Самая мирная профессия на земле
Строитель – это самая мирная на земле профессия. Именно так определил род занятий, которому посвятил практически всю свою жизнь смолянин Герой Социалистического Труда фронтовик и строитель Анатолий Жбанов.
Действительно, строитель – профессия, которая востребована всегда. Неважно, какой на дворе век – каменный или научно-технического прогресса, и неважно какой строй – капитализм, социализм или снова капитализм. То, что делают строители всегда нужно людям.
Людям нужны дома для жизни, детские сады, школы, больницы.
Заводы и фабрики тоже дело рук строителей.
Даже чиновники и депутаты не могут обойтись без строителей – кто им возведет кабинеты для бескорыстного служения народу.
Опять же дороги – горе и радость автомобилистов. Их тоже прокладывают строители.
На Смоленщине строители всегда пользовались особым почетом и уважением. Может это вызвано оставленными войной разрушениями, когда, как рассказывают, в Смоленске после освобождения осталось только одно более-менее целое здание. То, в котором сегодня располагается Арбитражный суд.
Остальной город, впрочем, как и вся область лежали в руинах и в пепле пожарищ. И только строители могли вернуть Смоленскому краю былые уют и красоту.
Строитель с парада Победы
Александр Константинович Морозов изначально не собирался быть строителем. Закончив в 1936 году семь классов, по достижении 16-ти лет, поступил слесарем на завод имени Калинина в Смоленске. В 1940 году Александра, как и многих других молодых парней, у кого подошел призывной возраст, забрали в армию.
Войну Александр Морозов встретил на западной границе. Вместе со всеми познал горечь отступления, дрался в окружении. Первый раз вражеская пуля настигла Александра в 1942 году под печально известным Ржевом. Уже после госпитали были Сталинградская битва, освобождение Донбасса и Левобережной Украины. Участвовал Александр Морозов в Гомельско-Речицкой, Белорусской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
Войну Александр закончил гвардии сержантом, а его грудь украшали ордена Отечественной войны двух степеней, солдатская Слава третьей степени, орден Красной Звезды и две медали «За отвагу».
Не прошло нескольких недель, как отгремели бои, и еще до конца не пришло осознание, что кровавой бойне, длившейся без малого четыре года, пришел конец. На улицах немецкого городка, в котором базировался полк Александра Морозова, дотлевали пожарища, а старшину и еще четырех бойцов вызвал к себе командир полка.
Как потом вспоминал Александр Морозов, его, хотя вроде никаких прегрешений за старшиной не числилось, этот вызов сильно напряг. Он не раз видел командира полка, много был наслышан о его смелости, бесстрашии, но никогда ему не доводилось лично разговаривать с ним. Ничего хорошего от встречи с начальством Александр не ожидал.
Но все разрешилось самым наилучшим и, можно даже сказать, удивительным образом:
- Мы вам командировочку приготовили, и знаете куда? – обратился командир полка с вопросом к Александру Морозову и еще к четырем бойцам, которые пришли с ним. И сам же воинский начальник ответил на свой вопрос, очень удивив подчиненных. – В Москву. Да, в Москву. Вам поручено представлять наш полк на большом празднике – параде Победы.
Но поездка в Москву это еще не возвращение домой. После грандиозного Победного Парада Александр Морозов вернулся в свою часть и помогал властям освобожденной Германии наводить порядок. А вот, когда через год после Победы демобилизовался и вернулся в Смоленск, увидел Александр родной город совсем не тем, каким запомнил его, уходя в 1940 году в армию. Город все еще хранил страшные следы войны – руины, горы битого кирпича и щебня. Именно тогда бывший старшина твердо решил – надо строить.
Вскорости, после возвращения в Смоленск, Александр встретил в городе своего довоенного товарища, с которым вместе трудился на заводе имени Калинина, а теперь он был главным механиком железнодорожной строительной организации (впоследствии она стала называться СУ-5 треста «Дорстрой»). Товарищ пригласил демобилизованного фронтовика на работу, и он принял приглашение.
И вот Александр включился в восстановление инфраструктуры железной дороги – надо было быстрее дать жизнь паровозному и вагонному депо в Смоленске.
Так Александр Морозов и стал строителем, проработав в СУ-5 до самой пенсии. Но до нее было еще далеко, а пока бригаду, которую возглавил Александр Константинович, кидали на самые сложные участки и объекты – на возведение «с нуля» депо в Минске или на стройки в Рославль, Вязьму, Великие Луки…
В 1971 году за выдающиеся успехи в выполнении восьмой пятилетки, которую он завершил за три года и шесть месяцев, Александр Константинович Морозов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Дороги Бориса Дерябина
Борис Анатольевич Дерябин родился за четыре года до войны в деревне Верховой Ершичского района.
Бориса с детства, что потом и сказалось на выборе специальности, тянуло к технике. Это пристрастие, наверное, передалось от отца, который перед войной считался в Ершичах первоклассным механизатором. Он даже на фронт ушел со своим трактором. Правда, Борис так и не дождался отца, который умер от ран в одном из госпиталей Саратова.
Детям, пережившим войну, приходилось рано вступать во взрослую жизнь. Борис, окончив в 1952 году семь классов, оставил школу и поступил в Рославльское железнодорожное училище, где освоил специальность слесаря, которым и проработал до призыва в армию на Рославльском вагоноремонтном заводе.
Однако после увольнения в запас в 1960 году Борис не вернулся на Рославльский вагоноремонтный завод, а устроился слесарем по ремонту транспорта в Вяземское дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ). Затем Борис Дерябин овладел еще несколькими специальностями и в итоге стал машинистом автоскрепера.
Автоскреперист создает основу будущей дороги – возводит земляное полотно, на которое потом накладывается твердое покрытие.
На счету Бориса Анатольевича много проложенных в Смоленской области дорог. Он внес свою лепту в строительство дорог Вязьма – Сычевка, на Хмелиту и от Хмелиты на Холм-Жирки, на Шуйское, на Бровкино, на Калпиту, на Хватов-завод, на Знаменку.
Борис Дерябин досрочно выполнил задание девятой пятилетки, которую завершил 1 сентября 1975 года, переместив скрепером почти 150 тысяч кубометров грунта. При этом он сэкономил 3,5 тонны дизельного топлива и сделал сверхплановых работ на 25 тысяч рублей.
За выдающиеся успехи, при выполнении девятой пятилетки, Борису Анатольевичу 5 марта 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Заслуженный строитель России
Виктор Алексеевич Майоров пришел на стройку в 16 лет. Это был 1950 год. И Смоленск, который в то время еще не залечил раны оставленные войной, Виктору по существу пришлось отстраивать заново.
Родился Виктор в 1934 году в деревне Червоново Смоленского района и, окончив семь классов, поступил в школу Фабрично-заводского обучения (ФЗО). Такие учебные заведения являлись низшим звеном в системе профессионально-технического образования в СССР. Школы ФЗО, просуществовав с 1940 по 1963 год, действовали на базе промышленных предприятий и строек. Здесь готовили рабочих массовых профессий, в частности для строительства. Виктор Майоров получил в школе ФЗО специальность каменщика.
Отличаясь добросовестностью и инициативностью, Виктор Майоров уже в 1968 году возглавил комплексную бригаду по строительству важных объектов Смоленска.
Обычно бригадир на стройке не обременяет себя излишним трудом – своей обязанностью он считает «поставить перед коллективом задачу», обеспечить фронт работы и закрыть в конце месяца наряды таким образом, чтобы никого не обидеть. Но Виктор Майоров, по рассказам коллег, не был таким. С мастерком и молотком в руках бригадир всегда находился на самом ответственном месте, лично ряд за рядом, все выше и выше возводил кирпичную кладку строящихся зданий. И даже опытные каменщики не в силах были состязаться в ловкости и быстроте со своим бригадиром.
Под руководством Виктора Майорова бригада постоянно перевыполняла производственные задания, обеспечивала высокое качество строительных работ, занимала первые места в социалистическом соревновании.
Сам Виктор Алексеевич был удостоен почетных званий «Лучший каменщик Министерства строительства РСФСР», «Заслуженный строитель РСФСР». Сейчас такая форма отличия и поощрения звучит несколько удивительно и непривычно, но для тех времен это было весьма почетно и весомо: фамилия бригадира каменщиков из Смоленска Виктора Майорова была занесена в Ленинскую книгу трудовой славы Министерства строительства СССР.
А 11 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по капитальному строительству, Виктору Алексеевичу Майорову было присвоено высшее звание трудовой доблести – Герой Социалистического Труда.
Коллаж: Сергей МИРОШНИЧЕНКО
Алексей ГУСИНСКИЙ