Арт-терапия: говорим о чувствах через искусство

Фото: © Российское общество «Знание»

Общество

Арт-терапия: говорим о чувствах через искусство

21 сентября 2024 года в 19:00

Работники сферы образования Смоленской области – участники педагогического форума «Родина Первых» – вместе с лектором Общества «Знание» обсудили арт-терапию. Мероприятие состоялось в рамках трека «Знание.Наука», на лекциях которого только за лето 2024 года с молодыми учёными региона встретились порядка 500 слушателей.

Форум бы организован «Движением Первых» как часть российско-белорусского проекта «Под одним небом» для представителей педагогического сообщества из разных регионов России, а также Республики Беларусь.

Лектором выступил педагог-психолог Смоленского педагогического колледжа Григорий ЭЛЬКИНД. На встрече обсудили, как с помощью арт-терапии можно повысить мотивацию к обучению, развить коммуникативные навыки, креативность и умение решать конфликтные ситуации. Эксперт также рассказал о том, какие материалы и инструменты необходимы для проведения подобных занятий и как правильно организовать работу с группой.

В частности, речь шла о таких методах, как работа с рисунками, которая может способствовать безопасной разрядке разрушительных эмоций, а также о сказкотерапии, что позволяет не только раскрыть творческий потенциал ребёнка, но и передавать знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

– Арт-терапия – это эффективный метод работы с детьми и взрослыми, который помогает развивать творческие способности, улучшать эмоциональное состояние и решать психологические проблемы. Различные техники арт-терапии могут быть использованы в образовательном процессе для достижения целей обучения и развития личности учащихся, – подчеркнул Григорий Элькинд.


Мода из санатория ХХ века


По словам эксперта, это направление, конечно, очень модное, но далеко не новое – оно появилось ещё в ХХ веке. Арт-терапия вышла из учений психоанализа, когда изучали такой метод защиты, как предпроекция – приписывание своих собственных мыслей, чувств, мотивов или характеристик другому лицу или объекту. Как раз-таки в те годы специалисты обратили внимание, что когда человек рисует и потом рассказывает про получившиеся изображения, в этот момент можно увидеть некоторые черты его личности, которые в обыденных условиях, например в разговоре, он мог не проявлять.

Впервые позитивное влияние рисования на самочувствие человека оценили в 1938 году. Английский художник Адриан Хилл, который проходил лечение от туберкулёза в санатории, заметил, что ему становилось лучше, когда он занимался живописью. Необычный эффект отметили и медики. Они предложили художнику не только самому создавать картины, но и проводить такие занятия для прочих пациентов – благодаря живописи они смогли отвлечься от личных переживаний, стали меньше тревожиться. И вот уже спустя год арт-терапия стала частью лечебной программы санатория. Кстати, сам термин тоже ввёл в обиход Адриан Хилл, которого сегодня считают основоположником этого направления.


Безопасный зайчик и важные эмоции


Самый главный позитивный феномен в работе арт-терапии заключается в том, что человек может сначала задуматься о своём состоянии и потом о нём говорить. Но этот разговор будет безопасным, поскольку он не говорит о своих реальных чувствах.

– То есть когда человек нарисовал, например, зайчика, он не говорит напрямую, что пережил тяжёлую травму детства. Но когда автор начинает рассказывать историю этого зайчика, то мы можем услышать, что произошло в жизни этого персонажа, с чем ему пришлось столкнуться и справляться, – и вот таким образом, через символы, можем перейти на жизнь человека. Кроме того, рассказывая о своём рисунке, человек может им «управлять», представляя, как тот же зайчик мог бы поступить, чтобы разрешить важную для него проблему. Таким образом, мы помогаем нашей психике рассмотреть сложившуюся проблему под другим углом и увидеть выход, который раньше могли не замечать, – пояснил лектор.

Говоря о задачах арт-терапии, Григорий Элькинд выделил снятие эмоционального напряжения, налаживание контакта психолога с ребёнком и повышение его коммуникабельности, повышение самооценки ребёнка, развитие воображения и самоконтроля, а также диагностику психологических проблем. Он также подчеркнул позитивные феномены этого направления, такие как создание положительного эмоционального настроя в группе, облегчение процесса коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми, создание отношений взаимного принятия, эмпатии, возможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать реально, возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в приемлемой форме.

Развивая тему, участники обсудили и базовые эмоции. Спикер напомнил, что в соответствии с теорией развития психолога Кэролла Изарда выделяют одиннадцать таких эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, удивление, страдание (горе), волнение (интерес), презрение, смущение, стыд, вина.

– Как мы видим, в этом списке довольно немного положительных или нейтральных эмоций, большинство можем отнести скорее к отрицательным. Но верно ли будет сказать, что отрицательные эмоции – разрушительные? Нет, поскольку без них механизм выживания не смог бы функционировать в полной мере. Я не стал бы называть, например, гнев разрушительным, поскольку и такие эмоции периодически нас защищают. А вот когда вы не можете отпустить ситуацию, которая вызвала гнев, страх или обиду, тогда становится очень неприятно. В таком смысле даже счастье может быть разрушительным: когда человек живёт прошлыми событиями, где ему было хорошо, и поэтому он не может их отпустить, то он не сможет двигаться дальше. И здесь мы из психоанализа переходим в гештальт-терапию, где застревание в одном и том же состоянии формирует у человека негативное отношение к его эмоциональному, психическому опыту, – дополнил Григорий Элькинд.

Кисти, маски и другие терапевтические вещи


В ходе лекции слушатели также узнали о сферах и рекомендациях к применению арт-терапии для разных возрастных групп. Так, участники детально рассмотрели один из самых распространённых видов арт-терапии – изотерапию. «Золотым веком» детского рисунка принято считать возраст от 5 до 10 лет. Рисуя, ребёнок неосознанно даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

– Что касается рекомендаций по возрастным группам, то здесь, скажем так, очень широкий спектр. Единственное, с кем не рекомендовано работать, это дети младше пяти лет, потому что для них тяжеловато это даётся, а также люди с тяжёлыми ментальными нарушениями (шизофрения, эпилепсия и так далее), потому что это может спровоцировать нежелательное состояние. В целом же других принципиальных ограничений использования этого вида терапии нет, – прокомментировал спикер.

Он также добавил, что сегодня арт-терапию широко используют в школах, а также другие специалисты, причём необязательно это сертифицированные психологи, на своих занятиях на этапе сбора обратной связи, поскольку работа с данным направлением даёт позитивный пролонгированный эффект.

В настоящее время кроме изотерапии активно используются и другие направления. В их числе, например, музыкотерапия, сказкотерапия, игровая и танцевально-двигательная терапия, работа с глиной и многое другое. Одним из самых необычных из них, с которым удалось поработать лично, Григорий Элькинд назвал маскотерапию – этот метод психологической работы позволяет вывести глубинные состояния на поверхность при помощи маски:

– Этот метод лично удалось использовать в рамках одной из летних психологических школ в СмолГУ. Мы лепили эти маски, разрисовывали их, а далее каждый мог сделать с ними что хотел: кто-то сохранял, а кто-то, например, сжигал, избавляясь таким образом от негативного состояния. Честно сказать, мне очень сильно это не понравилось, но это лично моё отношение, есть люди, для кого такой вид терапии комфортен и эффективен.


Может ли искусственный интеллект помешать искусству?


В силу специфики творческой деятельности искусство часто описывается как форма ухода от действия, однако эксперт с этим утверждением не согласен. По мнению Григория Элькинда, творчество, наоборот, справедливо считать одной из наиболее активных сфер человеческой деятельности.

– Правильнее, наверное, сказать, что через искусство человек может говорить о своих состояниях, о том, что происходит у него на душе. Причём он может это говорить в безопасной форме. Важно отметить, что в данном случае мы говорим о творчестве, которое выражается в виде искусства, поскольку оно также может быть научным, спортивным и так далее. И в таком ключе это активная форма адаптации к окружающему миру. Проживая негативный опыт своего прошлого, меняя к нему отношение, мы становимся более свободными от прошлых своих проблем, – сказал лектор.

Одной из актуальных тем, на которую обратили внимание участники встречи, стало развитие современных технологий. Сегодня всё большее количество действий, функций или операций становятся автоматизированными, стремительно развивается и обучается искусственный интеллект. А может ли он в ближайшем будущем помочь психологу? Уместно ли использование ИИ в том числе в арт-терапии? Ответы на эти вопросы также постарались найти в ходе дискуссии.

– У меня лично здесь негативное отношение, потому что искусственный интеллект забирает самое главное – он не даёт возможности как раз-таки рисовать, творить и так далее. То есть когда мы создаём какой-либо творческий продукт, результат совместной работы человека и нейросети может быть успешным. Но когда мы прорабатываем проблемы, здесь посредников быть не должно. Есть только человек и то, что используется непосредственно в данной сфере арт-терапии, – лист бумаги, музыкальный инструмент и так далее, – поделился мнением Григорий Элькинд.


«Скальпель» из мира творчества


Помимо помощи в решении тех или иных ситуаций в жизни человека арт-терапия способна также влиять на формирование ценностных ориентиров и мировоззрения, однако это происходит уже вторично и не является самой целью её применения.

– В первую очередь это приобщение к искусству. Занимаясь арт-терапией, вы действительно способны найти ту часть, которую много лет игнорировали в себе. Например, в ходе музыкотерапии человек может обнаружить, что у него, оказывается, есть способность к вокалу, которую ранее он не замечал или не использовал, потому что ему кто-то в детстве сказал какую-то гадость. При этом важно понимать, что, например, сделать из человека, который жил в землянке в тайге, успешного бизнесмена, владеющего пятнадцатью языками, IT-технологиями и так далее, за две недели рисования в той же тайге невозможно, – дополнил спикер.

Он также подчеркнул, что если говорить про психиатрические технологии, то в этом случае арт-терапию всегда стоит рассматривать как инструмент:

– Это как скальпель в руках хирурга: если вы дадите его в руки не медика, то получите просто человека с очень острым ножом. Но помочь другому он не сможет, потому что один только инструмент не сделает обычного человека хирургом. Точно так же и арт-терапия – это очень гибкий и многогранный инструмент. В то же самое время этот инструмент в первую очередь призван помогать.


Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Валерия БУДЁННАЯ

Смоленские единороссы помогли жильцам многоэтажки очистить от мусора подвал
До 27 сентября смоляне могут подать заявку для участия в премии «Сообщество»