Современные хранители цивилизации
Аптека для души. Несколько слов об истории библиотек и работе библиотекарей
При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. Библиотеки называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации. «Библиотека» в переводе с греческого – «хранилище книг»: «библио» – книга, «тека» – хранилище.
Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили клинописную библиотеку, учреждённую царём Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек.
В истории мира особой культурной ценностью считают библиотеки в крупнейших научных и культурных центрах эллинического мира: Александрийскую в Египте и Пергамскую в Пергаме.
В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый основал первую библиотеку на Руси в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников, важных государственных документов в 500 томах. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого, – возможно, погибла во время пожара или была уничтожена во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.
Одна из самых загадочных в истории – библиотека первого русского царя Ивана Грозного, которая хранилась в подземельях Кремля. После смерти царя библиотека бесследно исчезла и стала легендой. Её поиски продолжаются уже не одно столетие.
Первой общедоступной библиотекой в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с девяти утра и до захода солнца.
Более 300 лет служит науке и просвещению одна из старейших библиотек России – библиотека Академии наук, в которой работали многие выдающиеся учёные страны.
Одна из крупнейших в мире национальных библиотек – Российская государственная библиотека в Москве (до 1992 года – Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, или для читателей просто «Ленинка»). Организованная в середине XIX века графом Николаем Петровичем Румянцевым, библиотека много лет служит Отечеству «на благое просвещение». Она содержит более 40 миллионов изданий.
Мы живём в третьем тысячелетии, мир стал глобальным, развиваются технологии, но по-прежнему существует профессия – библиотекарь. Удивительно, что эта профессия не только сохранилась с древнейших времен и по сей день, но стала современной, высокотехнологичной и востребованной не менее, чем на заре своего существования.
О роли библиотеки в современном обществе, о значимости профессии и особенностях профессиональной подготовки библиотекарей рассказала для читателей Smolgazeta.ru заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности и музеологии Смоленского государственного института искусств, кандидат педагогических наук, доцент Елена Сергеевна Мертенс.
– Елена Сергеевна, расскажите, что такое современная библиотека?
– О современной библиотеке великолепно сказал Михаил Дмитриевич Афанасьев – директор Государственной публичной исторической библиотеки России, президент Российской библиотечной ассоциации: «Библиотека будущего – это символ, олицетворяющий преемственность культур, богатство прошлого, национальную гордость». Современная библиотека – это социальный институт, выполняющий информационную, культурную, образовательную функции. Сегодня с уверенностью можно сказать, что традиционная библиотека, несомненно, сохранится, но будет дополнена множеством других направлений деятельности. Развивать новые направления позволяет включённость библиотек в социокультурное проектирование, которое помогает реализовать идеи библиотечного профессионального сообщества. В этом направлении деятельности есть важный положительный момент: участвовать в грантовых конкурсах могут и крупнейшие библиотеки федерального и регионального значения, и небольшие сельские библиотеки. Сегодня мы как никогда понимаем, что библиотека служит человеку для удовлетворения его информационных и культурных потребностей, независимо от того, какие формы работы и информационные технологии мы используем. Однако современная библиотека обретает новую форму и новое содержание, всё чаще далекое от своего традиционного вида.
В работе общедоступных библиотек мемориальная деятельность становится одним из ключевых направлений в работе. Особое внимание уделяется подготовке информационно-аналитических продуктов (обзоров, дайджестов, библиографических указателей на традиционных и электронных носителях).
Библиотека – это социальный институт, где нашли применение многие достижения человечества.
– Что означает понятие «мемориальная деятельность библиотек»?
– Современные библиотеки помимо традиционных информационных и просветительских функций выполняют ещё одну важнейшую задачу – сохранение культурной памяти. Функция сохранения культурного наследия называется мемориальной. Первопричиной возникновения и развития мемориальной функции библиотек, играющих роль аккумуляторов культурных ценностей, можно считать человеческую потребность в сохранении памяти о своем прошлом.
– Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сотрудник библиотеки? На что делается упор при подготовке кадров?
– Выпускник по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» должен уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, анализировать и оценивать информационные ресурсы, выявлять и изучать информационные потребности человека, уметь создавать информационно-аналитические продукты, в том числе и электронные, участвовать в реализации инновационных проектов, образовательных и культурно-просветительских программ для населения и многое другое.
В учебной деятельности мы уделяем много внимания научно-исследовательской работе. У молодёжи должно быть сформировано научное мировоззрение, потому что даже если библиотека не имеет научного статуса, подготовка проектов, программ, разработка их концепций требует знания основ научных исследований. Современный специалист должен уметь мыслить, выявлять и анализировать проблемы и достижения, предлагать варианты решения возникающих задач. Хочу подчеркнуть, что в нашей профессии сегодня соединены две составляющие: гуманитарная и техническая. В современной библиотеке используются новейшие технологии, многие информационно-библиографические процессы автоматизированы.
– Во главе угла и в сердце любой библиотеки – бумажная книга. Работают ли ваши студенты с книгой, много ли читают? Какие предметы изучают будущие библиотекари?
– Каждое мероприятие в библиотеке должно быть связано с книгой! Специалист в области библиотечно-информационной деятельности должен хорошо знать эволюцию книги. Наши студенты достаточно много читают. В 2017 году было проведено исследование «Художественная книга в структуре досуга молодёжи». Анкетирование показало ценность художественной книги в студенческой среде и заинтересованность молодёжи в чтении мировой литературы. Обучающиеся на направленности «Информационно-аналитическая деятельность» констатируют: несмотря на то что сокращается пространство книжной коммуникации, сегодня очевидно, что высокий статус книги сохраняется. Значительная часть студенческой молодёжи собирает личные библиотеки, регулярно покупает книги, а вокруг интернета складывается новый, виртуальный читатель.
При подготовке кадров обращается внимание на изучение таких предметов, как аналитические технологии, краеведение, грантоведение, теория и история литературы, психология, социология, экономика, информационно-аналитические продукты и услуги, документоведение, мультимедиатехнологии, веб-дизайн и др.
– Привычный образ работника библиотеки для обывателя – это тихая элегантная женщина в очках, строго разговаривающая с теми, кто не вовремя сдал книгу. А каков на самом деле портрет библиотекаря по версии 2018 года?
– Вы знаете, я с таким устоявшимся портретом не согласна. Согласна только с элегантностью и интеллигентностью. Современный специалист – это и аналитик, владеющий информационными технологиями, и в тоже время он публичный и талантливый человек. В библиотеке можно реализовать многие профессиональные способности: например, для ведения электронного каталога требуются точность, внимательность, знание стандартов и других технологий. А вот для проведения массовых мероприятий работник библиотеки должен быть эмоциональной и творческой личностью, знать психологию читателя. На мой взгляд, профессия библиотекаря, библиографа, информационного аналитика – очень современная и необходимая обществу. Вопрос в том, кто и как работает в библиотеке и как сам относится к уникальнейшей и интереснейшей профессии в мире.
– Профессия молодеет? Или держится за счёт старых кадров?
– Если взять общую тенденцию, конечно же, в библиотеках наблюдается старение кадров. Но многое зависит от конкретного руководителя, от того, какую установку он даёт. Если он готов приглашать в библиотеку молодёжь и помогать ей адаптироваться в очень сложном библиотечно-информационном мире, тогда в библиотеках, несомненно, будут закрепляться молодые кадры. Возвращаясь к описанию профессионального портрета, хочу дополнить: современный библиотекарь далёк от образа тихого человека, только выдающего книги. А для этого необходимо в средствах массовой коммуникации больше говорить и писать о библиотеках и этой замечательной, не только женской профессии.
Хотелось бы, чтобы к нам приходили выпускники школ с более высокими баллами ЕГЭ по литературе, русскому языку и обществознанию. Результаты названных ЕГЭ необходимы для поступления на наше направление.
Важно, чтобы в библиотеках работали специалисты с профессиональным образованием. Профориентационной деятельностью должен заниматься не только вуз, но и библиотеки, рекламируя свои возможности и достижения.
– Библиотекарь – женская профессия?
– Пока да. Сейчас в большинстве своём библиотекари – женщины. Но руководителями многих крупных библиотек являются мужчины. Например,
Российскую государственную библиотеку возглавляет Владимир Иванович Гнездилов, Российскую национальную библиотеку – Александр Иванович Вислый, Государственную публичную научно-техническую библиотеку России – Яков Леонидович Шрайберг, Государственную публичную историческую библиотеку России – Михаил Дмитриевич Афанасьев. В Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи работает наш выпускник Александр Добровольский. На кафедре библиотечно-информационной деятельности и музеологии на высоком профессиональном уровне преподаются многие дисциплины доцентом Юрием Александровичем Бабарыкиным. В созданных отделах автоматизации и информационных технологий чаще всего работают мужчины.
– Сколько библиотекарей вы выпускаете ежегодно?
– Сегодня нет чёткой, раз и навсегда установленной цифры. Это зависит от потребностей региона. Например, в этом году по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» будут выпускаться четырнадцать человек.
На современном этапе реформирования и модернизации высшего образования преподаватели кафедры ведут подготовку бакалавров по направлениям подготовки: «Библиотечно-информационная деятельность» (направленность: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»), «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия» (направленность: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная деятельность»).
Светлана Парфенова