Быть достойным имени «Смоленск»
25 сентября 2010 года в 20:59
Смоленск – дважды на карте мира
Смоленск, тёзка нашего героического города, входит в состав Южных Шетландских островов; его координаты – 62°36#8242; южной широты 60°30#8242; западной долготы. Название и описание острова дал известный мореплаватель, руководитель Антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен. Шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли новой группы островов в январе 1821 года. Так на карте появились русские названия, напоминающие о крупных сражениях Отечественной войны 1812 года: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк.

Пингвины адели, гнездящиеся по берегам Антарктического материка и на Южных Шетландских островах.
Слава Смоленских полков
Герб Смоленска украшал полковые гербы трёх полков, два из которых носили наименование Смоленских и являлись старейшими в русской армии – пехотный и уланский.
Со времён Петра I известен 25-й Смоленский пехотный полк, прославивший имя нашего города в Полтавской битве. В его рядах служил, будучи молодым офицером, светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов. 4 и 5 августа 1812 года полк, носящий имя Смоленска, принимал непосредственное участие в защите города. Во время Крымской войны смоленцы участвовали в героической обороне Севастополя в 1855 году. Именно в честь этого полка в северной части Севастополя одна из улиц названа Смоленской.
В годы Великой Отечественной войны 39 частям и соединениям Красной Армии было присвоено почётное наименование Смоленских.
Как корабль назовёте…
Традиция присваивать кораблям имена городов существует очень давно. В истории нашего города это случилось впервые в 1829 году с освящением 74-пушечного корабля «Смоленск», названного так в память героической обороны 1812 года. Корабль был заложен в Санкт-Петербурге и спущен на воду 25 августа 1830 года. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., обороняя с моря Кронштадт. Смоляне поддерживали с кораблём тесные связи, дарили экипажу подарки к различным праздникам.
Грузопассажирский теплоход «Смоленск» в 1934 году участвовал в спасении челюскинцев, под командованием капитана В. Вага доставил лётчиков и авиационную технику отряда Н.П. Каманина из Владивостока в бухту Провидения. Отряд Каманина и Молокова спас большую часть населения лагеря О.Ю. Шмидта, около 80 человек. Сохранились снимки Владислава Микоши – знаменитого военного фотокорреспондента, сделанные им на теплоходе «Смоленск».
Фотографии, а также модели многих кораблей, носивших имя «Смоленск», хранятся в Молодёжном центре-музее имени адмирала Нахимова.

Монитор "Смоленск"
Монитор «Смоленск», бывший польский «Krakow», построен в 1925-1926 гг. в Кракове для Речной флотилии Польши. С июля 1940 года речной монитор входил в состав Пинской военной флотилии. Участвовал в Великой Отечественной войне в боях под Здудичами, Ракшином и Паричами на Березине, у Чернигова на Десне и под Киевом на Днепре в июле-сентябре 1941 года.
К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по течению. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход арьергардных частей. В числе этих кораблей был и героический «Смоленск». 11 сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной Армии, экипаж «Смоленска» взорвал свой корабль и отошел на восток вместе с сухопутными войсками.
В XX веке имя нашего города носили также: речной буксир, построенный в 1875 году и дважды (в 1919 и 1920 году) мобилизованный для военных нужд; пароход крейсерского типа (Добровольного флота); миноносец типа «Новик»; минный транспорт (в составе Черноморского флота в годы Гражданской войны); переоборудованный в минный тральщик в 1943 году речной буксир; теплоход Балтийского морского пароходства; атомный подводный крейсер (1990 года постройки), который и сегодня входит в состав ВМФ. Существовала даже плавбаза подводных лодок «Смоленск» в Порт-Артуре. Однако, пожалуй, самая примечательная судьба была у крейсера «Смоленск», построенного на средства смолян.

Вспомогательный крейсер "Смоленск"
Кто проторил дорогу в Америку?
Крейсер «Смоленск» был построен в Ньюкасле (Англия) в 1901 году по контракту, заключенному с Доброфлотом. Добровольный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году.
Денежные взносы на постройку корабля вносили граждане Смоленской губернии. 22 февраля 1902 года в Одессе состоялась церемония освящения корабля. Смоленская делегация преподнесла экипажу икону Смоленской Божьей Матери в серебряном окладе и герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали.
Вскоре после начала русско-японской войны «Смоленск» был мобилизован и 22 июня 1904 года отправлен в качестве вспомогательного крейсера в Красное море досматривать торговые суда в поисках контрабанды. Им были задержаны и отправлены в Либаву английские суда «Ardova», «Scandia», «Formosa», остановлен германский пароход «Prinz Heinrich» с выемкой всей адресованной в Японию почты.
В октябре 1904 года «Смоленск» перевооружили и в качестве крейсера 2 ранга зачислили в списки судов Балтфлота под названием «Рион».
В феврале 1905 года в Мозамбике крейсер присоединился к силам 2-й Тихоокеанской эскадры, однако накануне Цусимского сражения «Рион» направился в южную часть Жёлтого моря для перехвата торговых судов. 16 мая он потопил германский пароход «Tetartos», а 21-го числа задержал пароход «Sillurnum». Возвращаясь из Индийского океана в Россию, «Рион» обнаружил у северо-восточного побережья Африки полузатопленное французское судно «Chadoc». Потерпевших кораблекрушение (618 человек) «Рион» доставил в порт Аден.
В июле 1905 года корабль вновь вошёл в состав Добровольного флота под прежним именем «Смоленск». Именно «Смоленску» выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и Соединенными Штатами Америки, что произошло 25 июня 1906 года. Из Либавы, менее чем за 15 суток, первые пассажиры были доставлены в Нью-Йорк.
В 1913 году он был выкуплен Морским ведомством, в годы Первой Мировой войны вошёл в состав Черноморского флота как военный транспорт.
В декабре 1917 г. именной корабль вошёл в состав Красного Черноморского флота. В мае 1918 года его захватили в Севастополе германские войска, в ноябре — союзники, а в 1919 году он был включён в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 года пароход ушёл из Севастополя в Константинополь, имея на борту 8500 беженцев. Затем прибыл в Бизерту, где в декабре 1920 года был интернирован французскими властями. Дальнейшая судьба крейсера, как и находившихся на нём реликвий остаётся неизвестной.
«Смоленск» на море и в воздухе
Имя «Смоленск» носит самолёт-ракетоносец ТУ-95МС на Дальнем Востоке.
Дружба с городом породнила смолян с лётчиками корабельного вертолётного противолодочного полка Северного флота, который носит имя Смоленского. Полк унаследовал его от дивизии авиации флота, ведущую свою историю со времён Великой Отечественной войны. 830-й отдельный вертолётный полк в полной мере сохранил лучшие боевые традиции своих предшественников. Дальние походы в самые разные районы Мирового океана на кораблях Северного флота, боевые службы, совместные учения с НАТО, участие в операции по подъёму «Курска» по праву делают его одним из лучших авиационных частей Военно-морского флота.
«Смоленск» – это ещё и атомный подводный крейсер, гордость современного российского флота. Наименование «Смоленск» было присвоено кораблю в 1994 году, а уже в мае 1995 года на борт прибыла первая делегация из Смоленска. Связи экипажа с городом обрели постоянную основу, на именном корабле начали проходить срочную службу призывники - смоляне. За последние несколько лет школу подводной службы прошли 20 человек из города Смоленска. Личный состав крейсера гордится именем города многовековой русской боевой славы.
Надежда БАГАРА
Вы можете разместить эту статью на своей
странице
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
Нашли опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите
Ctrl + Enter
Ctrl + Enter