
Павел Сычёв: «Мы стремимся к тому, чтобы город был комфортнее для его жителей»
Повышение уровня жизни в крупных и небольших городах, сёлах и деревнях остаётся в числе приоритетных направлений деятельности органов власти всех уровней. О его важности говорит и продолжение реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» – теперь уже в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Его мероприятия также занимают ключевое место в областной государственной программе «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области». Этот документ содержит в себе не только информацию о порядке финансирования работ по благоустройству и перечень объектов, но и определяет важность привлечения жителей и организаций региона к «решению вопросов благоустройства территорий и формирования современной городской среды». Среди организаций, которые имеют непосредственное отношение к этой работе, в Смоленске можно выделить Центр развития урбанистики, руководитель которого – Павел Сычёв – рассказал о том, кто входит в его структуру и для чего работают урбанисты, а также поделился опытом взаимодействия с административными структурами.
Наша цель – развитие города
– Павел, Центр развития урбанистики – это ведь не административная и не совсем уж официальная структура. Вас можно назвать объединением единомышленников?
– Да, совершенно верно. Создание Центра было моей инициативой – ещё в 2019 году, когда урбанистика, в принципе, только появилась в России. Мне стало интересно самому погрузиться в то, чем живёт город, как-то участвовать в его жизни и развитии.
В этом, собственно, и заключается основная задача, которую мы и сейчас преследуем в Центре развития урбанистики. Нас уже стало больше: с 2019 года, когда был дан старт этому проекту, к нему присоединилось достаточно много людей. Сейчас наше сообщество насчитывает порядка ста человек, которые так или иначе участвуют в проектах или просто являются людьми, которые нас поддерживают.
– Кто эти сто человек? Это всё урбанисты, дизайнеры или разброс профессий и специальностей тех, кто вовлечены в проекты, гораздо больше?
– Абсолютно разные люди. На старте превалировали архитекторы, дизайнеры и люди, так или иначе связанные с дизайном, – те, кого можно назвать профессионалами. Но сейчас наши проекты иногда далеко отходят от архитектуры, не от дизайна – он так или иначе присутствует везде, – и в них участвуют гиды, краеведы, музыканты, дизайнеры, звукооператоры, сценаристы, режиссёры, видеографы…
– Все творческие профессии подтянулись…
– По сути, да. Вся наша деятельность так или иначе заключается в определённых проектах, каждый из которых имеет свою цель и направленность. Например, образовательная программа Design New City чаще всего собирает вокруг себя людей, которые занимаются наставнической деятельностью, но туда в том числе входят и представители профессионального сообщества, которые передают свой опыт подрастающему поколению.
Если говорить о цели сообщества, мы пытаемся сделать так, чтобы город развивался, мы стремимся к тому, чтобы он стал комфортнее в первую очередь для нас самих. Естественно, нам хочется привлекать внимание подрастающего поколения к своей работе, потому что всё, что мы делаем, так или иначе делается на десять – двадцать лет вперёд. Это долгосрочные изменения, наши действия направлены на создание именно того импульса, который даст отклик только через некоторое время. Поэтому нам интересно знать, как эти изменения видят те, кто будет пользоваться ими через десять или двадцать лет. Мы запустили образовательную программу в позапрошлом году, и в ней мы как раз-таки ставим цель постепенно, ненавязчиво привлекать к этой работе молодёжь.
Вообще, очень важно заинтересовать их тем, как город развивается, как ты сам можешь внести лепту в его развитие, как ты можешь повлиять на это развитие, как ты можешь самореализоваться на этой почве. Что интересно и приятно: молодые люди, которые приходят к нам на образовательную программу, – не все, конечно, но многие – достаточно глубоко погружаются в этот вопрос. Они остаются и начинают что-то делать вместе с нами. В частности, несколько студентов из первого потока продолжили работать с нами над вторым потоком программы, стали включаться в другие наши проекты.
В этом направлении мы тоже видим большой потенциал для развития и города, и самой молодёжи, и, конечно, нашего сообщества, потому что через каждый образовательный модуль мы находим новых друзей, новых членов команды и становимся моложе. Это очень важно, потому что иногда смотришь на какие-то организации и понимаешь, что они, старея внутри, уже не могут отвечать на современные вызовы и делать что-то такое, что будет положительно восприниматься подрастающим поколением или даже всего через несколько лет. И здесь большой плюс в том, что мы за счёт образовательной программы немножечко сами омолаживаемся.
Мы никогда не отказываем в совете
– Павел, у вас есть знания, вы собираете опыт, в том числе и мировой, потому что для нас урбанистика – всё ещё что-то новое. К вам прислушиваются те, кто эти идеи потом претворяет в жизнь? Например, появляется необходимость обустройства какой-то городской улицы, пешеходной зоны. Власти муниципалитетов спрашивают вашего совета, как выполнить работы так, чтобы было красиво, удобно и так далее?
– Да, спрашивают, и мы никогда в совете не отказываем, нам нравится откликаться на призывы городского или областного менеджмента с просьбой поделиться опытом, посоветовать что-то.
Мне очень понравилось, как мы совместно работали пару лет назад, когда создавался дизайн-код Смоленска. Мы стали частью рабочей группы и идеологически очень много внесли в сам проект туристического кода, благодаря которому в том числе область и город потом получили дополнительное финансирование. Мы сегодня видим и уличную мебель, и другие элементы уличной инфраструктуры, которые появились благодаря тому, что они были прописаны в туристическом коде.
Мы с администрациями области и города на тот момент действовали как одна команда, и это классно. На самом деле мне кажется, что очень часто проблемой становится отсутствие некоего диалога между профессиональным сообществом, общественниками, простыми горожанами, городским менеджментом и вообще всеми заинтересованными лицами. Именно горожане больше всего заинтересованы во всякого рода изменениях в городе, и создание любых проектов, посвящённых благоустройству, созданию комфортной среды, в любом случае должно начинаться с диалога, с глубоких исследований.
Нужно проводить соучастное проектирование с горожанами – спрашивать у пользователей конкретной территории, что они хотели бы на ней видеть. И делать это нужно не ближе к концу работ, когда, условно говоря, уже плитку положили, а раньше – когда появилось какое-то видение, мы нарисовали много красивых картинок, которые нам самим понравились, и мы их обсуждаем с людьми. Мы в своих проектах, например, стараемся максимально «снять мерки»: понять, кто будет пользоваться территорией или другим продуктом – неважно, какие сценарии её использования возможны. И только после этого начинается дизайн, разработка, прототипирование.
И если работать максимально правильно, то после того, как создан прототип, когда появилось предварительное решение, в реализацию которого ещё не вложена куча ресурсов и времени, результаты этой работы нужно ещё раз показать пользователю, чтобы услышать его комментарии.
Это не значит, что горожане или любые другие пользователи твоего продукта за тебя делают всю работу – для того чтобы сделать что-то хорошо, нужны профессионалы. Но для качественного результата у профессионала должно быть чёткое понимание того, кто и как будет пользоваться этим продуктом. Только в этом случае получится качественная синергия, благодаря которой получится полезный продукт, закрывающий «болячки» пользователя и оставляющий только положительные эмоции.
Цифровой музей и путеводитель
– Над чем Центр развития урбанистики работает сейчас?
– Не так давно мы представили горожанам своей проект цифрового музея «Смоленская крепость» – это была даже не презентация, а временная экспозиция в башне Громовой, у нашего основного партнёра – Государственного музея «Смоленская крепость». (Об этом проекте наше издание расскажет в одном из следующих номеров. – Прим. ред.)
Сейчас мы совместно с нашими экскурсоводами Михаилом и Ольгой Ефимкиными делаем путеводитель – и по крепости, и по всему городу. Он даст туристу возможность понять, куда ему можно пойти.
Мы проводили исследование городской идентичности, где пытались выяснить, что такое Смоленск в глазах туристов. Мы опросили порядка сотни человек, которым задавали вопросы: «Что для вас Смоленск?», «Чем вы могли бы здесь заняться?», «Готовы ли вы вернуться сюда?». И от всех мы слышали примерно одинаковые ответы – к нам приезжали по какому-то остаточному принципу: «Мы были в Ярославле, Суздале, ещё где-то, теперь приехали в Смоленск, потому что он тоже является одним из древнейших городов». Кто-то приезжает к нам в тур выходного дня, чтобы сменить картинку, расслабиться от высокого темпа жизни в Москве или Санкт-Петербурге, например. Кто-то посмотрел «Вампиров средней полосы» – спасибо создателям этого фильма за красивые панорамные виды, которые стали одним из маркеров нашей идентичности. Многие из тех, кого мы спрашивали, какие ассоциации у них вызывает Смоленск, говорили о «Вампирах средней полосы». То есть вот такие простые вещи, как фильмы, музыка, графика, рисунки, хорошо вписываются в нашу память, и мы начинаем ассоциировать их с чем-то реальным.
Путеводитель, над которым мы работаем, должен ответить на самые частые вопросы, которые задают себе гости города: «Что мне делать?», «Куда пойти?». То есть человек приехал в Смоленск, сходил в собор, прошёл вдоль крепостной стены, что ему делать дальше? И мы хотим ответить на этот вопрос, но при этом без какого-то занудства – где-то в игровой форме.
Тебя, например, интересует жизнь города, ты хочешь понять, чем здесь живут люди, кто эти люди. Город ведь – это же люди, это не просто набор зданий, стенок и тому подобного. И тебе хочется погрузиться в него, познакомиться с кем-то, приятно провести вечер. И наш путеводитель как раз и будет рассказывать об этой стороне Смоленска, а не о том, какой музей можно посетить, – таких изданий достаточно. Мы пытаемся всё-таки создавать нечто интересное, дополняющее какие-то канонические вещи.
Вернусь к презентации проекта, о котором я сказал. В течение недели мы приглашали людей посетить нашу временную экспозицию, где был тур с виртуальной реальностью, была возможность увидеть утраченные объекты на панораме города – в своём смартфоне в режиме дополненной реальности. У нас было несколько постановок для детей: мы им рассказывали о том, какие сказки у нас будут, и зачитывали какие-то части из них. У нас были воркшопы, на которые приходили абсолютно разные люди, был пресс-тур, и экспертный день, и несколько дней просто открытой экспозиции, на которую можно было прийти. Этот опыт для нас был бесценным с точки зрения нашей работы.
Диалог должен укрепляться
– Давайте на этом опыте чуть подробнее остановимся…
– Во-первых, мы таким образом протестировали наш продукт, поняли, востребован ли он вообще. И могу сказать, что мы сами получили огромный заряд энергии: было столько положительных отзывов, причём неподдельных! Люди, надевая виртуальные очки, кричали: «Вау, это же просто супер!» Это именно та реакция, ради которой хочется работать дальше, потому что ты понимаешь, что делаешь что-то не для себя, а для людей, и им это нравится. Возможно, они не хотят погружаться в историю, но им просто нравится возможность посмотреть на Смоленск с высоты птичьего полёта. Многие записывались и приходили к нам повторно.
В этом и есть правильный подход. Не когда ты делаешь что-то полтора года, потом показываешь результат людям, а он вызывает огорчения – оказывается, ты делал что-то не нужное никому, кроме тебя самого, автора идеи. С таким подходом ты в самом начале работы можешь понять, нужно ли это потребителю, как он реагирует на те или иные части проекта. Во время презентации мы проводили опросы, посетители выставки тестировали сайт, мы фиксировали отзывы, и сейчас социологическая лаборатория СмолГУ, с которой мы постоянно сотрудничаем, обрабатывает информацию и потом нам её предоставит. Это даст нашей команде понимание того, какие у людей есть предложения, как пользователи оценивают ту или другую часть продукта, что они сами хотели бы в него добавить. И с этим знанием мы войдём в активную фазу разработки.
Только так можно сделать что-то действительно полезное, и можно снова вернуться к ответу на ваш вопрос о том, интересуются ли власти нашим мнением как экспертов. Конечно, должен быть диалог между областным и городским менеджментом, общественниками и горожанами – по сути, заказчиками и пользователями продукта. Если этот диалог будет укрепляться, то есть если мы действительно будем работать в одной связке, как в случае с созданием туристического кода, результат всегда будет положительным. Горожане будут проецировать его на себя: когда люди видят, что их пожелания и предложения учтены, они по-другому относятся к изменениям в среде. Они её отождествляют с собой, следят за тем, чтобы она была в нормальном состоянии, и специально её не разрушают.
В мире есть множество исследований и практик, которые показывают, что вопросы вандализма на самом деле можно решить за пять минут. И мы сами через это проходили: несколько лет назад нас попросили помочь, придумать что-нибудь, чтобы исправить ситуацию с подземным пешеходным переходом на площади Победы. Его тогда регулярно красили, но переход практически сразу разрисовывали баллончиками. И мы поступили по-другому, причём решение на самом деле лежало на поверхности – мы дали возможность раскрасить стены людям, которые на них рисуют…
– У них ведь много краски…
– Да. И всё, и проблема решена была. Мы провели конкурс среди художников, выбрали одного, совместно с ним проработали иллюстрации, которые будут на стенах, добавили возможность экспонирования афиш, информации о каких-то городских событиях. Потом мы позвали волонтёров, художников и вместе с ними расписали стены перехода. И проблем в нём практически не было до того, как в нём сделали ремонт. Был, наверное, один акт вандализма, когда пришли какие-то ребята, ничего не разрисовывали, но отломали рамку – это было один раз за три года.
Ещё, наверное, важно, чтобы в городе появлялись люди – отдельные или сообщества, – которые подхватывали бы наши идеи, то, что мы делаем. Как любой разработчик, мы стараемся развиваться, двигаться вперёд, постоянно искать новые проекты. Это творчество, и когда мы что-то сделали, мы ещё какое-то время можем наблюдать за продуктом, но функцию по его обслуживанию, наверное, должен брать на себя собственник объекта или какое-то сообщество, которое будет следить за тем, чтобы результаты общего труда хотя бы не деградировали.
Дополнительные возможности для развития
– Но диалог всё-таки есть...
– Да, диалог есть, но, наверное, хотелось бы, что он был шире, чтобы он включал в себя больше созидательной ценности.
Нас часто зовут на градостроительный совет, членом которого я являюсь, и когда этот совет собирается, я, конечно, прихожу, высказываю своё мнение. Когда-то к нему прислушиваются, когда-то – нет, и я иногда понимаю, что не прислушиваются, потому что момент, когда можно было внести коррективы в проект, уже упущен. Но мы, конечно, готовы включаться в работу.
Когда ты занимаешься общественной деятельностью, ты знакомишься с разными людьми. В частности, в рамках нашей образовательной программы Design New City был модуль «Школа активистов», в котором мы попытались собрать на одной площадке ребят, как-то участвующих в жизни города, чтобы просто с ними познакомиться, обменяться мнениями, контактами, поговорить о каких-то общих интересных идеях. И вы знаете, получилась очень классная вещь. К нам приехали ребята из Саратова, Воронежа, участники сообщества «Городские герои», которое как раз и объединяет многих активистов из разных городов. Они передают механики, благодаря которым активисты могут управлять своей деятельностью, находить для себя сообщества, потому что иногда ребята говорят, что их в каком-то городе много, но они никак не связаны: «Я часто не знаю, что делают мои друзья, которые тоже занимаются общественной деятельностью. У меня куча дел, у них куча дел, и мы вроде на одной плоскости, но при этом никак не взаимодействуем». И при этом ресурсы, нужные для какой-то работы, есть – они рядом, просто нужно чуть шире посмотреть. Ребята из «Городских героев» как раз пытаются объединить этих людей, создать систему, внутри которой можно будет обмениваться данными. Такое единство действительно очень круто, и когда мы привозим такие практики в Смоленск, мне кажется, мы развиваем общественный сектор и город в целом: у нас появляется дополнительный потенциал, дополнительные знания и возможности для развития нашего города и области.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Беседовал: Максим Крайнов
Текст подготовил: Алексей Матвеев
Фото: предоставлено Павлом Сычёвым