Минтруд РФ: нужно реформировать систему выявления профзаболеваний
Одной из основных тем, которые обсудят в Сочи на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи, станет реформирование системы раннего выявления профзаболеваний. Согласно статистике, количество случаев профессиональных заболеваний в нашей стране на сегодня небольшое: чуть более 7 тысяч в год. Однако эксперты уверены: речь идет об их низкой выявляемости, а реальнео число россиян, теряющих здоровье на работе, гораздо выше.– Мы сейчас вообще не выявляем профессиональные заболевания. Никакого выявления ранних признаков заболеваний на производстве просто не существует. Поэтому мы в системе производства теряем очень серьезно, в смысле демографического фактора. Исходя из этого, мы будем создавать дополнительные возможности, для того, чтобы сохранить здоровье работников производства как можно дольше. Мы должны эту систему перестроить, – так обозначил эту проблему глава Минтруда РФ Максим Топилин в рамках развернувшейся дискуссии на полях Гайдаровского форума-2017. По его словам, в России система работает таким образом, что она «не замечает» работника, пока он не погибнет на производстве.
По данным НИИ медицины труда РФ, уровень выявления профессиональных заболеваний в России в восемь раз ниже, чем в Европе.
В чем суть реформы?
В настоящее время система, в случае получения человеком инвалидности, не учитывает причинно-следственные связи, поэтому финансовая нагрузка за инвалида ложится на государство, а не работодателя. Суть предлагаемой реформы сводится к тому, чтобы переложить часть ответственности непосредственно на работодателей, которые допустили случаи профзаболеваний. Для этого планируется внести изменения в 125-й Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», чтобы существенная часть гарантий и компенсаций предоставлялась работникам не по факту состоявшегося профзаболевания, а при выявлении первых же симптомов. То есть, акцент сместится с выплат по факту профессионального заболевания на профилактику и восстановление здоровья на самой ранней стадии.
Профосмотры, медосмотры и диспансеризация. Все для галочки?
Еще одна проблема в том, что в ходе положенных периодических медицинских осмотров в России выявляется не более двух третей от всех случаев профзаболеваний. Это связано с тем, что работодатель стремится расторгнуть трудовой договор с работником при первых же признаках профзаболеваний. Нередко сами работники боятся потерять работу из-за профосмотра и просто игнорируют его. Ведь если врачи выявят признаки профзаболевания, работодатель по закону обязан перевести сотрудника на другое место, без вредных факторов. А таких вакансий может не оказаться либо зарплата будет гораздо ниже.
В конце декабря 2016 года глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что осмотры на профессиональные заболевания проходят некачественно. По ее мнению, частные организации, которые проводят осмотры, плохо выполняют свою работу – намного хуже государственных. Так, к примеру, в Свердловской области «ежегодно осматривается 320-340 тысяч работников, занятых во вредных условиях труда». Примерно 12% осмотров проводят государственные центры профпатологии – и выявляют 70% заболеваний. 88% осмотров проводят частные организации – и выявляют 30% заболеваний.
Очевидно, что сотрудники частных организаций проводят осмотры формально, потому и не находят ничего. Роспотребнадзор предлагает «ужесточить лицензионные требования к медицинским организациям», которые проводят медицинские осмотры. В частности, нужно сделать более строгим подход к «ресурсному обеспечению, перечню и квалификации медицинского персонала». Эти темы также станут предметом обсуждений на ВНОТ.
Также будет обсуждаться и новый порядок обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров работников. Проект предполагает, что проходить медосмотры должны будут не только работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, но и те, кто работает с вредными и опасными производственными факторами (например, с веществами-аллергенами, подвергается электромагнитному или тепловому излучению, производственному шуму).
Дискуссии по этой теме не утихают. Главная претензия представителей работодателей – «необоснованность проведения медосмотров в отношении лиц, работающих в оптимальных и допустимых условиях труда». По оценке РСПП, количество работников, которые проходят обязательные медосмотры, с принятием нового порядка увеличится с 20 млн до 30-40 млн человек. В итоге новация коснется каждого второго работника в стране, а по масштабности осмотры практически сравняются с диспансеризацией.
– Само по себе это, безусловно, благое намерение – обеспечить полноценное регулярное медицинское наблюдение всех работников, контактирующих в процессе трудовой деятельности с вредными и опасными производственными факторами, – отмечает директор департамента по научной работе КИОУТ, д.м.н, профессор Надежда Симонова. – Однако это влечет за собой целый ряд последствий и противоречий, которые не могут быть адекватно разрешены в условиях современной действительности.
По мнению экспертов, дело даже не столько в значительном увеличении контингента работников, подлежащих осмотру. Важнее другое. В соответствии с приказом № 302н выявление медицинских противопоказаний у работника является основанием для отрицательного заключения по результатам экспертизы профпригодности. Совершенно очевидно, что целый ряд общих медицинских противопоказаний может быть выявлен у любого работника независимо от вредных факторов, с которыми он контактирует, в том числе и при классе условий труда 2. Следовательно, работодатель обязан будет отстранить от работы работника, занятого в безопасных условиях труда. Работодатель теряет квалифицированного работника, у которого безопасные, допустимые условия труда, а работник теряет место работы без каких-либо гарантий трудоустройства по специальности и, тем более, без гарантий любых вариантов социальной защиты.
Особое место в дискуссиях на ВНОТ-2017 будет отведено обсуждению программы добровольной диспансеризации населения. Почему, несмотря на достаточное финансовое обеспечение со стороны государства, а также обязанность работодателей по предоставлению сотрудникам времени для прохождения диспансеризации, эффективность этой программы оставляет желать лучшего?
С одной стороны, причиной этого является позиция большинства работодателей, которые неохотно выделяют рабочее время для посещения сотрудниками медицинских учреждений. С другой стороны, сами работники не проявляют достаточной активности в этой области, поскольку опасаются, что сведения о тех или иных имеющихся заболеваниях могут стать известны на рабочем месте и повредить карьере. В результате участниками программы, ориентированной в первую очередь на работающее население, становятся преимущественно пенсионеры и другие категории неработающих граждан.
Как поощрять работодателей, дающих сотрудникам возможность проверить свое здоровье, а также какие санкции можно применять к тем, которые препятствуют осуществлению законных прав своих сотрудников? Такие темы также будут предложены для обсуждения на ВНОТ-2017.
Фото: rio-serov.ucoz.ru