Александр Новиков: Я уверен, что городу есть куда развиваться
Столица любого региона находится в зоне особого внимания – как органов власти (причём всех уровней), так и жителей. Подобное отношение обусловлено самыми разными причинами: тут и восприятие города как визитной карточки всего субъекта Федерации, и сам статус административного центра, который его жители связывают с надеждами на максимально быстрое решение всех проблемных вопросов. Надежды эти обычно возлагаются на муниципальную власть, в нашем случае – администрацию Смоленска и Александра Новикова, главу города.
Александр Александрович стал гостем радиостанции «Смоленская весна» (это, кстати, было его первое интервью именно на радио) и рассказал о себе и своей семье, предыдущем опыте работы и о том, как он помогает в нынешней деятельности, а также поделился своим видением того, что нужно для решения возникающих или уже существующих проблем. Речь, в частности, шла об управлении многоквартирными домами, ситуации в дорожно-транспортной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, благоустройстве и состоянии городской среды.
И хозяйственник, и политик
– Александр Александрович, давайте, с вашего позволения, начнём с глобальных, общих вопросов, а потом уже перейдём к более предметным. Насколько Смоленск оказался для вас новым, незнакомым городом?
– Ни насколько он не оказался новым и незнакомым. Я всю свою сознательную жизнь прожил в городе Десногорске, это тоже наша Смоленская область, и я постоянно бывал в Смоленске, поэтому для меня он такой же родной город – абсолютно знакомый и совсем не новый.
– То есть вы представляли расположение улиц, знали основные наши достопримечательности?
– Конечно.
– Вы учились в Москве, и образование у вас, как я понимаю, техническое?
– Да, техническое. Атомные электрические станции и установки.
– То есть вы именно атомщик?
– Я именно атомщик.
– В такие вузы случайно не поступают, а значит, вы – человек с техническим складом ума и хотели быть технарём. Скажите, а вы, получив такое серьёзное образование и пройдя солидный трудовой путь, когда-нибудь представляли себе, что ваша жизнь так изменится – в сторону, скажем так, политико-хозяйственную?
– Административно-хозяйственную с примесью политики. Честно, не особо представлял, потому что двенадцать лет я проработал на Смоленской атомной электростанции и весь свой путь связывал с ней. Моя супруга тоже работала на Смоленской атомной станции. Мне очень нравилось работать на атомной станции – предприятии концерна «Росэнергоатом», предприятии госкорпорации «Росатом», как я уже неоднократно говорил, со своей корпоративной моделью и своими ценностями. Но в определённый момент мне поступило предложение усилить администрацию города Десногорска – возглавить направление жилищно-коммунального хозяйства и промышленного комплекса. Вот так я и оказался в органах власти.
– То есть вам, человеку, который пришёл из сферы ЖКХ, можно не задавать вопрос, кем должен быть мэр – политиком или хозяйственником?..
– Здесь очень трудно разделять. Конечно же, мэр должен быть и хозяйственником, потому что нельзя управлять городом, не понимая, как функционирует его хозяйственная, техническая часть, коммунальная структура, как управляются многоквартирные дома, – всё, что связано с системой ЖКХ. Но в то же время мы никуда не уйдём от политической части, потому что и постоянное общение с жителями, и проведение общегосударственных мероприятий, например выборов, – это уже политика. Поэтому я думаю, что глава города должен сочетать в себе эти качества.
Под крылом «Росатома»
– О некоторых корпорациях говорят, что если человек работал в их структурах, он не пропадёт на любом месте. Это применимо к «Росатому»?
– Я, честно говоря, затрудняюсь сказать, потому что не отслеживал судьбу многих из тех, кто начинал работать в «Росатоме». У меня много знакомых, которые, наоборот, приходили в «Росатом», в том числе и из системы органов власти. «Росатом» – это государственная структура, у которой, как я уже сказал, в прямом смысле хорошая корпоративная культура, с хорошими традициями и, самое главное, с очень хорошими ценностями. А дальше всё зависит от человека. Если он настроен на то, чтобы развиваться, делать что-то, и делать это хорошо, я думаю, он никогда и нигде не пропадёт. А если человек относится к делу спустя рукава, то неважно, в «Росатоме» он работает или не в «Росатоме».
– Я как раз и имею в виду, что человек, который относится к своему делу спустя рукава, вряд ли бы удержался в «Росатоме». И если человек растёт в «атомной» системе, это один из показателей того, что на него можно рассчитывать и в других сферах…
– Так и есть. Я по себе могу сказать, что система «Росатома» и Смоленская атомная станция дали мне очень хорошую производственную школу жизни, которая до сих пор мне очень сильно помогает. Я постоянно слежу за тем, что происходит в госкорпорации, общаюсь с коллегами, у нас хорошее взаимодействие, и, надеюсь, оно продолжится.
– Практически с языка сняли вопрос. Десногорск – один из атомных городов России, и ни для кого не секрет, что он находится, назовём это так, под опекой «Росатома», где эта система, в общем-то, отлажена. Не пытались ли вы каким-то образом заинтересовать корпорацию в Смоленске, чтобы они взяли нас под своё крыло?
– Смотря что вы имеете в виду, говоря «взять под крыло»…
– Какое-то, например, финансирование, может быть, какие-то инфраструктурные проекты...
– Абсолютно не секрет, что госкорпорация заключает соглашения с каждым регионом, где присутствует предприятие «Росатома», – будь то атомная станция либо предприятие из других дивизионов. Эти соглашения как раз таки и подразумевают финансовую помощь, и они заключались со Смоленской область в том числе. Это что касается, скажем так, материальной поддержки.
И плюс – мы очень много взаимодействуем. Сейчас, как я уже говорил ранее, мы взаимодействуем с «Росатомом» по внедрению системы «Умный город» на территории города Смоленска. Это изумительная платформа, которая является хорошим инструментом как для администрации – он позволяет собирать и, самое главное, визуализировать проблемы, – так и для жителей, которые получают инструмент быстрого доведения той или иной проблемы до органов власти: это делается через смартфон буквально в течение одной минуты. Этот проект уже реализован во многих городах непосредственного присутствия госкорпорации, в том числе он был запущен и в Десногорске. Сейчас мы хотим запустить его в Смоленске.
– Расскажите о нём немного подробнее, пожалуйста...
– Это платформа, которая через информационную составляющую позволяет органам власти и населению очень эффективно взаимодействовать по различным вопросам, причём не только по каким-то проблемам, например уборки снега. Она может выступать и как информационный портал, где можно отслеживать мероприятия, которые проходят в городе, приобретать билеты в городские учреждения культуры. То есть у неё очень широкий спектр возможностей, в том числе есть и система видеонаблюдения, и парковки. Я не знаю, можно ли сказать, что она чем-то ограничена. Это огромная многогранная система, которую мы сразу внедрить не сможем, но постепенно будем стараться внедрить её на территории города Смоленска.
Первое – анализ, второе – работа с командой
– Ни для кого не секрет, что проблем в городе много, и они разноплановые. Хотелось бы вот о чём спросить вас, Александр Александрович. Как вы видите самый эффективный путь их решения: браться точечно за какую-то большую проблему, решать её, а потом переходить к следующей или всё-таки распределять своё внимание на разные направления?
– Действительно, проблем очень много, они разноплановые, поэтому требуют и различного внимания, и различного количества ресурсов. Поэтому на ваш вопрос, всё ли сразу решать или по отдельности, я отвечу так: в первую очередь нужно анализировать.
Проанализировать причину возникновения проблемы, пути её максимально быстрого устранения, нужно понять, насколько эта проблема актуальна для всего города, потому что есть действительно глобальные проблемы, а есть локальные – например, освещение на каком-то участке дороги. И там нужно финансирование, и там нужно финансирование. Куда в первую очередь? Поэтому нужен хороший анализ и оперативное действие. Но самое главное – нужна команда, с которой над этими проблемами нужно работать.
– То есть, если нарисовать схему, вы вызываете профильного заместителя, даёте ему поручения и просите доложить, причём уже с предложениями по решению проблемы?
– Абсолютно верно. Я еженедельно провожу общегородские совещания, где присутствуют представители администрации и правительства Смоленской области, руководители учреждений и организаций города, представители средств массовой информации, и на этих мероприятиях озвучиваются все проблемы. Понятно, что решить их сразу же, на месте, не представляется возможным, но в любом случае они фиксируются, протоколируются. У нас есть цифровая информационная система, куда мы вносим проблематику, чтобы её отслеживать, и мы на планёрках, которые я ежедневно провожу со своими заместителями, пробегаемся по всем этим проблемам. Смотрим, что на каком этапе, что можно решить, что нужно немного сдвинуть, потому что сразу решить не получается, а что, наоборот, нужно ускорить.
То есть всё это – постоянная, планомерная работа с командой.
Машина – способ охватить весь город
– Вас на улицах узнают, Александр Александрович?
– Узнают.
– Я много раз видел вас с семьёй прогуливающимися, вы, понятно, без охраны. К вам же наверняка подходят люди с вопросами, и я не буду исключать, что и какие-то нелицеприятные вещи возникают в этих разговорах...
– У меня ещё ни разу не было таких встреч – с нелицеприятными разговорами. Да, действительно, люди узнают, подходят, обращаются с проблемами, но обращаются в нормальном деловом, дружелюбном тоне.
Расскажу о последнем случае, который удивил, наверное, в первую очередь мою жену. Мы поехали в магазин купить новогоднюю ёлку, я иду с тележкой, в которой лежит эта ёлка, игрушки, и просто оборачивается мужчина: «Александр Александрович, добрый день. Мы понимаем, что снега много, но вы молодец, спасибо большое!» Поблагодарил, пожал руку – было очень приятно.
– После Десногорска, где вы в лицо знали многих людей, вам такое общение должно быть привычно…
– Я ещё одну, совсем маленькую ремарку сделаю. Вы, наверное, видели в соцсетях, в телеграм-канале мои посты о том, что я провожу объезды города. И люди говорят: «Пройдись пешком, не катайся на машине». Машина – это просто способ охватить за меньшее время большую территорию: я за час объеду почти весь город, а обойти смогу две-три улицы.
– Возможна ли ситуация, когда ваша супруга, пройдя по городу, вечером вам говорит: там это не так, а там – ещё что-то, здесь такое-то безобразие?
– Это ежедневно происходит. Супруга говорит: «Я шла, там не почищено, тут не убрано». И так далее: тут одно, там второе, там общественный транспорт переполнен…
– А как вы на это реагируете? Просите хотя бы дома об этом не говорить?
– Нет. Я реагирую нормально, потому что эти проблемы есть. Глупо же скрывать проблемы, которые действительно есть. Их же не решишь, скажем, поручением: «Почистите дорогу от моего дома до работы супруги, а потом уже всё остальное». Мы стараемся чистить всё, но я и на «открытом микрофоне» говорил, и Василий Николаевич Анохин озвучивал проблему: у нас недостаточно техники. Мы уже привлекли дополнительную технику, я из резервного фонда выделил средства районам города, чтобы они могли привлекать технику для уборки неразграниченных территорий. Мы привлекли к уборке всех, кого смогли, предприятия и предприниматели оказали нам содействие, и всё равно – недостаточно. Сейчас ждём дополнительную поставку техники, которая, надеюсь, усилит эту работу.
Конечно же, постоянно поступают обращения от жителей, и туда, где ситуация становится совсем критичной, стараемся технику перебрасывать, то есть работу приходится регулировать практически в ручном режиме. Конечно, можно действовать по регламенту: сначала убирать дороги первой категории, потом второй и так далее. Но есть ведь и простое человеческое отношение: если люди говорят, что не могут пройти и проехать, то надо реагировать. Поэтому в режиме нон-стоп отслеживаем публикации в социальных сетях, телеграм-каналах.
Уборка снега: техника, кадры, подходы
– Мы незаметно перешли к точечным проблемам, если снегопады можно назвать таковыми, и с вашего позволения я закрою тему снега следующим вопросом. Сразу скажу, что я отношусь к снегу философски: зимой должен быть снег. Мы все понимаем, что почистить его в один момент нельзя, особенно когда его выпадает так много. Но если предположить, что нам нужно, чтобы проблемы со снегом больше не возникали? Условно говоря, четыреста единиц техники и десять тысяч дворников?
– Первый анализ, которые мы проводили с правительством Смоленской области, показал, что нам нужно не меньше ста – ста пятидесяти единиц техники. Причём на постоянной основе, потому что уборка снега идёт практически круглые сутки. Соответственно, нужен персонал – и те, кто будет работать на этой технике, и те, кто будет проводить ручную уборку улиц, остановок, пешеходных переходов. Техника проехала, после неё валы остались, засыпали пешеходные переходы и подход к остановке, и это всё тоже нужно убирать. Сейчас «СпецАвто» привлекли к этому, и, наверное, хорошая очень идея – привлечь к работе студентов наших сузов и вузов, которые хотят заработать.
– То есть они не на общественных началах трудятся?
– Нет, не на общественных началах. Это молодые люди, которые в свободное от учёбы время – и за это им огромное спасибо – приходят, работают и, естественно, получают за это деньги, причём не какую-то мизерную ставку. Я считаю: сколько человек отработал, столько он и должен получить.
О работе с управляющими компаниями
– Заметно, что основной вектор критики приходится на дворовые территории, которые находятся под шефством управляющих компаний. Те, кто разбирается в вопросе, понимают, что управляющие компании – муниципальных сейчас уже, наверное, нет – частные предприятия, которые не подчиняются ни городскому, ни областному руководству. Можете ли вы порекомендовать нам, жильцам, какой-то оптимальный способ повлиять на управляющую компанию?
– Начнём с того, что деятельность управляющих организаций регулирует и контролирует Государственная жилищная инспекция, которая следит за выполнением требований лицензии на управление многоквартирными домами и, соответственно, за соблюдением договоров управления непосредственно собственниками.
Но и мы с себя не снимаем обязанности общения с ними. То есть перед руководителями территориальных управлений всех трёх наших районов стоит жёсткая задача: постоянно работать с управляющими организациями по вопросам уборки придомовых территорий. И, соответственно, если они не в полной мере выполняют свои обязанности, привлекать их к административной ответственности. Причём с нашей стороны она меньше, чем со стороны Госжилинспекции, – за некачественную уборку мы привлекаем к ответственности как за нарушение правил благоустройства. Если не поможет наше небольшое воздействие, тогда уже будет подключаться Госжилинспекция, а там штрафы будут в разы больше. И я надеюсь, что управляющие организации задумываются над тем, что дешевле: платить постоянно штрафы или, даже при отсутствии техники, нанять её в сторонней организации.
– Вы же наверняка общаетесь с руководителями управляющих компаний. Я надеюсь, среди них нет таких, кто откровенно саботирует работу? Эти люди понимают глубину проблемы?
– Они понимают глубину проблемы. Действительно, у кого-то нет техники. Но нужно же понимать ещё и то, что договор управления, подразумевая выполнение работ, подразумевает и их оплату. И даже если мы говорим о хорошем жилом фонде – не ветхом, достаточно новом, – тариф на сегодняшний день не настолько высок, чтобы покрывать все расходы. Любая управляющая организация, будь то частная или теперь частично наша «Городская управляющая компания», получает средства, на которые она должна и ремонтировать имущество, и уборку проводить, в том числе и снега. Но если ремонты можно запланировать – посчитал, покрасил, – то снег просчитать невозможно: он может не идти, а может идти постоянно, и, соответственно, здесь уже возникают другие затраты. Потом начинаются весенний и летний периоды, где опять же ремонты, уборки, – и опять недостаточно людей. Управляющая организация не привлекает другого финансирования, кроме как непосредственно сбор за содержание жилых помещений, а тариф, как показывает практика, жители, к сожалению, не хотят устанавливать сами для своего дома. Они рады тому, что есть небольшой муниципальный тариф, их, естественно, это устраивает, но многие не понимают, что он не обеспечивает весь охват услуг.
Нужны двигатели процесса
– Александр Александрович, вы употребили выражение «небольшой муниципальный тариф». Это значит, что по сравнению с другими регионами мы ещё стараемся умерить свои аппетиты?
– Не только по сравнению с регионами. Не так давно интересовался: в Десногорске, где я жил и работал, сегодня там тариф порядка двадцати семи рублей (тариф за содержание и ремонт 1 кв. метра жилого помещения. – Прим. ред.), а в Смоленске он порядка шестнадцати-семнадцати.
– Но здесь понятно, что вам, скорее всего, ответят: в Десногорске уровень средней зарплаты намного выше. Так?
– Да, так и отвечают, но есть же статистика, которая говорит, что цифры не намного выше. Здесь вопрос не в размере муниципального тарифа. Вопрос в том, что жилищное законодательство подразумевает, что собственники помещений в многоквартирном доме как раз таки сами и должны устанавливать свой тариф. То есть у кого-то дом хороший, и людям нужно оплачивать только содержание, а если дом похуже, то он требует больше денег, и здесь уже применяется так называемый дифференцированный тариф. Но чтобы его применить, собственники должны собраться на общее собрание и посчитать, сколько денег им нужно, а потом принять решение об установлении такого тарифа.
И второе, опять же, возвращаясь к проблемам. Вы знаете, очень многие жалуются на частные управляющие организации, на «Городскую управляющую компанию», как раньше жаловались на «Жилищник», но никто не соглашается с предложением изменить форму управления домом – а у нас их три. Собственник вправе выбрать любую управляющую компанию – и никто не может навязать ему какую-то организацию – и вообще вправе выбрать один из трёх способов управления. Собственники, например, могут сами управлять своим домом, никому не оплачивая административные расходы.
– И такие примеры в Смоленске есть…
– Да, есть такие примеры: собственники направляют всё, что они собирают, именно на обслуживание своего дома.
– Значит ли это, что мы сами недостаточно инициативны, и у нас нет вот этой общности, назовем её соседской? Я и по своему дому вижу, что в новостройках люди даже друг друга не знают, и эта система лучше работает там, где люди долго живут по соседству друг с другом. Они создают товарищества собственников жилья, становятся сами себе хозяевами и сами могут распределять свои взносы и тарифы. Можно ли в принципе сломить ситуацию, чтобы мы действительно стали хозяевами своей собственности?
– У нас Жилищный кодекс, если мне память не изменяет, действует с 2005 года, сейчас у нас почти уже 2024 год, и мы пока особо ничего не изменили. Но то, что есть инициативные собственники, которые организуют ТСЖ либо берут дом под непосредственное управление, говорит, что ситуацию изменить можно. Но какие инструменты для этого применить?..
– «Настоящих буйных мало», как сказал поэт?
– Да, вы абсолютно правы. Для этого нужны двигатели всего процесса.
Городской транспорт: о проблемах и перспективах
– Теперь давайте перейдём к городским проблемам, которые, в общем-то, все на слуху, но хотелось бы понимать вашу позицию по отношению к ним. Например, городской общественный транспорт: есть ли понимание или хотя бы представление о том, как он должен работать в идеале? К чему мы стремимся: будет ли у нас много пассажирских автобусов и сохранятся ли маршрутки? Есть ли такой выбор или, как вы говорите, ситуацию ещё нужно анализировать?
– Анализ обязательно нужен, и ещё до моего прихода в администрацию города специализированной организацией был разработан документ, в котором было проанализировано количество маршрутных средств различной вместимости. Он показал необходимость увеличить эти цифры. И сейчас мы этот документ прорабатываем вместе с депутатами Смоленского городского Совета, чтобы оценить каждый маршрут городского транспорта на предмет его экономической целесообразности и понимания того, как нужно выстраивать перевозки, чтобы наше муниципальное предприятие «Автоколонна-1308» могло качественно их обеспечивать.
– То есть вопрос о дотации перевозок из бюджета нежелателен?
– Конечно, нежелателен. И анализ показывает, что такая возможность есть. Благодаря участию в программе по модернизации транспорта, которая запущена по инициативе президента Владимира Владимировича Путина, благодаря оперативному вмешательству Василия Николаевича Анохина для нас приобретено сорок пять больших автобусов. Последние семнадцать мы очень скоро, к концу декабря, тоже выпустим на линию, тем самым меняя старые автобусы на новые. И сейчас, повторюсь, ведём большую работу по анализу маршрутов, чтобы: а) перевозить пассажиров качественно – то есть чтобы меньше было проблем с задержками автобуса и чтобы все в него попали, и б) чтобы при этом, конечно же, работала экономика.
Что касается маршруток, как вы говорите, мы не стремимся выжить их. На сегодняшний день самая главная задача – обеспечить качественную перевозку пассажиров, притом из самых удалённых мест города Смоленска…
– Насколько есть взаимопонимание с ними? Они понимают ситуацию?
– Они понимают ситуацию.
– И насколько они готовы ставить интересы смолян выше, прямо скажем, своих бизнес-интересов?
– Пока конфликтных ситуаций, вызванных тем, что частные перевозчики ставят выше свои интересы, не было. Если возникают где-то точки напряжённости, мы вместе с предпринимателями их отрабатываем, и количество автобусов увеличивается. Были жалобы по внешнему и внутреннему виду этих автобусов, по комфортности поездки, которые мы отрабатывали, но конфликтных ситуаций не было. Предприниматели стараются работать в конструктивном диалоге.
Диалог с застройщиками есть
– Очень много критики звучит от жителей наших отдалённых и густонаселённых микрорайонов – Миловидово, Гнёздово, Южный и так далее. В связи с этим, Александр Александрович, следующий вопрос – по застройщикам. Есть ли понимание, как будет развиваться строительный комплекс хотя бы в рамках города Смоленска? Потому что мы видим, что на уровне региона подход несколько меняется...
– В первую очередь есть понимание со строительными организациями, застройщиками нашего города – практически со всеми. Мы друг друга услышали в том, что самое главное – соблюдение интересов жителей и соблюдение законодательства. В части чего? Например, застройщик застраивает отдалённый микрорайон. Соответственно, есть расчёт социальной нагрузки: обеспеченность такого количества жилья детскими садами, школами, поликлиниками, другими объектами социальной инфраструктуры. Под каждое жильё должен быть расчёт. И были моменты, когда, как на моей встрече с гражданами, прозвучал вопрос, застройщики немного лукавили, указывая в своих проектах уже существующие социальные учреждения. Тем самым получалось, что и школы, и детские сады по наполнению начинали превышать свои проектные показатели. Это неправильно. Застройщики должны нести эту социальную нагрузку, то есть они должны в неё вкладываться. Мы нашли понимание: мы работаем под эгидой того, что этот вопрос нужно решать вместе. Мы не бросаем застройщиков, и они нас поняли. Есть механизм комплексного развития территории как раз со стороны застройщиков, и на сегодняшний день девяносто процентов застройщиков полностью нас поддерживают. Главное, чтобы всегда соблюдался закон и были чёткие, понятные для всех сторон переговоров условия.
– Можно считать, что они уже озвучены и в целом приняты?
– Да. Это то, о чём я говорю: это совместная работа над социальной инфраструктурой, комплексное развитие территории. И я думаю, что это поможет нам строить не просто микрорайоны, а микрорайоны, уже обеспеченные всем необходимым для тех, кто там будет жить.
– То есть ставка всё-таки делается на микрорайоны с комплексной застройкой. А точечная застройка может ещё появиться где-то в городе Смоленске?
– Здесь, конечно, нужно смотреть по земельным участкам. Но и точечная застройка, даже если она возникает, всё равно подразумевает необходимость вложений в социальную инфраструктуру.
Мы же не говорим, что обязательно нужно построить новый детский сад. Может быть, как вариант можно рассмотреть возможность реконструкции находящегося рядом детского сада или школы, увеличения их проектной мощности. В этом плане у нас есть хороший пример школы № 33, где как раз и выполнили модернизацию. То есть всё это работает. Здесь вопрос в необходимости постоянного диалога, и большое спасибо практически всем нашим застройщикам: они с радостью откликаются на этот диалог, и я думаю, что это принесёт пользу нашему городу.
Каменные джунгли или зелёный город?
– Александр Александрович, следующий вопрос, который меня попросили задать мои коллеги-журналисты, касается темы благоустройства города. Относительно недавнее обсуждение двух проектов реконструкции парка Блонье вызвало много вопросов о том, как теоретически и практически должна проводиться эта работа. Горожанам представили две готовые концепции, они их изучили и сделали свой выбор. Но как изначально принимается решение даже по этим двум проектам, не узок ли круг людей, которые берут на себя ответственность выдвинуть именно эти проекты? Смоляне говорят, что, наверное, должен быть какой-то общественный совет, в котором будут представлены архитекторы, дизайнеры, краеведы. Причём мои коллеги подчеркнули, что этот совет нельзя путать с градостроительным советом. Или, может быть, такой орган уже есть, а мы просто мало о нём знаем?
– Всё верно. Есть градостроительный совет. Это формализованная структура, в неё входят профессионалы, для которых это – работа. А есть совет именно из общественников, которые в рабочем порядке обсуждают те или иные возможности развития города или его территорий. И это действительно общественность: архитекторы, дизайнеры, привлекаются краеведы. Но я считаю, хотя, может быть, не все меня поддержат, что в такие советы нужно привлекать именно профессионалов, потому что есть очень старая, но очень хорошая поговорка: «Сколько людей, столько мнений». Одному нравится это, второму – другое, третьему нравится ещё что-то. Человек – непрофессионал – может отталкиваться только от каких-то своих внутренних ощущений. Здесь же мы максимально привлекаем признанных профессионалов, тех, кто пользуется авторитетом в городе и может высказать экспертное мнение. То есть у нас есть такой профессиональный совет, который обсуждает эти вопросы. Он не формализован, но он собирается и работает.
– Озеленение города… Пару десятков лет назад один из местных архитекторов озвучивал мнение, которое вызвало, прямо скажем, неприязнь у населения. Он как-то сказал, что те, кто хочет жить в зелёном городе, должны ехать жить в деревню, а город должен быть в брусчатке, асфальте и с минимумом зелёных насаждений. Как вы к этому относитесь?
– Полностью противоположно. Я считаю, что в городе благоустроенные территории должны сочетаться с зелёными пространствами. Это и травяной покров, и деревья, потому что жить в каменных джунглях, я думаю, никому не будет приятно. Поэтому моё мнение: зелень – это хорошо. Это и экология, и комфортное пребывание в городе. Это просто красиво и приятно!
– Можно ли нам ожидать, что на каких-то свободных пространствах города появятся не новые торговые центры или парковки, а скверы?
– Мы только за, с огромным удовольствием. Конечно, для этого нужно запланировать финансирование, но хорошие общественные территории развивают город и делают его более привлекательным.
– Может быть, стоит даже чем-то пожертвовать?
– Может быть. Главное – понять, чем пожертвовать.
Граффити – общая беда
– Есть ли действенный способ борьбы с граффитчиками? Это же беда крупных городов, причём не только в России, но и по всему миру – везде есть расписанные дома. Но у нас же это иной раз не просто надпись, а реклама запрещённых веществ. И, кажется ведь, у нас есть системы видеонаблюдения, и никто не говорит, что плохо работает наша полиция. Можно ли это победить?
– Я думаю, что можно. Вообще, ничего невозможного не бывает. Это мой принцип. Можно – в перспективе. Наверное, нужно начинать с воспитания: чтобы люди перестали это делать, их нужно воспитывать.
– Это очень долгий и не всегда эффективный путь...
– Да, он долгий, но это путь. И чем дольше мы будем его откладывать, тем дольше он будет становиться. Можно ловить, и ловили, и наказывали, но граффити меньше не становится, а от камер скрываются под капюшонами.
– То есть были случаи, когда ловили за руку?
– Ловили, да. Уже даже при мне ловили, в том числе и на набережной. Мы только за летне-осенний период бетонные конструкции нашей набережной раза три красили: покрасим, их зарисуют. Не везде есть камеры, небольшие штрафы – это если, как мы уже говорили, анализировать причины. А в случае, о котором вы говорите, с рекламой запрещённых веществ, это не обязательно делают местные жители. Даже в Десногорске у нас были такие случаи, когда специально приезжали из других городов, в ночное время в капюшонах наносили надписи и потом уезжали.
Один из инструментов, который мы худо-бедно применяем – и не сказать, что лучший инструмент, – это всё-таки работа с владельцами поверхностей, на которые наносят надписи. Это могут быть частные организации, предприниматели, могут быть муниципальные предприятия и управляющие организации – те, кто сегодня по закону должны следить за поверхностями, которые им принадлежат, и, соответственно, принимать меры по их очистке. Тоже, наверное, не совсем правильный метод – наказывать их, но мы тем самым пытаемся стимулировать их, чтобы у нас расширялась система видеонаблюдения, чтобы и они сами были более заинтересованы в поимке этих нарушителей и привлечении их к ответственности.
Пока так. Смотрим опыт других больших городов и регионов – эта беда есть везде. Но я всё-таки считаю, что самый главный инструмент – воспитание.
Потенциал у Смоленска есть
– Как вы считаете, Александр Александрович, есть ли у Смоленска потенциал демографического роста? Можем ли мы когда-нибудь достичь уровня в пятьсот тысяч населения? Или, учитывая нашу близость к Москве, отток ресурсов, это в принципе утопия?
– Я уверен, что потенциал есть. Последние официальные данные статистики – по переписи населения – показывают цифру в триста двенадцать тысяч, а неофициально мы сейчас говорим о том, что в Смоленске триста пятьдесят тысяч жителей. Это то, что мы видим. К нам сейчас (понятно, что обстановка такая) приезжают много людей, туристов в том числе, но и туристы могут превратиться в постоянных жителей города.
– Вы считаете, что они «на разведку» могут приезжать?
– Да. На самом деле четыре часа на «Ласточке» до Смоленска из Москвы – не так много. Я думаю, что перспективы есть: и городу развиваться, и, соответственно, увеличивать его демографическую составляющую.
Александр Новиков – о личном
– И несколько заключительных вопросов, но только если вы захотите на них отвечать. Как вы считаете, должны ли горожане знать о личной жизни своего руководителя – главы города, вашей в данном случае? Как вы к этим вопросам относитесь – о семье, увлечениях?
– Спокойно отношусь. Я достаточно открытый человек и никогда ни от кого этого не скрывал.
– Какие книги любите, Александр Александрович?
– Последнее из того, что я читал, и мне понравился такой жанр, деловая литература – о менеджменте, управлении, которая написана как художественная, в таком стиле. Исторические книги читаю.
– Но времени на чтение наверняка почти не остаётся…
– Очень мало – времени не хватает абсолютно. У меня на планшете подключено несколько библиотек, скачана куча электронных книг, но почитать получается, только когда выдаётся выходной, отпуска у меня как главы города ещё не было. Или же прекрасный момент, когда едешь в командировку, – берёшь планшет и читаешь.
– Фильмы какие-то любимые есть?
– Фильмы в основном исторические, либо – я не знаю, как их правильно назвать, – фильмы со смыслом.
– А хочется иногда посмотреть что-то совсем пустое, просто чтобы голову разгрузить?
– Не хочется, правда. От этого, наоборот, ещё больше как-то напрягаешься, и хочется его выключить. Тогда уже лучше сразу взять книгу. Слава богу, у нас в последнее время появляется очень много хороших отечественных фильмов: и исторических, и тех, которые я называю «со смыслом». Мне очень понравился фильм «Монах и бес» – достаточно новый, очень интересный наш фильм, понравился «Русский крест» с Михаилом Пореченковым, который вышел совсем недавно. Это фильмы, которые ты понимаешь, потому что они привязаны не к какой-то другой, а к нашей культуре, к нашей сущности, и в них действительно есть смысл, который заставляет о чём-то задуматься.
– Сколько лет вашим детям?
– Дочери в январе следующего года будет двадцать, сыну в декабре исполнится тринадцать.
– Александр Александрович, благодарим вас за откровенный, подробный, познавательный разговор. Всегда ждём вас у себя в гостях.
Справка Smolgazeta.ru
Александр Александрович Новиков родился 25 июня 1983 года.
В 2009 году окончил Московский государственный открытый университет, квалификация – инженер.
С 2004 по 2016 год работал на различных должностях на Смоленской атомной станции.
С 2016 по 2022 год – заместитель главы администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, с марта 2022 по май 2023 года – глава города Десногорска.
С мая по июнь 2023 года – первый заместитель главы города Смоленска, с 10 июня – временно исполняющий полномочия главы города Смоленска.
Александр Новиков был избран главой областного центра в ходе состоявшейся 24 июля 2023 года 40-й, внеочередной, сессии Смоленского городского Совета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Его поддержали большинство депутатов.
Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ
Текст подготовил: Алексей МАТВЕЕВ