представители психолого-педагогического, филологического факультетов, факультета истории и права. Вообще нашу школу вожатского мастерства посещают ребята с других факультетов и даже вузов. У нас нет ограничений по возрасту: обучаются даже несовершеннолетние, правда, с детьми они смогут работать, когда им исполнится 18 лет. По окончанию обучения все они получат сертификаты нашего университета об окончании Школы вожатского мастерства. Курсы начались в октябре, с этого времени мы собираемся дважды в неделю, а в мае состоится первый выпуск. Направление вожатства возрождается после незаслуженного перерыва, и, по моему мнению, в Смоленске необходимо создать площадку, которая объединила бы вожатых и помогала бы в развитии движения.

– Как вы оказались задействованы в патриотической смене?

– Её организатором является региональное Главное управление по гражданско-патриотическому воспитанию. Они составляли программу, мы её дополняли своими мероприятиями, исходя из конкретных условий и потребностей детей. В программу входили мастер-классы и встречи с представителями органов власти и иных ведомств, интересными людьми. Нашей задачей было наполнить доступное время организационным и творческим содержанием. В первой половине дня проходили официальные мероприятия, а вечер был полностью в нашем распоряжении.

– Слёт проводился уже в третий раз. Что нового в него привнесла ваша команда?

– Нам, наверное, удалось совместить элементы военизированной смены с условиями для раскрытия творческих, спортивных способностей, развития личных качеств. Мы шли вместе с детьми и жили в одной системе. Вожатый отличается от детей тем, что у него есть опыт, определённые знания и лидерские способности – он может вести за собой детей. Но и сами ребята обладают огромным творческим потенциалом, знаниями, которые удалось задействовать и раскрыть. Поэтому при составлении программы мы учитывали их мнение и старались создать условия, чтобы каждый ребёнок уехал из лагеря с пониманием того, что он получил от этой смены всё, что хотел.

– Вы говорили о патриотическом воспитании. В последние годы ему в стране уделяют большое внимание. Как всё-таки воспитать патриотов?

– Это был вопрос всей смены. Мы искали ответ на вопрос, что такое патриотизм. Каждый давал своё определение и своё видение. Наверное, самое всеобъемлющее определение – любовь к Родине. Но в чём она выражается?.. Мне понравились мысли сенатора Сергея Дмитриевича Леонова, который встречался с ребятами. По его словам, люди говорят, что любят Родину, но сами могут бросить бумажку мимо урны. Мы, с одной стороны, говорим о патриотизме и любви к Родине, но в житейских моментах не обращаем внимание на других людей и на ситуацию, в которой живём: кто-то обидел человека, кто-то поджёг траву… На мой взгляд, как раз научить уважительно относиться ко всему происходящему вокруг, стремиться сделать всё это лучше и осознавать свою ответственность за это – всё это и есть патриотизм. Неважно, где ты родился и где живёшь, патриотизм – это общее состояние.

Кроме того, если изначально был упор на военизированный патриотизм, то сейчас идёт гуманизация этого направления, приходит осознание, что это более широкое понятие.

– В любой программе есть ключевые моменты, самые яркие мероприятия. Что из смены больше всего оказало влияние на детей?

– К числу самых эмоционально насыщенных можно отнести два финальных: «Зарница» – комбинированная игра, которая шла в течение двух дней. Фактически, ребята продемонстрировали всё, что им показали на занятиях с военными. Несмотря на всю внешнюю простоту, это и прощальный концерт, который получился очень эмоциональным. На нём возникло чувство единства: это были не просто отряды, это был лагерь.

– В последнее время с участниками разных патриотических смен встречаются первые лица области, например, к вам приезжал губернатор. Насколько такие встречи с представителями власти важны для подростков?

– Очень важны. У детей очень много вопросов, и возможность поговорить о наболевшем с первыми лицами области очень важна. Самое главное – это не просто разговор, они видят ответную реакцию, когда Алексей Владимирович Островский сразу же давал распоряжения подчинённым. Ребенок понимает, что на проблему, которая есть в его районе, обратят внимание. Здесь он как раз выступает как патриот. Действительно, были вопросы, которые требовали конкретных решений, были общие вопросы. Но такие встречи в любом случае показывают, что многое можно решить во взаимодействии.

– Уже даже по вашим впечатлениям можно сказать, что смена прошла успешно. Какие планы в дальнейшем?

– В ближайшее время выработаем совместные планы развития смены с представителями управления. Есть идея консолидировать патриотические движения, не собрать их в одну организацию, но сделать что-то похожее на молодёжный совет. У ребят очень большой потенциал, много планов и идей, их просто нужно поддерживать, помогать им. Было бы интересно сделать 21-дневную смену, в которую можно было бы привнести элементы научно-исследовательской и общественной деятельности.

В июне мы проводим смену культурно-православной направленности: это круглосуточная площадка на базе школы-интерната для одарённых детей «Феникс» в Мольгино Новодугинского района. Это новое направление – с акцентом на культуре, это встречи с представителями общественных организаций, военно-исторических клубов, научного мира. Планируем сделать акцент именно на практической деятельности.

Фото: из архива педагогического отряда «Академия»

Валерия Майорова

Дошедший до Амура. На Смоленщине отметили юбилей Николая Пржевальского
Национальное единство – основа безопасности государства