Общество

Профессия – кондуктор

11 сентября 2017 года в 14:00

Галина Фомичёва знает, как правильно «обилетить» пассажира и создать в салоне автобуса доброжелательную атмосферу.

Ежедневно мы имеем дело с этими людьми. С раннего утра до позднего вечера они проводят время в общественном транспорте, через их руки проходят сотни проездных билетов. Речь, конечно же, идёт о кондукторах. Проехав в автобусе несколько остановок, оплатив проезд или предъявив проездной, мы даже не задумываемся, что на душе у этих людей и как они попали на эту работу…

Стабильная работа

По словам старшего кондуктора МУП «Автоколонна-1308» Ю.Н. Трегубова, в муниципальном транспортном предприятии трудятся 115 кондукторов. Большинство из них – люди опытные, отдавшие этой нелёгкой профессии более двадцати лет. Коллектив слаженный, ответственный, трудолюбивый, честный и добросовестный. Нареканий со стороны руководства Автоколонны-1308 к работникам нет – все знают своё дело «от» и «до». Об этом говорят и положительные отзывы смоленских пассажиров. Так, одно такое благодарственное письмо директор транспортного предприятия С.В. Корецкий получил 11 августа 2017 года.

«Уважаемый Сергей Викторович! Вечером 10 августа я оставила сумку со своими личными документами в автобусе по маршруту № 53. Кондуктор Ирина Владимировна Борсукова и водитель Игорь Олегович Круглов нашли мои пропавшие вещи и передали их в диспетчерскую Автоколонны-1308. Сердечно благодарю их за честность и порядочность! Если бы эти люди не встретились мне в такой сложной жизненной ситуации, история могла закончиться не так хорошо…»

Такие работники, прокомментировал ситуацию заместитель директора Автоколонны-1308 по перевозкам М.Н. ЕРМАКОВ, создают положительный имидж смоленского автотранспортного предприятия. «Ни для кого не секрет, что именно водители и кондукторы являются лицом Автоколонны-1308, – говорит Михаил Николаевич. – Ведь именно они напрямую изо дня в день работают с пассажирами. И всегда приятно слышать благодарственные отзывы о наших сотрудниках. Это значит – мы «идём верным курсом», работаем не зря! Наше предприятие занимается пассажирскими перевозками уже 74 года. За это время мы пережили много трудных периодов, но всё успешно преодолели. Сейчас нас волнует один вопрос – нехватка кадров. Многие, гоняясь за ежедневным «живым» доходом, идут работать в частные транспортные предприятия. Но мне хотелось бы напомнить людям: трудоустройство в государственном учреждении имеет ряд преимуществ. Это – официальный заработок, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Смоляне, не бойтесь так называемых немодных рабочих профессий! Водители и кондукторы Автоколонны-1308 имеют официальное трудоустройство, полный социальный пакет, 100-процентно оплачиваемые больничные и отпуска (35 дней), различные надбавки за сложность и вредность, льготную пенсию, «белую» заработную плату (водители получают от 28 до 49 тысяч рублей, кондукторы – от 18 до 30 тысяч рублей). Так что приглашаем всех желающих к нам на работу! По вопросам трудоустройства звоните по номеру 31-04-51».

«Билетик, пожалуйста!»

Засиживаться допоздна перед телевизором для кондуктора Автоколонны-1308 Галины Фомичёвой, которая трудится здесь уже четвёртый год, – непозволительная роскошь. Оно и понятно: на работу в первую смену приходится вставать... в три часа ночи.

– Привёл себя в порядок, подзарядился чашечкой кофе – и вперёд, – улыбается уроженка Демидова. – Уже в пять часов утра на линию выходят первые автобусы. А до этого надо ещё много чего успеть: пройти предрейсовый медосмотр, надеть специальную синюю форму, подготовить билеты, проверить порядок в салоне закреплённого за мной автобуса… Многие считают профессию кондуктора тяжёлой, но я придерживаюсь другого мнения. У меня очень интересная, насыщенная событиями и нужная работа. График составлен так, что автобусы выходят в рейс в три смены: с 5:00 до 15:00, с 15:00 до 24:00, с 6:00 до 21:00. Да, рабочий день начинается рано, а заканчивается порой далеко за полночь. Но к такому режиму я уже привыкла. Зато каждый день у меня не похож на другой. Каждый маршрут знакомит меня с новыми людьми, дарит впечатления и эмоции. К сожалению, случаются не всегда положительные моменты. Профессия кондуктора считается одной из самых стрессовых, и это неудивительно, ведь ежедневно нам приходится идти на контакт с огромным количеством людей, причём самых разных возрастов и социальных статусов. Люди едут на работу, на собеседование, в суд – у всех свои проблемы и неприятности. Один нагрубил, второй затеял спор, третий отказался платить за проезд – и вот он конфликт. Вообще, ситуации в общественном транспорте бывают всякие, но я всегда стараюсь вести себя спокойно, не вступать в перепалки. Уверена, хороший кондуктор, словно профессиональный психолог, должен уметь грамотно улаживать любой конфликт. На моём пути, к счастью, чаще встречаются добрые, понимающие и улыбчивые пассажиры. Бывает, конечно, что в процессе продажи билетов и проверки проездных документов ловлю безбилетников и в случае необходимости высаживаю «зайцев», но всегда делаю это корректно. Да и вообще, считаю, за последнее время уровень транспортной культуры – именно так я бы окрестила отношения по схеме «кондуктор – пассажир» – заметно вырос. Теперь не приходится то и дело напоминать об оплате – в большинстве своём люди заранее готовят деньги и проездные документы. Пассажиры во все времена одинаковые. Если одни демонстрируют напускное пренебрежение, подзывая кондуктора фразой из серии «билетик три раза царице», другие обязательно проявят симпатию и участие. Ведь отношения между людьми зачастую развиваются по параболической траектории, стремясь на дно или взмывая ввысь. Главное, не делить пассажиров на хороших и плохих – кто знает, почему миловидная женщина вам нагрубила, а паренёк с тяжёлым чемоданом вовремя не предъявил проездной. Только в этом случае рабочие дни будут приносить неподдельную радость».

Галина как человек оптимистичный и дружелюбный старается видеть в своей профессии только доброе. И это хорошо. Хотя это только со стороны кажется: что может быть проще – ходишь по тёплому салону автобуса и продаёшь билеты. На самом деле человеку приходится целый день работать на ногах, оповещать пассажиров об остановках, осматривать салон транспортного средства на предмет утерянных вещей, проверять проездные, собирать деньги за проезд и выдавать билеты… Попробуйте сами удержать равновесие, когда обе руки заняты и невозможно ухватиться за поручни. И это – в переполненном салоне автобуса! При этом надо ещё внимательно отсчитывать сдачу и успевать следить за входящими пассажирами, чтобы проезд каждого был оплачен. Словом, для этой работы нужна хорошая память и внимательность. Плюс профессиональный кондуктор должен иметь железные нервы, уметь общаться с людьми, адекватно оценивать ситуацию и всегда быть приветливым.

«Ценю своих пассажиров!»

У Галины Фомичёвой не только на работе полный порядок, но и дома. Муж Алексей и дочь-старшеклассница Екатерина во всём поддерживают маму, помогают ей по хозяйству. В Смоленск семья переехала в 2003 году, но за это время успела обзавестись собственным жильём – благодаря ипотеке и стабильной работе. До 2013 года Галина долгое время трудилась на частном предприятии, занимающемся пассажирскими перевозками. Но настал момент, когда индивидуальный предприниматель перестал нуждаться в услугах «помощника водителя» – наша землячка оказалась в числе безработных. Сейчас, оглядываясь в прошлое, она нисколько не жалеет о том, что судьба привела её в Автоколонну-1308. Здесь она в полной мере ощутила всю прелесть государственной стабильности. В муниципальном транспортном предприятии Галина Фомичёва на хорошем счету. Здесь ценят её труд и старания.

– Но работа же трудная. Наверное, и ноги после смены не передвигаются? – задаю кондуктору наводящий вопрос.

– «Гудят» не то слово, – признаётся Галина. – Я бы даже сказала, серенады поют… массажу и отдыху. Однако на свою профессию я не жалуюсь, да и родные во всём поддерживают меня. Знают, что я ценю своих пассажиров и дорожу их общением.

Жанна Шеплякова

В автопарки смоленских школ и больниц поступят новые машины
Наказаны более четырехсот смолян, распивавших спиртные напитки в общественных местах