Общество

Собачья жизнь по-Смоленски

24 марта 2016 года в 17:18
Наталья Мечеславовна Беликова – человек известный в кругу защитников домашних животных. Восемь лет назад она продала свою благоустроенную квартиру в Смоленске, купила дом в пригороде и переехала туда на постоянное место жительства, чтобы избавиться от недовольства соседей. В то время у неё было 25 собак. А сейчас – 150! Я не ошиблась в цифре. Конечно, пугающая картина. Жители посёлка, в котором она теперь живёт, пишут жалобы. Многие настроены по отношению к ней агрессивно. Их можно понять: а вдруг 150 собак вырвутся на волю, что тогда будет?

Штрафы вместо помощи



В тот день, когда я была у Беликовой, приезжали с проверкой и оштрафовали её на пять тысяч рублей. Наталья Мечеславовна показывает квитанцию, которую ещё предстоит оплатить. Оштрафовали не из-за собак, а потому, что она якобы незаконно занимает три сотки земли, где у неё расположены вольеры. Но в вольерах, будках, которые находятся на её как бы приусадебном участке, живут всего 12 собак, а остальные 138 – в доме. Не весь дом принадлежит Беликовой, а только половина. На 80 квадратных метрах живут эти собаки со своей хозяйкой. Вольеры и будки расположены на пяти сотках земли. Всё это огорожено высоким забором, животным не выбраться, но, к сожалению, обустройство вольеров не закончено. В своё время, когда Наталья Мечеславовна переехала сюда и начала обустройство жилья для собак, надеялась, что всё это временно. Она ходила по инстанциям, пытаясь доказать, что бездомных животных с улиц не уберёшь, если не создать приют, не выделять средств на стерилизацию животных. Представляла бизнес-план. Ещё в 2001 году было официально зарегистрировано общество защиты бездомных животных, Наталья Мечеславовна вместе со своими единомышленниками создавала его. Обращались в различные инстанции, просили помещение под приют. И в то время такое место для приюта находилось – в одной из заброшенных производственных зон. Но власть отказала, не отдали это место под приют, а потом оно было продано – земля кому-то понадобилась. И устав надеяться на помощь власти, активисты, как могли, сами спасали и спасают бездомных собак.

Подкидыши от «сердобольных»



Не подумайте, Наталья Мечеславовна никакая не невменяемая. Она человек с высшим образованием, 13 лет прослужила в армии, уже 14 лет работает кинологом. В доме, куда она переехала с 25 собаками, не родилось ни одного щенка. И тем не менее у неё сейчас 150 животных. Как это получилось? Ответ очень прост: собак ей подбрасывают. Вот ведь какие сердобольные люди! Сначала берут к себе домой собачку, а потом надоедает ухаживать, выбрасывают вон. И из хозяйского пёс становится ничейным. Но есть люди, которые не могут смириться с тем, что по улицам ходят голодные, обозлённые собаки. У этих людей душа разрывается, совесть не позволяет спокойно жить, зная, что животные нуждаются в крове и пище. Вот такая и она, Наталья Мечеславовна Беликова. Ей перекидывают собак через забор. Не так давно привезли шесть щенков – не взяла, уже некуда больше. Сказала, мол, вам же легче щенков пристроить в хорошие руки, чем мне с такой большой оравой. Но утром щенки оказались в коробке у магазина, что рядом с домом Беликовой. Она их приютила, оставить в беде не смогла. И таких случаев десятки. Вот и получилось под её присмотром 150 собак.

Люди помогают



Такую ораву прокормить сложно. Но все они сытые, чистые, привиты от бешенства, стерилизованы; только 30 девочек пока не стерилизованы, потому что малы для этого.

– Сколько корма надо в день?

– Я не особо считаю, – говорит Наталья Мечеславовна. – Варю несколько котлов еды, в день литров 250, – каша с мясом, плюс сухой корм. Всю свою небольшую пенсию в девять тысяч рублей трачу и то, что зарабатываю. Мне самой мало надо. Но на эти средства, конечно, их не прокормить. Мне люди помогают – так сказать, ближний круг друзей и знакомых, а ещё преподаватели и учащиеся школ. Хорошо помогает гимназия имени Пржевальского, приезжают дети с педагогами раза три в год, но привозят много кормов, хватает на месяц. Раз в год школы № 11 и 16 привозят корма, а нынче к ним присоединилась и школа № 3. Спасибо всем!

– А денег не привозят, не собирают для ваших питомцев?

– Нет, зачем мне деньги, мне корма необходимы.

– Но волонтёры на улицах Смоленска иногда собирают пожертвования в пользу бездомных животных, для ваших собак тоже?

– Нет. Это, видимо, для других. Я не одна такая, есть женщины, которые держат по 50–60 собак, но у меня больше всех, так получилось. При помощи моих друзей и знакомых лет за десять удалось пристроить, отдать в хорошие руки три с половиной тысячи бездомных животных. Вот эти друзья и знакомые помогают мне кормить питомцев, проводить вакцинацию, стерилизовать. Хочу сказать спасибо и главному врачу одной из сетей ветеринарных клиник Татьяне Григорьевне Новиковой, где стерилизацию собак делают за половину стоимости, а лечат порой бесплатно.

Муха и её щенки



Все собаки имеют клички, и всех Наталья Мечеславовна знает. Собаки не агрессивны, они воспитаны в любви к человеку. Хотя у многих была нелёгкая собачья жизнь. Вот истории нескольких. Муху бросили в карьере около Янова, когда закончили работы по прокладке газопровода. А у неё уже были маленькие щенки. Наталье Мечеславовне позвонили, она поехала.

Собачья жизнь по-Смоленски


– Как я могла их оставить, душа разрывается, глядя на такое безобразие, – рассказывает Беликова. – Сначала думала взять только щенков, куда мне ещё! Но Муха почувствовала, подошла и положила голову на мою ногу. Взяла и её. На 430-м километре 16 щенков замуровали в подвале, я забрала. Больше никому не надо. 23 бездомных собаки подобрала в Красном Бору. Вот так постепенно и стало 150. Нельзя людям быть такими злыми, думать только о себе, это же братья наши меньшие.

Заступились за Беликову



Валентина Смыкова живёт в этом же посёлке. Но в отличие от других жителей, которые жалуются на собачницу, она с группой инициативных молодых женщин пыталась заступиться за Наталью Мечеславовну.

– Попросили меня написать письмо во все инстанции, рассказать о сложной ситуации, которая сложилась в посёлке, – рассказывает Валентина Владимировна. – Мы не против Беликовой писали, а о том, что надо ей помочь, такую ситуацию, когда в доме содержатся 150 собак, пускать на самотёк нельзя. Нужно помогать этой женщине кормами, очень важны волонтёры, и, конечно, пора решить вопрос о приюте для бездомных животных. Но наши письма переслали в Главное управление ветеринарии Смоленской области, оттуда и пришёл ответ. Специалисты выезжали на место, т. е. к Беликовой, запахов посторонних, как пишут, не обнаружено, уход за собаками осуществляется, все они вакцинированы против бешенства, летом якобы планируют перевести собак на новое место, но помощь в обеспечении кормами оказать не могут. Что касается нового места жительства собак, то, думаю, они имеют в виду приют, что строится. Но он строится на средства частных лиц, людей небогатых, которые просто не могут оставаться равнодушными к создавшейся ситуации. А ведь Беликова уже доведена до отчаяния. Попробуй-ка ухаживать за 150 собаками!

– Меня замучили проверками, – говорит Наталья Мечеславовна. – Вместо помощи в ускорении строительства приюта только палки в колёса вставляют. В один прекрасный день я открою двери, и пойдут 150 собак гулять по окрестностям. Что тогда?
Конечно, Беликова этого не сделает, но она же не железная, вдруг с ней что-то случится?

Только всем миром



Главный врач одной из сетей ветеринарных клиник Татьяна Новикова лучше других осведомлена о приюте, который строится. Место строительства просят не разглашать, боятся, что растащат то, что уже есть. Вложено в строительство около двух миллионов рублей, и ещё столько же требуется для сдачи хотя бы первой очереди на 150 собак, а в целом задумано на 300.

– Началось всё с того, что Александр Петрович Степанов попросил меня поехать к Наталье Беликовой и полечить её собачек. Тогда у неё было всего 50 животных, но подкидывали, подкидывали – и теперь 150. Потом Степанов попросил меня найти землю под строительство приюта, в этой инициативе, а также материально помогал ещё один человек, но он не хочет, чтобы называли его имя. К решению этой проблемы присоединилась и я. Александр Петрович умер, царство ему небесное, очень хороший человек был, но его сын Максим продолжает дело отца не только в производственном плане, но и в благотворительном. У нас четыре филиала клиники в городе, и в каждом есть ящики для сбора средств на строительство приюта. Люди жертвуют, но денег катастрофически не хватает, чтобы ввести приют в эксплуатацию. Почти полтора года идёт строительство, есть название у приюта – «Ковчег», но помощь необходима. Конечно, хорошо, если бы администрация помогла. Но на такие благие цели денег не находится, 150 собак, которые у Беликовой, надо расселять. Она из последних сил держится, на голом энтузиазме!

От редакции

Ситуация сложилась непростая. Можно понять жителей посёлка, где в одном из домов содержатся сразу 150 собак, всё может случиться. Может, поможем материально? Десять рублей каждый из нас может отдать на то, чтобы строительство приюта закончилось. В каждой организации найдётся человек, который соберёт с сослуживцев по десять рублей. А пенсионеры могут отнести свою лепту в филиалы «Айболита», которые находятся в Смоленске по адресам: ул. Рыленкова, 89а; Большая Советская, 27/20; Кирова, 48б; Попова, 20а.
Поможем братьям нашим меньшим?

Фото: Ольга ЧУЛКОВА
До конца года 662 смолянина переселят из аварийного жилья
В Смоленской области число разводов уменьшилось, а молодожёны постарели

Другие новости по теме