Подвигу героев-десантников – 70 лет
В селе Желанья Угранского района состоялось открытие памятника воинам-десантникам 4-го воздушно-десантного корпуса и партизанам этого района. Грандиозное контрнаступление Красной Армии от Москвы в начале 1942 года продолжало набирать темпы. 7 января Ставка Верховного Главнокомандования уточнила задачи войскам Калининского и Западного фронтов. Калининский фронт силами до пятнадцати стрелковых дивизий при поддержке 11-го кавалерийского корпуса и отдельных танковых частей должен был наступать на Сычёвку и Вязьму с задачей перерезать коммуникации 3-й танковой и 9-й армий противника севернее автомагистрали Москва – Минск.Войскам Западного фронта приказывалось не позднее 11 января разгромить Юхновско-Моссальскую группировку врага и силами 50-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса ускорить наступление на Вязьму. Этим манёвром преследовалась цель окружения и полного разгрома главных сил группы армий «Центр» фон Клюге.
Ударные соединения 33-й армии генерал-лейтенанта Ефремова, прорвав оборону 4-й армии генерала Кюблера севернее Юхнова, повели наступление в направлении Вязьмы с юга. 26 января они перерезали шоссейную дорогу Гжатск – Юхнов. Одновременно части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора Белова завершили переход через Варшавское шоссе, установили связь с войсками 33-й армии и 4-го воздушно-десантного корпуса и несколькими колоннами тоже двинулись в сторону Вязьмы.
В течение 18-22 января, согласно директиве Ставки, в район Знаменки, Луги и Желаньи была десантирована 201-я воздушно-десантная бригада и осуществлён посадочный десант 250-го отдельного стрелкового полка. Вся операция проводилась скрытно от противника, до сорока километров за линией фронта, исключительно в ночное время. Действуя напористо и энергично, десант¬ники без промедления перехватили важнейшие коммуникации в тылу Юхновской группировки врага, сковав её манёвры по фронту. Они способствовали успешному продвижению вперёд войск 33-й армии и
1-го гвардейского кавалерийского корпуса, которые к исходу 2 февраля уже завязали бои на ближайших подступах к Вязьме.
Ставка и дальше продолжала усиливать нашу ударную группировку войск. Было принято решение о десантировании остальных сил 4-го воздушно-десантного корпуса, а именно 8-й, 9-й и 214-й воздушно-десантных бригад. Им была поставлена боевая задача – не допустить отхода войск группы армий «Центр» из района Вязьмы.
Но поставленную задачу удалось выполнить лишь частично. Круто, в худшую сторону, изменились погодные условия. Вот почему в течение недели, до 2 февраля, удалось десантировать только три батальона 8-й воздушно-десантной бригады, всего две с половиной тысячи человек. После этого операция по десантированию была прекращена. Почти до конца первой декады февраля десантники действовали самостоятельно в тылу Вяземской группировки противника, парализуя работу железной дороги Смоленск – Вязьма. Но их боевые возможности быстро уменьшались. Возросли безвозвратные потери личного состава и количество раненых, истощились запасы боеприпасов и продовольствия. Десантники переместились южнее, в район боевых действия 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Белова и стали его боевой единицей. Это было оптимальное решение.
К концу первой декады февраля сражение за овладение Вяземским узлом приняло затяжной характер. Надежды Ставки на быстрое освобождение Вязьмы от оккупантов не оправдались. Понимая ключевое значение города в боепитании войск центрального участка Восточного фронта, гитлеровское командование приняло экстренные меры к отражению возникших угроз. Получив двенадцать полностью укомплектованных дивизий из Франции, фельдмаршал фон Клюге осуществил серию последовательных контрударов по нашим войскам.
Первый удар, южнее Ржева, был нанесён силами 9-й армии генерала Моделя из районов Оленино и Зубцов. Второй удар, вдоль автомагистрали Минск – Москва, был ещё сильнее. Помимо войск 9-й армии, в нём участвовали и силы 4-й танковой армии генерала Гота. Третий удар был нанесён силами 4-й танковой и 4-й армий северо-западнее Юхнова. Он пришёлся под основание ударной группировки 33-й армии генерал-лейтенанта Ефремова. Четвёртый удар силами той же 4-й армии генерала Кюблера пришёлся под основание группировки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.
Положение наших войск резко осложнилось. Силами 12-го и 20-го армейских корпусов противник восстановил оборону по Угре. Второй эшелон 33-й армии Ефремова застрял на рубеже Шанского завода в Калужской области, не получив поддержки со стороны 43-й армии генерал-лейтенанта Голубева. Практически окружёнными южнее Ржева оказались войска 29-й армии и 11-го кавалерийского корпуса Калинского фронта, их надо было спасать. Усложнились условия работы фронтовой авиации. Стационарные аэродромы остались далеко позади передовой. Оборудовать же полевые взлётно-посадочные площадки на освобождённой территории в короткие сроки оказалось совершенно нереальным делом. Наземные войска лишились воздушной поддержки. Особенно ощущалась слабая поддержка истребительной и штурмовой авиации.
В сложившейся обстановке Ставка 10 февраля подчинила 4-й воздушно-десантный корпус генерала Казанкина командованию Западного фронта. Было решено десантировать его бригады юго-западнее Юхнова, в районе Желаньи, прорвать оборону противника с тыла, перерезать Варшавское шоссе в тридцати километрах западнее Юхнова и соединиться с войсками 50-й армии для совместных действий. В течение недели, с 18 февраля, в ночное время была произведена выброска 9-й и 214-й воздушно-десантных бригад, а также последнего батальона 8-й воздушно-десантной бригады.
На этот раз соединения 4-й армии генерала Кюблера были вполне готовы к отражению воздушной угрозы и оказали организованное сопротивление десантникам. В сложившихся условиях, не имея численного превосходства в людях, при полном отсутствии танков и артиллерии части 4-го воздушно-десантного корпуса продвинулись вперёд до двадцати двух километров. Они достигли рубежа по восточному берегу Угры, указанного для соединения с войсками 50-й армии генерал-лейтенанта Болдина. Но распутица не позволила армии выполнить до конца поставленную задачу и прорваться к Вязьме. В районе Желаньи и Преображенска основные силы десантников вынуждены были перейти к обороне.
Успех сопутствовал лишь частям 8-й воздушно-десантной бригады. 20 февраля вместе с конниками 1-го гвардейского кавалерийского корпуса они совершили стремительный, неожиданный для противника бросок от Озеречни в сторону Издешкова, прорвались к железной дороге Вязьма – Смоленск и подорвали её полотно. Главная коммуникация группы армий «Центр» была временно выведена из строя.
К рассвету 24 февраля, завершив высадку частей 9-й и 214-й воздушно-десантных бригад, войска 4-го воздушно-десантного корпуса повели наступление в тылу противника, имея боевую задачу совместно с 50-й армией непременно пробить проход к главным силам Западного фронта. В районах Горбачей, Ключей и Песочной развернулись тяжёлые бои. Но неудачно действовали войска генерала Болдина. Прорваться через Варшавское шоссе в районе деревень Лиханово, Людково и Гороховки и соединиться с войсками 4-го воздушно-десантного корпуса им не удалось.
В конце второй декады марта командование Западного фронта приказало генералу Болдину силами пяти стрелковых дивизий и двух танковых бригад ударом в направлении Зайцевой горы и Новосёлок обеспечить соединение с частями 1-го гвардейского кавалерийского и 4-го воздушно-десантного корпусов с целью их полного освобождения из окружения. Вплоть до конца апреля продолжались тяжёлые бои. Но в условиях крайне ненастной весенней погоды эту задачу так и не удалось решить положительно.
Вяземская воздушно-десантная операция 1942 года вошла в историю Великой Отечественной войны в качестве первого опыта проведения в ходе боевых действий воздушно-десантной операции крупного масштаба. Вследствие недостатков в организации её проведения, связанных с распылением сил и нехваткой авиационных средств десантирования, операция не увенчалась полным успехом. Но десантники 4-го воздушно-десантного корпуса внесли неоценимый вклад в дело разгрома основных сил крупнейшей группировки противника на советско-германском фронте.