Люди в погонах

Жителя Смоленской области осудили на шесть лет за неуплату кредита

10 июня 2011 года в 12:21
Шесть лет лишения свободы получил ярцевский предприниматель, запутавшийся в банковских долгах. История эта наделала шума в центральной прессе. Такой жесткий приговор ещё недавно и предположить было трудно.
Журналист "Новой газеты" Галина Мурсалиева провела журналистское расследование, после того как в редакцию газеты обратилась мама осуждённого 1 апреля судом Ленинского района города Смоленска Ширхана Игидова. Мать понять можно – после года под стражей на суде она увидела сына, которого трудно было узнать: "Всё лицо в волдырях, с пальцев сочится гной". Что будет дальше и предсказать трудно, все знают, что наши тюрьмы больше ломают, нежели воспитывают. Пытаясь понять, почему за банковский долг мелкому предпринимателю дали чуть меньше, чем первый раз Ходорковскому, редакция издания обратилась в пресс-службу "Райффайзенбанка", проконсультировалась у адвоката, но ответ на вопрос так и остался невыясненным.
Влезать в судебные дела – дело неблагодарное. Но поскольку история с Ширханом разворачивалась фактически на глазах, хотелось бы посмотреть на неё с другой стороны: сегодня бизнес – это не просто лотерея, как в 90-е, это фактически профессия, требующая знаний и опыта. Иначе любой кредит может превратиться в удавку.
Получив в своё время бухгалтерское образование в Смоленской сельхозакадемии, Ширхан вернулся в Ярцево работать по специальности. Но вскоре решил заняться автоперевозками. За этим "лёгким" хлебом охотился не он первый. Надо заметить, что в статье московской журналистки история развития бизнеса начинающего предпринимателя несколько утрирована. Подчёркивая предприимчивость Ширхана, журналист пишет: "Шёл 2006 год, люди в городке подолгу ждали общественного транспорта на автобусных остановках, мёрзли, вымокая до нитки под дождём. Осенило: вот дело, которым надо заниматься…". На самом деле в Ярцеве с начала 2000-х автобусные перевозки были самыми отлаженными на территории области. И сегодня автобусный парк предприятия "Автолайн" оснащён самым новым транспортом. Интервал между автобусами максимум 10 минут, а в часы пик более пяти минут народ на остановке не мается. Однако параллельно легальному бизнесу появляется и другой – маршрутки частников. В городе развернулась натуральная борьба с перевозчиками, не желающими работать в рамках закона: главное влезть впереди автобуса, "снять сливки" с остановки и помчаться дальше, пока не остановила транспортная инспекция. В такой бизнес пришёл Ширхан Игидов.
Чтобы быть честным до конца, надо заметить, что идея зарабатывать на маршрутках пришла вовсе не Игидову. Первоначально он был просто компаньоном-исполнителем. Потом решил, что и сам может работать на доход. Интересно, что тот самый предприниматель, с которым начинал работать Ширхан, позже выйдет из тени, пройдёт все необходимые согласования и станет легальным перевозчиком как внутри Ярцева, так и на междугородных маршрутах. Молодой предприниматель Игидов, зарегистрировав себя в качестве предпринимателя с основным видом деятельности "пассажирские перевозки", тоже решил начать по-правильному. В администрации района внемли его жарким просьбам дать маршрут и выделили "двойку". Далее, описывая историю с чужих слов, московская журналистка пишет, что дела у Ширхана пошли на лад, он даже взял кредит в Сбербанке на новую "Газель". Однако, как заверили в администрации района, на выделенном маршруте Игидов работать не стал. Желающих ездить было мало, и он, как и нелегалы, начал самостоятельно искать, где побольше народа на остановках, чтобы успеть опередить рейсовый маршрут.
Легальные транспортники в буквальном смысле слова объявили войну десятирублёвым маршруткам. К этой борьбе подключились и депутаты районного Совета. Ни налогов в казну города, ни безопасности пассажиров частники не обеспечивали. В случае ДТП быстро срывали шашки с крыши автомобиля и выпроваживали народ из салона. Однажды неопытный мальчик-водитель умудрился в частном секторе сбить корову. Пассажиры с синяками и ссадинами звонили в администрацию, жаловались… Вскоре популярность подозрительного транспорта пошла на убыль. Где зарабатывал Ширхан, может сказать только он, но точно не на легальных маршрутах. Однажды на него была устроена "охота" по просьбе главы крупнейшего в районе Капыревщинского поселения. Ловкий бизнесмен, уточнив расписание сельского маршрута, приезжал на пять минут раньше, забирал народ и вёз в город. Это был не просто лёгкий, но и нечестный хлеб, ведь большинство сельских маршрутов было убыточным – пассажирское предприятие балансировало между доходными маршрутами и маршрутами в отдалённые точки, где на весь автобус три бабушки-старушки. Правоохранительные органы, транспортная инспекция не раз делали замечание Игидову. Знали эту фамилию и областные инспектора: несмотря на запреты, Ширхан ездил в Смоленск, забирая ярцевчан у областной поликлиники. Молодой предприниматель (1983 года рождения) хотел быстрых денег, не очень порядочно ведя себя по отношению к таким же транспортникам. Жёсткая позиция со стороны проверяющих органов по отношению к таким бизнесменам была вполне оправдана – оплачивая проезд, пассажир не получал никаких гарантий доехать живым и здоровым. Пыльные салоны, водители с вечно висящими на ушах мобильниками начали возмущать и население.
История Ширхана Игидова как раз о том, как быстро человеку хотелось обогатиться. Отсюда и непросчитанные новые проекты, в которых материально увязали друзья и знакомые. Ещё год назад по городу пошли слухи, что поручители Игидова в банковских кредитах уже начали выплачивать его долги. Это были люди не с большим достатком, просто поддавшиеся просьбам подписать банковские документы. Сегодня это норма жизни, когда человек даёт слово, а потом его не сдерживает. Кстати, среди нелегальных перевозчиков с такими же маршрутками другой предприниматель не первый год в бегах и, похоже, после случая с Игидовым вряд ли появится на горизонте. Банки шутить перестали, не то время.
Попавшие на долги поручители в одном из банков отказались гасить кредит. Одноклассник Ширхана, теперь московский предприниматель, на которого тоже оформлялись кредиты на покупку техники, вопрос поставил жёстко: вместо дивидендов он не желал получать чужие долги. Пытаясь решить проблему долга перед другом, уже подзапутавшийся бизнесмен начинает проводить операции, которые и будут расценены далее как мошенничество. В частности, он предлагает партнёру по кредиту забрать у него одну из машин. Поскольку техника находилась в залоге, он подаёт заявление о якобы утерянном ПТС (документ в это время находится в банке), получает дубликат и переоформляет машину на одноклассника. Как ещё мог расценить эти действия суд, если не обман? По-человечески понять можно всё – молодой предприниматель просто не знал, как выкрутиться из ситуации, в такие истории попадают многие, но далеко не все решаются на такие ходы. Это был риск, который себя не оправдал.
Вчитываясь в подробности перипетий с долгами за технику, попыток одному вернуть, у другого забрать, голова идёт кругом. Ясно одно, с каждым новым действием предприниматель затягивает удавку на своей шее. С "Райффайзенбанком" он договаривается на кредит под приобретение конкретной машины. Но поскольку хозяин поднимает цену, Игидов на полученные от банка средства приобретает другую, без согласования с кредитором. Позже, предлагая банку взять купленную машину в обеспечение кредита, он получает отказ. И это объяснимо. В этой сфере действуют другие законы, это не с одноклассником решать возникшие проблемы. Вместо того, чтобы быстро продать машину, он опять занимает деньги у друзей, берёт их в автоломбарде – рассчитывается с банком, но остаётся должен другим. Попытки выкрутиться кончаются крахом. И позже в материалах дела это будет трактоваться как преступный умысел.
Вспоминая Ширхана в начале его транспортной деятельности, он так и остаётся в памяти симпатичным, слегка холёным молодым человеком. Преступников мы представляем себе по-другому. Рассуждать, насколько оправдан такой жёсткий приговор в виде лишения свободы на шесть лет, дело больше адвокатов, чем журналистов. В любом случае резонанс этого дела уже широкий. Кого-то он может заставить задуматься, стоит ли так рисковать своей судьбой. Прогореть в бизнесе – дело несложное, но если у тебя что-то было наработано, можно и это потерять, а если не было ничего, кроме долгов, то нули превратятся в минусы.
Хочется верить, что Ширхан вернётся к родным и близким гораздо раньше определённого ему срока. Не маньяк и не убийца же он, в конце концов. Что касается мира денег, он всегда был жесток, здесь розовые очки не к лицу. Долговую яму предприниматель выкопал себе сам, частично втянув туда и других людей. Играть не по правилам – значит всегда рисковать, а степень этого риска нужно оценивать правильно.



Владимир Морозов в гостях у "Смоленской газеты"
Ситуация с наркотиками стабилизирована

Другие новости по теме