«Дать прикурить». Как смоленские таможенники ведут борьбу с нелегальным табаком
Общество

«Дать прикурить». Как смоленские таможенники ведут борьбу с нелегальным табаком

27 мая 2022 года в 10:08

Нелегальная торговля табачными изделиями – это серьезная проблема, угрожающая безопасности россиян (потребитель получает товар сомнительного качества, за которое никто не отвечает), бизнесу (торговцы нелегальным табаком, по сути, уводят покупателей у честных ритейлеров) и экономике страны (ведь прибыль от продажи нелегальных сигарет в конечном итоге получает международный криминал).

«Торговля нелегальными сигаретами разрушает экономику, ведет к эрозии легальных товаропроводящих потоков в целом, - убежден Президент «Ассоциации малоформатной торговли», глава Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле Владлен Максимов. - Роль приграничных регионов в решении этой проблемы совершенно особая. Исключительно важно именно в этих регионах построить работу на пресечение нелегального товаропотока».

Владлен Максимов подчеркнул открытость руководства Смоленской области и таможни для диалога, готовность к обсуждению и принятию решений, направленных на пресечение нелегальной торговли.

Игра в прятки

Как ведется борьба с нелегальными сигаретами, как организованы зона таможенного контроля и склад временного хранения, и как работают мобильные группы – показали в Смоленской таможне.

Следует отметить, что по итогам проведенных таможенных досмотров в прошлом году количество табачной продукции с выявленными нарушениями составило 17419778 пачек, а за первый квартал 2022 года – ещё более 17,2 миллиона пачек сигарет.

Начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров (ОКВОТ) Смоленской таможни Александр Колесников рассказал, что основное нарушение, которое допускают участники ВЭД – это покупают немаркированную табачную продукцию на территории Республики Беларусь и ввозят её в Россию под видом чего угодно, с целью реализации. Что касается способа «маскировки» грузов, здесь у недобропорядочных граждан очень хорошо работает фантазия.

«Типичные варианты сокрытия сигарет: перемещается товарная партия, к примеру, холодильников. В грузовом отсеке первые ряды доверху заставлены большими коробками. Даже если мы используем специальные ТСТК (технические средства таможенного контроля) «Спрут», «Крот» (кстати, он позволяет проверять самые дальние полости транспортного средства, вплоть до бензобака), практически невозможно увидеть спрятанные товары», - говорит Александр Колесников.

В таких случаях применяют инспекционно-досмотровый комплекс, чтобы «просветить» машину. Однако нужно понимать, что каждой фуре, проезжающей через Красную Горку, «рентген» не сделаешь, поэтому таможенникам приходится выбирать объект контроля. Способы определения таких «подозрительных» фур инспекторы держат в секрете – не стоит добавлять эти знания в «копилочку» жуликов.

При выявлении явно подозрительных товарных партий для определения количества и классификации нарушения проводится уже таможенный досмотр. Если устанавливается факт перемещения сигарет без акцизных марок, то данные передаются в региональное МВД.

Кстати, не только холодильники являются «товарами прикрытия», частенько ширмой для нелегального груза становятся грунт, конфеты, макароны, да всё, что душе угодно! В прошлом году инспекторы задержали цистерну – в ней была спрятана партия сигарет, а по документам в ней должно было находиться техническое масло.

«У нас постоянно идёт «соревнование» с недобропорядочными участниками ВЭД: на что у них хватает фантазии, и как мы можем эту фантазию пресечь», - признаются таможенники.

Помимо перевозчиков, которые едут по официальным трассам, есть ещё и те, кто везёт сигареты в объезд постов, по грунтовым дорогам общего пользования, коих на границе с Белоруссией немало, – в общем, лесами и огородами. Частенько такие «хитрюги» попадают в нелепые ситуации – к примеру, застревают посреди поля. Многие водители, попавшись, начинают выдумывать небылицы и истории, достойные сериалов… «Театр эстрадного переигрывания в деле», - говорит Александр Колесников.

Бывает, что схему перевозки нелегальных сигарет усложняют – например, по документам табачную продукцию везут якобы не в РФ, а в Афганистан, Китай и т.д. А, въехав на территорию России, фура где-то «теряется». С этой схемой однако удается успешно бороться: при проверке направляются международные запросы в организацию, указанную в документе, и если приходит ответ, что такую партию товара там не ждут, то перед нами нарушитель. С сентября прошлого года, после введения необходимости помещения таких товарных партий под обязательный транзит эту схему стали использовать очень редко.

Реальный риск


Стоит отметить, что деятельность ОКВОТ на дороге небезопасна, это реальный риск. Таможенники признаются, что бывали различные ситуации – и угрозы в отношении сотрудников, и тараны мобильных комплексов. С прошлого года было принято решение о выдаче инспекторам табельного оружия, и небезосновательно.

«Надо понимать, что задержанная фура сигарет для «предприимчивых бизнесменов» это убыток где-то в 20 миллионов рублей. Откровенно говоря, это не просто фура, которая следует по маршруту, - она едет с сопровождением, с машинами, которые будут заниматься отсечением в случае погони. Для людей, которые эти занимаются – это нелегальный и очень прибыльный бизнес. И не факт, что они посмотрят на то, что вы должностное лицо в зеленой форме с погонами. В этот момент вы – просто преграда, которая не позволяет въехать транспортному средству на территорию РФ», - говорит Александр Колесников.

«Спруты» и «Ураганы» - на службе у таможни

Как подчеркнул и.о. начальника Смоленской таможни Рустам Якубов, руководством федеральной таможенной службы делается большой акцент на формировании, обеспечении деятельности подразделения мобильных групп.

«В этом году мы получили дополнительные специальные транспортные средства, которые позволяют должностным лицам, осуществляющим контроль в качестве мобильных групп, патрулировать границу, а также осуществлять контроль непосредственно на стационарных пунктах, которые действуют в районе Красной Горки и Рудни. Мобильные комплексы оснащены дополнительными средствами таможенного контроля, - сказал Рустам Рафекович. - Помимо этого вся таможенная служба движется в направлении цифровизации – электронный учёт, контроль, работа с базами данных, - всё это в мобильных комплексах имеется».

Так, сейчас мобильные группы оснащены тремя видами транспортных средств. Из крутых новинок – недавно поступившие пикапы «Toyota Hilux» (220 лошадиных сил, дизель, полный привод, оснащен спецсигналами). Его таможенники используют для максимально оперативного выполнения задач – догнать и приостановить нарушителей. В багажнике авто помещается всё оборудование, которое может пригодиться инспекторам, например, камера «АвтоУраган». Аппаратно-программный комплекс автоматического распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и фиксации нарушений ПДД предназначен для идентификации, регистрации и контроля перемещения транспортных средств в потоке любой интенсивности. Таможенники с помощью «АвтоУрагана» и базы данных с ориентировками могут легко вычислить машину по номерам – как только она проедет, программа выдаст сообщение «Внимание, нарушитель». Также в арсенале инспекторов есть «Спрут» (специальная камера на штанге, с помощью которой можно заглянуть вглубь грузового отсека), досмотровые зеркала и так далее.

Старший инспектор ОКВОТ Смоленской таможни Константин Сидоренко рассказал, что также на вооружении мобильных групп есть автомобили «Ford Transit», оснащенные генератором, устройством для сканирования и печати документов, рациями, а также специальным устройством, которое способно обеспечить связь даже в самым глухих закоулках региона, помимо этого оно «раздаёт» Wi-Fi. Здесь созданы все условия для автономной работы мобильной группы.

Кроме того, есть у таможенников так называемый мобильный офис, который предназначен для круглосуточного дежурства в приграничных зонах. По сути это целый дом на колесах: рабочий стол, спальные места, микроволновка, холодильник, туалет.

Кстати

Как сообщил и.о. начальника Смоленской таможни Рустам Якубов, с целью усиления контроля и недопущения ввоза нелегальной табачной продукции на уровне Минфина в настоящее время прорабатывается вопрос об ужесточении наказания за ввоз и реализацию таких сигарет. Речь идет о внесении изменений в статью 226 УК РФ. Таможенная служба вместе с органами УМВД России подготавливает пакет документов для внесения поправок в статьи, как административного кодекса, так и уголовного.

Фото: Лия Велесова

Лия Велесова

Елена Морозова: Спецоперация проходит в интересах защиты населения и рубежей России
Первым компонентом вакцины от COVID-19 привились 508586 смолян