«Смотри изнутри: Смоленск». Родной город, как школа жизни
Героем специального проекта о горожанах «Смотри изнутри: Смоленск» стал Михаил Задохин. Сегодня Михаил – студент Российского государственного социального университета, волонтер и музыкант благотворительного фонда «Старость в радость». Кроме этого, каждое лето он ездит вожатым в лагерь для детского оркестра Дворца творчества города Смоленска.
Михаил рассказал о том, как родной город научил верить в себя, за что он благодарен Александру Васильевичу Зую и как музыка помогает людям.
– Я благодарен Смоленску за то, что здесь многие люди поверили в меня. В родном городе мне дали знания, терпение, характер, которые пригодились для учебы в Москве. Возможно, если бы я сразу жил в большом городе, у меня не было бы амбиций. Силы выживать в большом городе дал город маленький.
Музыкальное детство
В Смоленске наш собеседник окончил 9 классов школы №35 и поступил в колледж искусств на специальность «Музыкальное искусство эстрады». Миша признается, что с детства видел себя только в музыке: другие специальности не нравились и не давались. С 5 лет он играл в двух оркестрах – в джазовом и народном, а выбирая между футболом и музыкой, всегда отдавал предпочтение второму.
– Я по выходным никогда не отдыхал: друзья идут гулять, а я иду с инструментом в музыкальную школу, – вспоминает Михаил Задохин.
Миша благодарен родителям за то, что они всегда его поддерживали. Мама-музыкант сказала, что выбирать нужно такую профессию, которая нравится.
– Помню, мама привела меня в оркестр, когда я был очень маленького роста, и труба, на которой я играл, была больше меня, – смеется Михаил, добавляя, что родители не давали опускать руки, даже если были сложности в учебе. Но школьные годы он вспоминать не любит:
– Я учился хорошо первые пять классов. Потом часто пропускал уроки из-за концертов и репетиций с оркестром. Учителя относились к этому по-разному, но в 8-9 классах педагоги поняли, что музыка для меня важна, и я не полюблю математику. Мне кажется, что оценки они ставили за то, что я пообещал уйти после 9 класса.
А вот любовь к музыке проявилась сразу: уже с 5 лет Миша стал участвовать в концертах и ездить с оркестром по городам России, ребята также принимали участие в международных конкурсах и фестивалях. Особенно тепло наш собеседник вспоминает о поездках с оркестром Александра Васильевича Зуя.
– Я так со школой не любил ездить, как любил ездить с нашим оркестром. Помню, как поехали в Германию – тогда меня в первый раз отпустили родители, и я был самым младшим в этой поездке, – рассказывает Михаил. Во время таких поездок мастер-классы для смоленского детского оркестра проводили американские музыканты, а сами дети участвовали в конкурсах, занимали призовые места.
– Александр Васильевич открыл мне путь к музыке. Я очень благодарен этому человеку: он столько делал для нас и сейчас делает для других учеников. Мне кажется, что любой другой педагог уже бы давно уволился, а Александр Васильевич с каждым днем вкладывает все больше сил в своих воспитанников, – отзывается о любимом педагоге Михаил Задохин.
Александр Васильевич привил любовь к творчеству, и Михаил играл в его оркестре 15 лет. Сейчас из-за учебы в Москве занятия в оркестре пришлось прекратить, но общение с художественным руководителем Миша поддерживает. Каждое лето Зуй ездит с детским оркестром в летний лагерь, где Михаил берет на себя обязанности вожатого. По словам нашего собеседника, ему нравится проводить время с детьми, общаться с ними, помогать им с музыкой.
В колледже Михаил Задохин не пропускал пары и единственным на своем потоке окончил учебное заведение с красным дипломом. После колледжа он смог поступить, причем без ЕГЭ, в университет: сдав внутренние экзамены и музыкальные дисциплины на 100 баллов. Документы подавали 80 человек, а на специальность взяли только 16.
География добрых дел
Миша рассказывает, что в своей группе он самый старший, но благодаря учебе в колледже музыкальные дисциплины даются легко. Если есть время, то Михаил старается помочь однокурсникам разобраться в теории музыки, когда ребята к нему обращаются.
Уже на первом курсе университета Миша стал волонтером – музыкантом Всероссийского фонда помощи пожилым людям «Старость в радость».
– Я берусь за любые мероприятия: за два года учебы в Москве я понял, что надо меньше говорить слово «нет». Если нужно выступить просто так, то я еду, а многие однокурсники в первую очередь спрашивают: а сколько платят? И когда узнают, что это бесплатно, не идут туда.
О том, что фонд набирает команду волонтеров, и в нее требуется музыкант, студент узнал, отучившись три месяца. Михаил приехал по указанному адресу, подошел к звукорежиссеру и сказал, что будет играть. Оказалось, что в этой поездке принимали участие артист Родион Газманов и актриса Елизавета Арзамасова.
– Потом мы познакомились с Родионом и Лизой, и уже 3 года ездим вместе по домам престарелых, даем концерты от фонда «Старость в радость» на разных площадках других городов России. Ходим по палатам, где лежат люди, которые тоже хотят услышать музыку, но не могут прийти по состоянию здоровья, – добавляет Михаил Задохин.
Особенно тяжело ему вспоминать начало благотворительной деятельности: первые выступления были в хосписе, где находились люди, больные раком в последней стадии. Смолянин рассказывает, что после первого приезда в хоспис он долгое время не мог играть.
– Мне было морально тяжело видеть, как людей вывозят на кроватях, просто чтобы они послушали музыку, чтобы душевно и физически почувствовали себя немного лучше. Мы можем помочь только так, к сожалению. Был момент, когда в хосписе человек 5 лет не поднимался, а на нашем выступлении он в первый раз за долгое время улыбнулся. Это было до слез, – вспоминает он.
Еще Михаил состоит в организации, которая работает с талантливой молодежью с еврейскими корнями: здесь он отвечает за проведение культурно-массовых мероприятий. Эта организация дает возможность путешествовать, выступая на различных площадках: недавно Миша был в Лондоне и Мадриде. Смолянин рассказывает, что и сам стал интересоваться еврейской культурой, ему нравится пробовать их блюда, изучать язык, слушать истории и просто общаться.
– Очень интересно послушать, что говорят люди другой национальности и других взглядов. Часто это философские вещи, которые связаны с их корнями, истории о том, как жили их деды и прадеды, истории, связанные с войной, – рассказывает музыкант.
На вопрос о том, как все успевать, Михаил отвечает, что с детства не знал о свободном времени:
– Я не привык отдыхать: этому меня научил Смоленск, и в Москве это очень помогает. Ты понимаешь, что тебя никто не ждет в Москве, все нужно успевать делать самому. Чем больше работы, тем больше результат. Когда я знаю, что хочу сделать, для меня становится целью: просыпаться по утрам и все успевать.
Для социальных сетей Михаил находит время только в метро: слишком плотный график выступлений, которые еще нужно успевать совмещать с учебой, выступлениями в детских домах и съемками на Первом канале. У Миши есть правило, с которым он подходит ко всему: если вы чего-то хотите добить в жизни, для этого необходимо прилагать усилия.
– Москва нужна каждому для чего-то своего, – рассуждает он. – Кому-то этот город нужен для учебы, и тогда человек все свое время проводит в университете и библиотеках, а кому-то интересна сфера музыкальная – выступления и концерты, тогда жить здесь намного дороже. Первые три месяца у меня не было социальной карты, поэтому приходилось очень много тратить на проезд.
Смоленские истории
Миша рассказывает, что после учебы в большом городе стал совершенно по-другому относиться к родному Смоленску: свою малую родину ценит еще больше, часто хочет приезжать домой, чтобы провести время с родителями. Бывая в городе, Михаил любит проводить время на родной Киселевке, где он родился, вырос и окончил школу. А еще – в каждый приезд обязательно навещает Александра Васильевича Зуя.
Миша часто вспоминает истории, связанные с разными местами, гуляя по городу. Об одном из случаев он рассказал следующее:
– Я в первый раз ехал на горном велосипеде – до этого у меня был советский «Аист». Когда я спускался с горки возле стадиона «Спартак», набрал большую скорость и понял, что нужно тормозить. Привык, что мой «Аист» всегда тормозил педалями, только вот на горном велосипеде система была другая. Я забыл, что тормоз на руле, не успел вовремя остановиться, упал и разбил голову. Мне делали перевязку и наложили швы, – вспоминает, улыбаясь, Михаил Задохин. – Этот случай я запомнил еще и потому, что мама отправила мою фотографию с перевязанной головой на конкурс какой-то газеты на тему ситуаций, связанных с велосипедами. Моя фотография победила и даже была опубликована.
Фото: Алиса Аницкая
Анастасия Костикова