Общество

Не Подвиг, а каждодневная работа

30 апреля 2017 года в 08:05

Герой, Подвиг – слова, которые чаще всего ассоциируются с войной и звучат преимущественно в День Победы, когда речь идет о ветеранах. В привычной, мирной обстановке, когда мы спешим по своим делам, идем на работу, возвращаемся домой, заходим в магазины, не торопясь пьем кофе в маленьких забегаловках, а мимо по улицам неспешно колесят автобусы и машины, и где здесь место Подвигу?

Но даже в этой привычной обыденность есть люди, для которых с нашей точки зрения Подвиг и Герой это не простые слова, а каждодневная работа. Причем, здесь вполне уместно добавить – к сожалению.

Николай Понасечкин может вполне точно сказать, когда он определил для себя профессию, которой будет заниматься всю жизнь. В декабре 1986 года, как и большинство 18-летних юнцов он был призван в армию. По себе могу сказать, никто в военкомате не интересовался предпочтениями и желаниями призывника. Единственный критерий отбора при распределении по родам войск – здоровье. А со здоровьем у парня из Ельнинского района, как раз, все было очень даже нормально. В результате Николай из самой что ни наесть смоленской глубинки был определен на службу в столицу нашей Родины – в пожарную часть на ВДНХ.

- В Москве у нас был свой район выезда – помимо самой ВДНХ туда входили Отрадное и проспект Мира, - вспоминает Николай Понасечкин. – Никогда не забуду свой первый пожар. Прошло месяца полтора с начала службы. Январь 1987 года, нас вызвали на тушение каких-то складов. Заходим туда, над нами балка парит, кругом все горит, краска взрывается, вода по колено. Всю ночь тушили. Такой пожар никогда не забудется. Это не просто сарай или кучу мусора потушить… Возвращаемся в расположение все мокрые, в сапогах лед. Думали – отдохнем. Какое там! Машину перевооружать, готовить к очередному выезду: использованные рукава на просушку, новые вставлять, машину мыть и только после этого отдыхать. Тогда подумал – еще один такой пожар и я просто умру. Причем на свои дела может и не остаться времени. Рекорд – за сутки мы выезжали 29 раз. Там же во время службы и первых погибших видел. Сначала впечатление конечно неприятное, запах своеобразный. А потом уже и внимания не обращаешь. К сожалению, это случается часто. Но как бы черствеет человек, когда постоянно с этим сталкивается.

Служба закончилась, вернувшись домой и недельку погуляв, Николай Понасечкин в декабре 1988 года снова пришел на службу – в пожарную часть в Смоленске.

И вот здесь, что называется, Подвиг не заставил ждать своего Героя.

Прошел буквально год с момента начала службы в Смоленске, когда перед самым Новым 1990 годом произошел пожар в одном из пятиэтажных общежитий коридорного типа в районе ДСК по дороге к ТЭЦ-2.

- Любой маломальский пожар с наличием людей, особенно если происходит это в общежитии коридорного типа – сложно, очень сложно, - рассказывает Николай Понасечкин. – Задействуются все спасательные средства – веревки, автолестинцы, штурмовые, трехколенные лестницы, все, что можно. На спасание задействованы основные силы. Непосредственно тушением может заниматься одно звено, все остальные ведут разведку и спасают людей.

Разведка. Сразу ассоциации – повесть Эммануила Казакевича «Звезда», романы Юлиана Семенова. Но на пожаре все не то, хотя риск, отвага, в какой-то степени авантюризм, присутствуют, этим пожарные похожи на героев знаменитых литературных произведений и реальных героев Великой Отечественной войны.

- В задачу разведки входит найти очаг пожара, но в первую очередь найти людей, попытаться их эвакуировать, - продолжает Николай Понасечкин. – Пути распространения огня и дыма нужно посмотреть, какие разрушения, все это учитывается и выбирается решающее направление. Разведка начинается с момента выезда караула на пожар, в пути следования уже уточняются обстоятельства, какая информация есть у диспетчера. По прибытии мы уже знаем, на каком этаже произошло возгорание, есть люди или нет, наличие ближайших водоисточников, производится отключение электроэнергии. Ну а потом начинается уже непосредственно разведка на месте. В основном этим занимается первое прибывшие на место звено ГЗС с аппаратами защиты органов дыхания и зрения. В ходе разведки уже принимается решение. Например, одно звено идет на тушение внутри по лестничным маршам, другое звено – тушит с автолестницы или с трехколенной лестнице – в зависимости от этажа, а другие звенья выходят на вышерасположенные этажи для проверки: не осталось ли кого из людей. И в случае необходимости вывод их из опасной зоны. У каждого в наличие маска не только для себя, но и для спасения. Можно сразу троих вывести.

Тогда в конце декабря 1989 года подъехали к этой горящей общаге. Возгорание, как выяснилось, произошло в одной из комнат на третьем этаже. Пошли по лестничным маршам и по коридорам в разведку.

- Задымление сильное. Иду по коридору, слышу откуда-то звук. Вроде скулит кто-то. Подумал – собака. А мы ведь и собак и кошек спасаем. Пошел на звук. Захожу в комнату – там человек под столом лежит, только ноги торчат. Я стал тащить, а она (это оказалась женщина) уцепилась за ножки стола и не отпускает, а стол то ли прибит, то ли привинчен к полу. Никак ее отодрать не могу, крепко держится. Нагибаюсь ниже, что бы руки отцепить, смотрю – а под столом ребенок совсем маленький. Срочно сообщаю по рации, прибегают ребята, надеваем на спасаемых маски. Вывели на улицу, а там уже «Скорая»... Все обошлось нормально, все остались живы.

За спасение женщины и ребенка три человека, в том числе и Николай Понасечкин были награждены медалью «За отвагу на пожаре».

Сам Николай Понасечкин не считает, что совершил что-то особенное:

- Если бы за каждый такой случай награждали, то медали вешать было бы некуда.

В 2014 году Николай Понасечкин закончил службы в системе МЧС в звании подполковника, но оставаться без дела не смог. Сегодня он работает все тем же пожарным только в областном Пожарно-спасательном центре.

- Думал, здесь проще будет. Но куда там! Такая же работа. Только пришел в 2014 году. Первый же выезд, жилой дом на 2-й Киевской, старый, еще немцы пленные строили. Мы приехали одними из первых – трех человек вытащили из пожара по трехколенной лестнице.

Сейчас в зоне ответственности Николая Понасечкина геронтологический центр «Вишенки» - два корпуса и частный жилой сектор вокруг.

30 апреля в России будут отмечать День пожарной охраны. «Смоленская газета» поздравляет Николай Понасечкина и его коллег с профессиональным праздником и от всей души желает, чтобы в их жизни было как можно меньше подвигов и героизма.

Алексей ГУСИНСКИЙ

Роспотребнадзор в течение минувшей недели проверил 12 смоленских предприятий, реализующих спиртосодержащую продукцию
Жители Смоленска вышли на первомайскую демонстрацию (ФОТО)