Кинолог: профессия или призвание?
21 июня в России отмечается День кинологических подразделений МВД, или, если говорить проще, – День кинолога.
Согласно толковым словарям, кинолог – это специалист по воспитанию и разведению собак. Работают эти люди, конечно, не только в полиции, однако особую опасность данная профессия приобретает именно в правоохранительных органах. Но обо всём по порядку.
Как стать полицейским-кинологом?
Чтобы стать полицейским-кинологом, кандидату необходимо в первую очередь иметь хорошее здоровье. У него должно быть соответствующее образование и, конечно, любовь к животным.
В структуре МВД существуют школы служебно-розыскного собаководства: Уфимская, Ростовская, а также филиал Ростовской школы в городе Егорьевск Московской области. Туда и направляют стажёров-кинологов на подготовку.
Начальник отделения по разведению, выращиванию, дрессировке и тренировке служебных собак Центра кинологической службы УМВД России по Смоленской области старший лейтенант полиции Андрей ЦЫГАНКОВ признаётся, что в профессию его привёл случай.
– Я был кинологом в армии. Стал им, можно сказать, случайно. Когда общались с командиром, он спросил, люблю ли я собак, – начал рассказ Андрей. – Ну, я как-то особенно собак не любил – относился лояльно. Сказал, что отвращения не испытываю. В ответ услышал: «Ну всё, будешь кинологом». Потом старшие товарищи помогли. Рассказали, как дрессировать, какие мероприятия проводить. Меня и затянуло: понял, что это моё. И, уже демобилизовавшись, в 2010 году понял, что на гражданке мне чего-то не хватает.
Андрей Цыганков вспоминает, как пришёл устраиваться на работу в полицию (тогда ещё милицию), но, в связи с проводимыми в ведомстве реформами, вакантных должностей в кинологическом центре не оказалось:
– Тогда я пошел служить в ведомственную охрану железнодорожного транспорта, где отработал кинологом два года. Получил полезную практику от их специалистов, а потом меня пригласили на службу в полицию на должность полицейского-кинолога. Смысла отказываться не было. Вот так я ещё с армии решил связать жизнь со служебными собаками.
Старший лейтенант полиции Андрей Цыганков служит в органах внутренних дел с 2012 года. Первые 2 года он проработал в патрульно-постовой службе – за это время прошёл обучение в Уфимской школе по подготовке специалистов-кинологов, а затем перевёлся на службу в Центр кинологической службы УМВД России по Смоленской области.
– Когда я пришёл, мне достался трехлетняя бельгийская овчарка. Пес был уже взрослый, сформировавшийся как личность в собачьем плане, но мы достаточно быстро нашли общий язык и стали служить бок о бок. Прослужили мы с ним два года, пока я был младшим инспектором в отделении розыска. Он и сейчас со мной служит, хотя пёс уже на пенсии, ему 9 лет, – мы ездим с ним на места происшествий в случае необходимости.
От географа до кинолога
Историей своего пути в профессию поделился и начальник Центра кинологической службы УМВД России по Смоленской области Виталий БАЛАКИН.
Виталий Павлович по первому образованию - учитель географии и биологии. Окончив Смоленский государственный педагогический институт (ныне СмолГУ), работал в менеджменте, охране, инженером на заводе радиодеталей, экспедитором.
– В 2002 году я принял решение пойти работать в органы внутренних дел и попал в экспертно-криминалистический центр, выезжал на места преступлений как эксперт-криминалист.
За время работы в ЭКЦ УМВД России по Смоленской области, Виталий Балакин трижды проходил обучение в Волгоградской академии МВД России. В первый раз получил допуск к трасологическим экспертизам, куда входит исследование следов подошв обуви, следов перекуса, перепила, следов протектора шин. Затем – доступ к почерковедческим экспертизам и на баллистику.
– Параллельно с этим я всегда в качестве хобби занимался дрессировкой собак, – отмечает Виталий Павлович, который, помимо прочего, является аттестованным «фигурантом» (Человек, который является помощником судьи в защитном разделе и, находясь в амуниции, принимает на себя собак по команде «Фас». – Прим. ред.) и судьёй по общему курсу дрессировки и защитно-караульной службы. – В 2016 году руководство УМВД доверило мне возглавить Центр кинологической службы УМВД. Вот и получилось, что хобби моей жизни совместилось с выполнением должностных обязанностей.
Четвероногий напарник
Служебные собаки в полиции обозначаются как специальные средства. Действительно, четвероногий напарник помогает сотруднику правоохранительных органов задержать злоумышленника, представляющего угрозу для окружающих. Конечно, речь идёт в первую очередь о вооружённых преступниках или лицах, ведущих себя неадекватно.
И, поскольку служебная собака в нормативно-правовых актах полиции значится наряду с оружием, электрошоком и слезоточивым газом, то на её «применение» также действует ряд ограничений. Например, собака не должна кусать преследуемого правонарушителя, если тот внезапно остановится и прекратит сопротивление. В этом случае пёс может только облаять, указывая полицейскому-кинологу местонахождение гражданина.
– Приём облайки достаточно сложен в обучении, но бельгийские овчарки малинуа схватывают его буквально на лету. Это, можно сказать, любимое занятие – лаять и кусать. Собака должна кусаться – это же собака, к тому же служебная, – говорит Андрей Цыганков.
Однако не всех служебных собак учат кусаться. Иной раз это может, наоборот, служить помехой, особенно при поиске и обнаружении взрывных устройств. Там собакам категорически запрещено хватать какие-то предметы или сбивать их лапами, ведь при контакте устройство может детонировать.
Хотя собака и считается спецсредством, для кинолога она в первую очередь напарник и друг. Полицейские с неохотой произносят слово «спецсредство» в отношении своих четвероногих боевых товарищей:
– Мы не любим так говорить. Собака – это всё-таки не робот, не автомобиль, это живое существо, у которого есть свои потребности. Должен быть прочный контакт, взаимодействие между человеком и собакой – симбиоз, – отметил Андрей Цыганков.
Обучение и дрессировка
Обучение служебных собак начинают как можно раньше. Конечно, со щенком возрастом от 2 до 6 месяцев не всем можно заняться, но какие-то простейшие навыки, например, преодоление препятствий и команды «сидеть», «лежать» и «рядом» уже можно отработать. Это обучение можно сравнить со строевой подготовкой – оно базовое для всех собак, вне зависимости от будущей специализации.
Кстати, о специальностях. Профиль работы у служебных собак действительно разный: среди них есть специалисты по поиску взрывчатки, есть те, кто ищет наркотики, а есть следовые собаки – они ищут пропавших людей или идут по следу преступника, помогая полицейским раскрывать преступления по «горячим следам».
– Мы определяем будущий профиль подготовки собаки по результатам ряда тестов. Они проводятся как для щенков, начиная с двухмесячного возраста, так и для взрослых собак, которые ещё не начали процесс дрессировки, – рассказывает начальник отделения по разведению, выращиванию, дрессировке и тренировке служебных собак.
Тесты проверяют поисковую реакцию, ориентацию в незнакомом пространстве, а также то, насколько животное привязано к людям. Результаты подобных исследований и определяют будущую специализацию служебной собаки.
Кстати, вопреки бытующим мифам, собакам, обучающимся по профилю поиска наркотических средств и психотропных веществ, не дают «на пробу» никакие наркотики. Их учат на безопасных для собак и человека имитаторах запахов, имеющих в себе концентрацию наркотического вещества.
– Мы учим собаку искать запахи, которых, надо сказать, очень много. Дерево, пластик металл – каждое вещество имеет запах, и пока не придуман ещё ни один прибор, который бы заменил собачий нюх. Пока этого прибора нет, кинологическая служба будет существовать, – уверен Андрей Цыганков.
Срок обучения служебной собаки, по его словам, не должен превышать 12 месяцев:
– Дрессировка должна продолжаться не более года, но, исходя из личного опыта и из опыта старших товарищей, собака обучается всю жизнь. Каждый день, каждый час она постигает для себя что-то новое.
Собачья пенсия
Служебные собаки, как и люди, вынуждены уходить на заслуженный отдых – нюх уже не тот, энергии меньше, или просто наступает эмоциональное выгорание. Болезни, усталость – в общем, всё, как у людей.
В полиции собаки служат 8 лет. После этого – по результатам комиссионной проверки готовности – срок её службы может быть продлён на год. Что интересно, уход собаки на пенсию не всегда связан с возрастом. Некоторые устают уже через 3 года работы, а другие умудряются и после восьми отведённых на службу лет сдавать нормативы и оставаться в строю.
Конечно, кинолог никогда не останется без собаки. На смену опытным бойцам приходит молодое поколение, которое начинают дрессировать заранее. Собаку, ушедшую со службы, чаще всего забирает себе хозяин-кинолог. Если такой возможности нет, то всё равно своих не бросают – отдают в добрые руки.
– К нам часто приезжают, спрашивают, нет ли у нас собаки. Чаще всего или на дачу нужно, или просто для души. Мы, в принципе, никогда не отказываем, но в приоритете, конечно же, если её забирает сотрудник, с которым эта собака служила, – говорит Андрей Цыганков.
Спрос на служебных собак-пенсионеров достаточно высок – они прекрасно обучены, знают команды. Однако, забирая такую собаку в дом, нужно понимать, что всю жизнь она прожила в вольере. Так что, несмотря на блестящее знание команд, бытовое воспитание у этих псов хромает, и они запросто могут погрызть мебель или устроить беспорядок. Тем не менее, случаев возврата собак на памяти работников Центра кинологической службы не было никогда.
Работа на опережение
В Центре кинологической службы УМВД России по Смоленской области есть своя ветеринарная служба, которой заведует ветврач Михаил Прудников. Он работает здесь с 1982 года. По его словам, главное в здоровье собаки – это профилактика.
О работе на опережение сами за себя говорят пустые больничные стены. На карантине находится только одна собака, заболевшая недавно конъюнктивитом. Чаще всего на «больничную койку» собаки попадают с травмами, полученными в процессе работы. Их лечат прямо здесь, в медицинском крыле.
Здоровью подопечных в Центре уделяется особое внимание. Приехавшая из командировки или соревнований собака, даже при отсутствии признаков заболевания, в любом случае сначала помещается на 14 дней в медицинское крыло на изоляцию. Только после этого она переводится в общий вольер из карантинного.
Сейчас на территории кинологического центра находится 37 собак, одна из которых беременна. Так что через несколько месяцев в ведомстве ожидается пополнение. Роды будет принимать ветеринарный врач Михаил Прудников, который, в случае осложнений, на месте сможет провести операцию. В медицинском крыле для этого имеется всё необходимое оборудование.
Фото: Валерия Майорова
Валерия Майорова