Парадоксы миграции по-смоленски
В последнее время тема миграции всё чаще, что называется, выходит на первые полосы газет. Причин тому множество. И не столько даже социальных, сколько, учитывая события последних месяцев, экономических. Давайте попробуем в них разобраться и оценить, как обстоит ситуация с миграционными потоками в Смоленской области.
Миграционная активность сокращается
Если судить по официальным данным, недавно опубликованным Смоленскстатом, то по итогам минувшего 2021 года миграционный прирост населения Смоленской области составил всего 1,4 тысячи человек. За прошлый год в область переехали 17,7 тысячи человек, а выбыли за её пределы 16,3 тысячи человек. По сравнению с 2020 годом число мигрантов на Смоленщину сократилось на 5,1 тысячи человек или на 13 процентов.
Из всех внешних для области перемещений более половины – 62 процента, по данным статистиков, приходится на межрегиональные, со странами СНГ – 33 процента и с другими зарубежными странами – 5 процентов.
Выбывших больше, чем прибывших
По-прежнему, как и во многие предыдущие годы, число выбывающих в другие регионы России превышает число приезжающих на Смоленщину. И это объясняется, прежде всего, географическим положением нашей области, которая фактически находится посередине между двумя центрами миграционного притяжения – Москвой и Санкт-Петребургом.
В 2021 году отрицательное сальдо (то есть разница между прибытием населения на постоянное место жительства в область и его убытием за пределы региона), рассчитанное за отчётный период времени, сложилось в миграционном обмене с пятью федеральными округами: Центральным, Северо-Западным, Южным, Северо-Кавказским и Приволжским. Население области выбывает, в основном, в Московскую область – убыль 1,3 тысячи человек за 2021 год; Ленинградскую область и город Санкт-Петербург – убыль 0,3 тысячи человек за минувший год.
Приезжают, но – временно
Вместе с тем статистики отмечают, что за прошлый год из стран СНГ и дальнего зарубежья в область приехало 8,2 тысячи мигрантов, большая часть из них – 70 процентов – временно, на срок 9 месяцев и более. Миграционный прирост населения сложился со всеми государствами-участниками СНГ, кроме Белоруссии. Наибольшая его величина – 1,3 тысячи человек – с Таджикистаном, 0,4 тысячи человек – с Арменией, 0,3 тысячи человек – с Украиной и по 0,2 тысячи человек и менее – с другими странами. Очевидно, что в данном случае речь идёт о так называемых трудовых мигрантах, приезжающих в Смоленскую область на какое-то ограниченное время за заработками.
Примечательно, что за минувший год миграционные потери в обмене с Белоруссией составили 0,9 тысячи человек. Возможно, что белорусов перестали устраивать уровни зарплат, которые они могут получить у нас в области, и они переориентировались на другие регионы.
И в то же время – парадокс: среди прибывших не на временное, а именно на постоянное место жительства на Смоленщину в минувшем 2021 году наибольшая доля – 28 процентов приходится на иммигрантов из Белоруссии, 24 процента – Таджикистана и 17 процентов – Украины.
Из стран дальнего зарубежья лидером в миграционном обмене является по данным Смоленскстата… Индия: на её долю приходится почти 74 процента перемещений, которые обеспечили миграционный прирост 1,2 тысячи человек. Вероятно, Индия лидирует в этом статусе в отношениях со Смоленщиной исключительно благодаря Смоленскому государственному медицинскому университету, где с 1994 года работает факультет иностранных учащихся.
Если же говорить в целом о трудовом потенциале мигрантов, то в результате миграционного прироста населения область приобрела в истёкшем году более одной тысячи трудоспособных граждан.
Селян стало больше, но…
Кроме того, есть ещё и так называемая внутренняя миграция. И вот в ней происходят весьма интересные процессы. В 2021 году в пределах области сменили место жительства 13,3 тысячи человек, на одну тысячу человек, или на 8,6 процента, больше по сравнению с 2020 годом. В результате численность сельского населения пополнилась, а городского населения уменьшилась на 0,7 тысячи человек. За счёт чего? Оказывается, всё просто: более привлекательными для смолян стали сельские поселения, близко расположенные к областному центру, где активно ведётся жилищное строительство.
Устаревшая Концепция
Кстати, у нас в регионе с 30 апреля 2013 года действует Концепция миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года, разработанная в полном соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Вот только ситуация в экономике не только России, но и стран ближнего зарубежья за минувшие с момента принятия этого документа годы изменилась настолько, что многие его положения выглядят сегодня, мягко говоря, как строки фантастического романа.
Судите сами: «Рост положительного сальдо миграции в 2011–2012 годах свидетельствует о том, что смоленский рынок труда становится всё более привлекательным для иностранцев». Или: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область становится одним из источников увеличения численности населения, а привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимостью для её поступательного развития».
Есть, правда, в этом документе абсолютно актуальный и по сей день тезис: «Мигранты, прибывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки».
Что же до конкретных целевых показателей, обозначенных в Концепции, то, исходя из нынешних условий, они абсолютно нереалистичны. Так, коэффициент миграционного прироста на десять тысяч человек населения в 2025 году должен составить 9,09. Благодаря таким высоким темпам миграции, как отмечается в документе, «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область является единственным источником увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики служит основой для её дальнейшего инновационного развития».
И, как говорится, вишенка на торте из этой Концепции: «Основными задачами миграционной политики Смоленской области являются: а) миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счёт привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом».
Напомню: за 2021 год естественная убыль населения в Смоленской области за год составила 12,6 тысячи человек, а миграционный прирост населения региона за этот же год составил всего 1,4 тысячи человек. Комментарии, как говорится, излишни. Так что Концепцию эту в силу сложившихся неблагоприятных демографических, экономических и социально-политических причин, на которые наш регион глобально повлиять не в силах, пора просто объявить документом, утратившим силу.
Спасут ли ситуацию беженцы с Украины?
Безусловно, на ситуацию с мигрантами в Смоленской области сильно повлияет проводящаяся сейчас на Украине специальная военная операция. Приток мигрантов однозначно увеличится. Но, опять же, и к гадалкам ходить не надо, чтобы предположить: для большинства из новых вынужденных мигрантов Смоленщина станет в силу её географического и экономического положения лишь временным перевалочным пунктом.
Кстати, есть и цифры, это подтверждающие на примере беженцев в прежние годы. Если в 2015 году (начало конфликта на востоке Украины) число беженцев и официально получивших временное убежище в Смоленской области составило 2 960 человек, то затем оно стремительно падало: в 2021 году их у нас в регионе был официально зарегистрирован всего 141 беженец или получивший временное убежище.
Грядут изменения?
Совершенно очевидно, что нынешнее противостояние с Западом потребует изменений миграционной политики. Как пишет «Независимая газета», «согласно статистике, из России происходит сейчас отток гастарбайтеров, связанный со спецоперацией и западными санкциями. Однако трудовая миграция из стран Средней Азии по-прежнему остается выгодной, считают, например, в Институте исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. Там подготовлен большой доклад о ситуации и предложения, как приезжих можно привлечь обратно. Кроме финансовых и налоговых льгот предлагается открыть им и доступ к должностям в муниципалитетах. Другие эксперты указывают на риск того, что мигрантов будут переманивать на территорию Евросоюза в качестве одной из санкций против РФ. В первом квартале этого года в Таджикистан вернулось более 60 тысяч человек, то есть в 2,6 раза больше, чем в прошлом. В Узбекистан вернулись 133 тысячи».
Но, пока в экспертном сообществе спорят, в реальности ситуация с миграцией остаётся крайне неопределённой, а динамика миграции – отрицательной. Кто-то, конечно, может сказать, что оно и к лучшему. Но в действительности сокращение миграционной активности населения есть очень тревожный социально-экономический показатель. И вопросов, как исправить ситуацию, пока гораздо больше, чем ответов.
Фото: Смоленскстат
Игорь Красновский