Люди в погонах

С верой в справедливость

6 апреля 2018 года в 09:10

6 апреля в нашей стране отмечают День образования следственных подразделений в системе МВД России.

55 лет назад, в 1963 году, указом Президиума Верховного Совета СССР право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Этот указ и положил начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Сегодня следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о кражах, грабежах, разбойных нападениях, мошенничествах, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершённых организованными группами.

В преддверии праздника корреспондент «СГ» встретился с начальником отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков СЧ СУ УМВД России по Смоленской области, полковником юстиции Валерией МОСОЛОВОЙ. Валерия Сергеевна раскрыла некоторые особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, рассказала о том, на какие ухищрения идут современные наркоторговцы, и почему на опасную дорожку вступают благополучные молодые люди.

Следствие ведут…

– Валерия Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию?

– Придя на работу в милицию 19-летней девушкой, я и не думала, что это станет делом всей моей жизни. В органах внутренних дел я начинала с работы программистом. В процессе работы получила высшее юридическое образование – так сказать, постигала изнутри то, что видела снаружи. После этого решила перевестись в следственные органы. Таким образом, в профессии я с 1995 года. В 2009 году мне поступило предложение от руководителя областного управления Госнаркоконтроля стать следователем этого ведомства. После реформы Госнаркоконтроль стал частью УМВД, а я продолжила работать над расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возглавила соответствующий отдел следственного управления.

– Что помогло вам понять, что профессия следователя – это дело вашей жизни?

– Вера в справедливость: преступник должен быть наказан, права потерпевшего должны быть восстановлены. Поначалу это было на уровне эмоций, теперь это уже образ жизни.

– Опишите подробнее, в чём заключается ваша работа...

– В производстве нашего отдела в основном находятся дела, возбужденные по фактам тяжких и особо тяжких преступлений, касающихся незаконного оборота наркотиков, а также их хранения без цели сбыта. Дела очень специфические – двух одинаковых не бывает, каждое требует детального расследования. Мы имеем дело с преступлениями, виновникам которых грозят наказания вплоть до пожизненного заключения. Поэтому чётко понимаем: в наших руках – человеческие судьбы. Ошибка следователя может стоить очень дорого: страшно как посадить невиновного, так и отпустить на свободу человека, который замешан в торговле наркотиками.

– Какие человеческие и профессиональные качества важны для работы следователя?

– Следователь, как и любой другой сотрудник полиции, всегда должен оставаться человеком. При расследовании уголовного дела важно разобраться в том, что толкнуло человека на преступление. Кроме того, мы должны верить в то, что правда восторжествует, что занимаемся благим делом – защищаем людей и государство.

Следователь должен быть напористым, постоянно совершенствовать свои знания законодательства, внимательно относиться к мельчайшим деталям. Ведь даже ошибка в составлении документов по уголовному делу может повлечь за собой серьёзные последствия. К примеру, суд сочтёт приведённые доказательства недопустимыми, и преступник выйдет на свободу.

Заработок, который ломает жизни

– Исходя из вашего опыта, как изменилась ситуация с распространением наркотиков в наши дни по сравнению с «лихими» 90-ми?

– Во-первых, качественно изменились сами наркотики. Сейчас в обороте в основном синтетические наркотические вещества. Их существует огромное количество. Те, кто раздобудет необходимое оборудование и ингредиенты, могут производить наркотики даже в обычной квартире. Во-вторых, с распространением интернета, компьютерных и мобильных технологий наркотики стали очень доступными. Если двадцать лет назад, чтобы купить желаемое, нужно было предпринять серьёзные шаги, встретиться с дельцом один на один, то сегодня вся цепочка распространителей работает посредством интернета. Сбытчики зачастую даже незнакомы друг с другом, они общаются, как правило, через соцсети, где истинные имена и личности скрыты за никнеймами. Из-за этого усложняется процесс выявления и документирования подобных фактов. Организаторы бизнеса могут находиться как в областном центре, так и в другом регионе, и даже за границей. Распутать всю эту цепочку очень непросто, и здесь полицейским также не обойтись без использования новейших технологий. Все тонкости раскрыть не могу – в интересах следствия.

– Кто же они – современные наркоторговцы, которые попадают к вам в качестве подозреваемых?

– Часто это парни и девушки из вполне благополучных семей, студенты, которым срочно понадобились деньги. И сбыт наркотиков они используют как вид заработка. Причём сами распространители наркотики не употребляют. Они встают на преступный путь, не думая о том, что такая «подработка» может перечеркнуть всю дальнейшую жизнь. При этом некоторые успокаивают себя тем, что, раз они не передают свой товар из рук в руки, а оставляют в условном месте, это не считается сбытом. Конечно, это заблуждение.

Ещё одна проблема состоит в том, что интернет сегодня пестрит предложениями о работе закладчиком. В поисках выгодных вакансий люди нередко сталкиваются с предложениями поработать курьером. Уже при общении с работодателем выясняется, что это за работа на самом деле. Те, кому поступают подобные предложения, должны понимать: всё тайное становится явным, и даже если закладчика не поймали за руку, вполне возможно, что следователи выйдут на него позже, распутывая преступную схему.

– Приведите, пожалуйста, примеры подобных схем, которые удалось раскрыть...

– Сейчас в суде рассматривается дело в отношении молодого смолянина, в квартире которого обнаружили «кухню», способную за сутки производить более 200 граммов синтетического наркотика, в народе известного как «соли» или «кристаллы». Согласно законодательству, это считается особо крупным размером, и производство такого объёма наркотиков грозит подозреваемому пожизненным заключением. Другого молодого человека поймали в областном центре на распространении наркотиков через «закладки». Причём порции запрещённого вещества он заворачивал в обёртки от конфет и в таком замаскированном виде раскладывал во дворах жилых домов, в том числе на детских площадках. Неизвестно, чем всё могло бы закончиться, подбери такую «конфету» маленький ребёнок.

Распутать и доказать

– Установить истинную картину преступления зачастую бывает непросто. Как удаётся понять, что человек лжёт?

– Во многом умение распознавать ложь приходит с опытом. Причём не только с опытом работы по профессии, но и с приобретением личного жизненного опыта. Можно досконально изучить законодательство, но невозможно знать наперёд, найдёшь ли ты общий язык с обвиняемым. Многие опытные преступники – хорошие психологи, и когда такой человек попадает на допрос к следователю, начинается настоящее противостояние умов или силы воли. Работать с сильной личностью сложно, но всегда интересно. В таком случае от кропотливости и усердия следователя зависит весь исход дела – сможет ли он доказать вину подозреваемого. Но для объективной оценки произошедшего мало показаний одного человека. Не зря существует у следователей такое понятие, как оценка доказательств, собранных по делу. Под этим подразумевается анализ всех доказательств вкупе, в связи друг с другом.

– Как я понимаю, на работу с подозреваемыми могут уходить многие часы, а то и дни…

– Конечно. Но порой действовать нужно очень быстро. Иногда посреди ночи раздаётся звонок, и ты летишь на работу, проводишь неотложные следственные действия. С момента задержания преступника или преступной группы у следователя есть сорок часов на то, чтобы предоставить в суд документы для избрания задержанным меры пресечения. Когда этот этап пройден, можно немножко выдохнуть. Но избрание меры пресечения лишь начало, ведь впереди – большая работа по расследованию уголовного дела.

Надёжный тыл для следователя

– Как профессионал своего дела вы отдаёте работе много сил и времени. И, наверное, не всегда удаётся побыть с близкими столько, сколько хотелось бы. Как ваша семья относится к этому?

– Родные относятся к моей профессии с уважением. К слову, в своей семье я единственная сотрудница правоохранительных органов. Бывает, приходится выезжать на работу ночью, и выходной не всегда выходной. Родные всё понимают – привыкли уже за столько лет и лишних вопросов не задают. Вообще, поддержка со стороны близких – это надёжный тыл любого сотрудника полиции. У нас в семье принято вечером собираться за ужином, обсуждать, как у кого прошёл день, делиться проблемами. Конечно, далеко не обо всём я могу рассказать домашним, но что-то упоминаю. И знаю, что всегда меня поймут и поддержат.

– Чем любите заниматься в свободное время?

– Моя отдушина – это дача. Каждый год с нетерпением жду наступления весны, чтобы отправиться на участок, насладиться свежим воздухом. Очень приятно после тяжёлого дня зайти в теплицу, сорвать свежие овощи или погулять вечером на свежем воздухе, съесть спелых ягод. Кроме того, часто выезжаем отдохнуть за город семьями, вместе с коллегами по отделу – у нас очень дружный коллектив.

– В завершение беседы чего бы вы пожелали коллегам в ваш профессиональный праздник?

– Прежде всего здоровья – всем моим коллегам, а также их близким и родным. Обстановка в семье очень важна для каждого из нас. Когда ты знаешь, что дома тебя любят и ждут, то и на работу идёшь с положительными эмоциями. Желаю также профессионализма, уверенности в собственных силах, неиссякаемой веры в справедливость.

– Спасибо вам за беседу!

Юлия ШОРОХОВА

В Смоленской области выбрали лучшего инспектора ПДН
Граница как один из основных атрибутов государства