В Москве под председательством Алексея Островского обсудили вопросы энергосбережения
Под председательством губернатора Смоленской области Алексея Островского прошло заседание Координационного совета по энергетике, энергосбережению и энергоэффективности. Оно состоялось на площадке Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» в Москве.
В совещании принял участие заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО Артур Ниязметов, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, а также руководство профильных региональных департаментов.
Напомним, Алексей Островский возглавляет данный совещательный орган с июня 2017 года. В числе приоритетных задач Координационного совета – подготовка предложений по изменению государственной политики и законодательства в области энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, создание механизма взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, позволяющего сформировать в регионах ЦФО инвестиционно–привлекательную среду, подготовка предложений по корректировке государственной политики в области развития энергетического комплекса и пр.
Глава Смоленской области в рамках заседания выступил с докладом по вопросу о государственном регулировании оптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ для населения.
Как напомнил губернатор, в результате принятия постановления Правительства РФ фактически с 1 января 2019 года отменено госрегулирование на уровне Российской Федерации оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) для бытовых нужд. При этом государственное регулирование на уровне Субъектов РФ розничных цен сохранено. Последовательно реализуется План мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики, однако в данном случае это может привести к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты.
- Были проанализированы биржевые цены на СУГ, сложившиеся в 2018 году. Они крайне неравномерны и волатильны. Если в начале года биржевая цена не очень отличалась от регулируемой, то в третьем квартале в отдельные дни она превышала установленную ФАС цену в три раза. В среднем по году превышение составляло примерно 15 – 17 тысяч рублей, - рассказал Алексей Островский. - При общем потреблении газа в ЦФО порядка 30 тысяч тонн в год, если бы его получали по биржевым ценам 2018 года, то размер выпадающих доходов уполномоченных поставщиков сжиженного газа составил бы для всего ЦФО сумму в 500 миллионов рублей. При этом субъекты Российской Федерации обязаны компенсировать данные затраты из своих бюджетов.
Как отметил в докладе губернатор, в регионах с высокой степенью газификации проблемы как таковой нет. Так, к примеру, для Белгородской области расчетная величина выпадающих доходов составила бы всего 200 тысяч рублей. Однако для ряда регионов, в том числе, для Смоленской, могла бы превысить 30 миллионов, а для Воронежской и Ярославской - 100 миллионов рублей.
Алексей Островский подчеркнул, оснований полагать, что в этом году биржевая цена снизится в полтора - два раза нет. В марте этого года Федеральная антимонопольная служба сообщила, что в целях снижения возможных рисков на рынке СУГ ФАС России в настоящее время только прорабатывается вопрос о внесении изменений в Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению. Также рассматривается вопрос о переходе на формульное ценообразование на оптовом рынке СУГ с привязкой к биржевым и внебиржевым индексам цен. Кроме того, в целях минимизации влияния цен на СУГ на внешних рынках на цены внутреннего рынка Российской Федерации ФАС России совместно с Минэнерго также рассматривается вопрос о необходимости внесения в законодательство изменений, предусматривающих изменение ставок экспортных пошлин на СУГ.
- Таким образом, необходимая нормативная база сегодня еще не разработана, а государственное регулирование оптовых цен на СУГ отменено с 1 января 2019 года, - сказал Алексей Островский.
По словам главы региона, кроме финансовой составляющей данного вопроса есть достаточные тому основания полагать, что развитие данной ситуации может привести к снижению ответственности, а это, в первую очередь, вопрос безопасности, а также ухудшению качества и росту стоимости данных услуг для жителей.
Губернатор напомнил, что до 2019 года ответственность за поставку СУГ для нужд населения (емкостной и баллонный газ) возлагалась на соответствующие региональные уполномоченные организации. В их обязанности входило содержание групповых резервуарных установок, обслуживание индивидуальных газовых шкафов и оборудования, доставка и замена газовых баллонов у жителей, также обеспечение работы аварийно-диспетчерской службы. Кроме того, уполномоченная организация наделялась обязанностью по гарантированному обеспечению поставки газа для всех жителей региона, без разделения на выгодные и невыгодные маршруты доставки газа. Все затраты данных организаций равномерно распределялись между всеми потребителями СУГ путем государственного регулирования цен на уровне субъекта.
Взамен организации, которые наделялись статусом уполномоченной организации, получали долгосрочное гарантированное прикрепление к двум оптовым поставщикам СУГ, по фиксированной стоимости и объемам отгружаемого газа.
Так, например, Смоленская область в 2018 году гарантированно получала от трех оптовых поставщиков газ в объеме 350 тонн в месяц. Всего в области потребителями сжиженного углеводородного газа являются 130 тысяч человек, или 14% населения. При этом 2 из 25 муниципальных районов в настоящее время вообще не газифицированы.
- Таким образом, - отметил Алексей Островский, - процесс поставки СУГ населению намного сложнее, чем организация доставки какого-то другого товара с оптового склада. Ожидать здесь роста конкуренции в связи с планово-убыточной и социально направленной деятельностью не приходится.
В этом году в регионе две уполномоченные организации, которые обеспечивают население СУГ для бытовых нужд в связи с прогнозируемым опережающим ростом оптовых цен относительно розничных объявили о приостановлении своей работы, а одна - о полном завершении своей деятельности. Сегодня вопрос поставок СУГ в Смоленскую область удалось решить в ручном режиме только на несколько месяцев, - отметил глава региона.
- В настоящее время мною уже принято решение о выделении финансовых средств из бюджета в размере 30 миллионов рублей на обеспечение финансирования части затрат уполномоченных организаций, связанных с приобретением СУГ по нерегулируемым оптовым ценам. Данные финансовые средства были выделены за счет сокращения расходных обязательств по иным социально-значимым направлениям, что с учетом поставленных задач по реализации национальных проектов и Указов Президента РФ выполнить весьма сложно, - подчеркнул Алексей Островский.
Годовой размер выпадающих доходов, рассчитанный исходя из среднерыночной цены 2018 года, в случае, если в течение первых четырех месяцев 2019 года не удалось бы решить вопрос приобретения газа по прежней цене, превысил бы 30 миллионов рублей.
Губернатор Смоленской области предложил рассмотреть варианты решения данной проблемы. Так, одним из предложений является обеспечение субсидирования из федерального бюджета субъектов РФ по возмещению убытков газоснабжающих организаций, связанных с приобретением СУГ по рыночным ценам. Также глава региона предложил доработать новую методику государственного регулирования стоимости СУГ, внести все необходимые изменения в законодательство РФ и субъектов РФ, реализовать в полном объеме мероприятия, предложенные ФАС и только после этого осуществлять переход на новую систему обеспечения поставок СУГ.
Также в ходе совещания рассмотрели проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и обсудили меры государственной поддержки проектов модернизации коммунальной инфраструктуры.
- Будем прорабатывать в рамках Ассоциации «Центральный Федеральный Округ» общую позицию и выходить с соответствующими предложениями в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу, - отметил Алексей Островский.