Общество

В Катыни перезахоронили останки жертв политических репрессий

31 октября 2017 года в 20:29

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий на территории мемориального комплекса «Катынь» впервые были перезахоронены останки 348 человек, репрессированных и погибших в годы Большого террора.

В траурных мероприятиях приняли участие заместитель председателя Смоленской областной Думы Николай Мартынов, генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова, исполнительный директор РВИО Владислав Кононов, председатель Региональной общественной Ассоциации «Национальный Конгресс Смоленской области» Фаик Алиев и родственники погибших.

Открывая траурный митинг, Ирина Великанова отметила, что 30 октября 2017 года является новой исторической вехой в жизни мемориального комплекса «Катынь». Дело в том, что на протяжении многих лет территория «российской» части мемориала, на которой захоронено более 8 тысяч жертв политических репрессий, не была до конца благоустроена. В соответствии с решением Министра культуры РФ Владимира Мединского, в 2017 году началось строительство нового выставочного музейного комплекса. И самое главное, в ближайшее время на месте расстрелов, в так называемой «Долине смерти», будет установлен мемориал с именами всех репрессированных и погибших в Катынском лесу. Над скульптурной композицией работает народный художник России Андрей Ковальчук.

- Катынская трагедия – горькая и тяжелая страница нашей истории, но от этого она не является менее значимой, чем страница наших триумфов и наших побед, потому что она является серьезнейшим уроком и для нынешних поколений и для тех, кто будет жить после нас. Сегодня фактически мы восстанавливаем историческую справедливость. Началось то, что давно нужно было сделать – работа по установке мемориала, на котором будут высечены имена 8 тысяч погибших. Перед началом строительных работ на том месте, где будет расположен мемориал, прошла поисковая операция при участии поискового движения «Долг». Эта работа была тяжелейшая и в физическом, и в моральном смысле. Потому что то, что вскрылось, не может оставить равнодушным ни одного человека. Это останки со следами насильственной смерти, пулевыми ранениями, со следами пыток и истязаний. Среди поднятых останков были женщины. К сожалению, нам удалось идентифицировать только одну личность. Мы знаем, что там покоился Александр Яковлевич Клямсклявин, директор льночесальной фабрики, который был арестован в 1936 году, убит 22 ноября 1937-го и в 1956 году реабилитирован. Смогли это узнать благодаря тому, что сохранилась зубная щетка, на которой он выгравировал свое имя. И уже по документам удалось установить, что в этот же день вместе с ним было расстреляно 25 человек, из них две женщины. Дорогие друзья, как бы ни были тяжелы события 20 века, сегодня мы должны помнить о них, говорить об этом правдиво и честно, только так можно достичь мира и согласия, настоящего народного единства в нашем обществе, – подчеркнула Ирина Великанова.

Увековечивание памяти жертв политических репрессий важно не только для родственников погибших, но особенно для молодого поколения, отметил член Президиума Регионального политсовета «Единой России» Николай Мартынов: «Это важно для нынешнего поколения, чтобы они знали о тех зверствах советской тоталитарной системы, и знали не только то, о чем скудно было написано в учебниках, а всю ту горькую правду, которая была на самом деле. Под каток тоталитарной системы попали не просто отдельные граждане, а миллионы людей. Ярлык врага народа в тот период был повешен на целые семьи, от этого страдали жены и дети репрессированных. Сегодня очень важно, чтобы подрастающее поколение и люди, живущие в наше прекрасное мирное время, помнили о тех ужасных страницах советской истории, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась».

В День памяти жертв политических репрессий на территории мемориального комплекса «Катынь» по традиции собрались родственники тех, на чью долю выпали невыносимые страдания. Среди них была и Нина Александровна Соловьева, ее родной дядя Иван Соловьев был расстрелян в Катынском лесу.

«Когда дядю арестовали, мой отец написал в защиту брата письмо Иосифу Сталину, после чего папа был арестован в Смоленске. Позже его реабилитировали, а вот его брат был расстрелян. Я тогда была еще ребенком и не могла осознать всю трагедию. Сейчас же, конечно, я понимаю, что это было очень страшное событие. Каждый год мы приезжаем сюда, чтобы почтить память всех невинно убитых. Благодаря той работе, которую провели смоленские поисковики, большое количество погибших сегодня нашли свое упокоение. Возможно, среди них и мой дядя», – рассказала Нина Соловьева.

Трагедия, подобная Катынской, коснулась всей страны. Большой террор прокатился по всему Советскому Союзу. «Страшно и тяжело, невозможно себе представить, что буквально каких-то несколько десятков лет назад у нас в стране происходили такие жуткие события. Но эти события были не только здесь, но во всех уголках нашей Родины. Зверству подверглись многие народы, которые проживали на территории Советского Союза. Наша задача, чтобы мы помнили и делали все, чтобы такое больше не случилось», – сказал председатель Региональной общественной Ассоциации «Национальный Конгресс Смоленской области» Фаик Алиев.

Своей историей поделилась и Зоя Кузьминична Кумерданк, председатель Смоленской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Трагедии ее семьи в музее Катынского мемориала посвящен отдельный стенд. Со слезами на глазах Зоя Кузминична вспоминает: «Очень трудно говорить о сегодняшнем дне, тем более мне, так как со стороны моего мужа репрессированы его отец и его дед. Дедушка был расстрелян здесь, в Катынском лесу, а отца арестовали, осудили на 5 лет, а затем сослали в Магадан. Позже моя свекровь получила извещение, что ее муж погиб где-то под обороной Севастополя. У нее всегда был страх от того, что ее считали женой врага народа. После смерти свекрови я разбирала вещи, и на стене висела рамка с фотографиями. Когда я начала их вынимать за газетами, к которым были прижаты фотографии, выпали два письма. Одно было письмо 1939 года, второе – 1940 года. У меня был шок. Я не могла стоять. Она настолько сильно любила мужа, что столько лет хранила его письма. Сжимается сердце от того, что там написано. Это трагическая история нашей страны. От этого никуда не уйдешь, и мы должны передавать всю эту память из поколения в поколение, чтобы это не забывалось и не повторилось – трагедия миллионов семей».

Фото: smolensk.er.ru

В Смоленской области выбрали лучшие «Ветеранские подворья»
Внучка героя, погибшего под Смоленском, впервые увидела портрет деда на столичной выставке