Интервью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Смоленской области Андрея Алексеева к Международному дню борьбы с коррупцией

Фото: © прокуратура Смоленской области

Люди в погонах

Интервью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Смоленской области Андрея Алексеева к Международному дню борьбы с коррупцией

9 декабря 2025 года в 10:01

Интервью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Смоленской области Андрея Алексеева к Международному дню борьбы с коррупцией


– Андрей Владимирович, 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, хороший повод поговорить о противодействии коррупционным проявлениям в регионе. В чём заключается противодействие коррупции, какие меры принимаются и какие из них наиболее важные?

– Дата 9 декабря провозглашена Международным днем борьбы с коррупцией, поскольку в этот день в 2003 году в Мексике открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Конвенция является комплексным и универсальным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности современного общества.

Российская Федерация – одна из первых стран, подписавших Конвенцию. И 8 марта 2006 года ратифицировала её положения Федеральным законом № 40-ФЗ.

Коррупция в Российской Федерации рассматривается как одна из угроз безопасности государства, затрудняющих нормальное функционирование всех общественных институтов.

Противодействие коррупции – деятельность абсолютно всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Органы прокуратуры здесь выступают и как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления.

Главными приоритетами антикоррупционной работы органов прокуратуры является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Мы должны максимально снизить распространение коррупции до уровня, не препятствующего развитию общества.

Эффективный способ воздействия на проигнорировавших закон должностных лиц – направление в суд исковых заявлений об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтверждённые доходы.

Кроме того, имеется такой инструмент как конфискация имущества, в том числе денег и ценностей, полученных в качестве взятки.

В области противодействия коррупции особое значение органы прокуратуры уделяют профилактике и пресечению коррупционных посягательств на сферы, наиболее подверженные коррупционным рискам, такие как закупки, бюджет, распоряжение государственной или муниципальной собственностью, предоставление государственных и муниципальных услуг, реализация национальных проектов.

– Какие успехи в борьбе с коррупцией достигнуты в текущем году? Как обстоят дела с состоянием законности в этой сфере?

– В целом по итогам проведённых в текущем году проверок выявлено 316 лиц, допустивших коррупционные правонарушения. В связи с допущенными нарушениями внесено 74 представления, принесено свыше 240 протестов на незаконные правовые акты, в суд направлено 25 исковых заявлений.

По требованию прокуроров более 140 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Среди выявленных нарушений: представление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, в том числе по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

По представлению прокурора за коррупционные нарушения два должностных лица уволены со службы и освобождены от должности в связи с утратой доверия.

По выявленным в ходе прокурорских проверок фактам коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных закупках, распоряжения бюджетными средствами следственными органами возбуждено три уголовных дела, 24 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности.

– Расскажите о криминогенной обстановке на территории региона в сфере противодействия коррупции.

– За 11 месяцев правоохранительными органами области выявлено 284 преступления коррупционной направленности, из них 236 фактов взяточничества.

Анализ ситуации позволяет выделить две сферы, наиболее подверженные коррупционной преступности: электроэнергетика и образование (дача и получение взяток).

– Каков суммарный ущерб от коррупционных преступлений? В какой мере его удалось возместить?

– В текущем году сумма установленного ущерба по оконченным уголовным делам коррупционной направленности составила порядка 50 миллионов рублей. При этом добровольно ущерб возмещён в размере более 42 миллионов рублей, что составило 84,5 % от размера причинённого ущерба.

– Сколько человек в текущем году осуждены за совершение коррупционных преступлений?

– В истекшем периоде судами области за совершение коррупционных преступлений вынесено 89 приговоров в отношении 92 лиц.

Приведу некоторые примеры.

Так, пресечена масштабная коррупционная схема, которую организовали сотрудники крупной электросетевой компании. В период с апреля 2017 года по январь 2025 года была создана сеть клиентов, желавших платить за электричество лишь малую часть от реальной стоимости. Общая сумма взяток превысила 6,3 миллиона рублей.

Вместо выявления фактов безучетного потребления электроэнергии и пресечения нарушений фигуранты дела проводили манипуляции с электросчётчиками. В результате приборы учёта начинали работать некорректно и не отображали реальное количество потреблённой энергии.

Основными клиентами коррупционеров стали собственники ресторанов, гостиничных комплексов и производственных предприятий – тех объектов, которые потребляют значительные объёмы электроэнергии по специфике своей работы.

По «делу энергетиков» проходят пять должностных лиц электросетевой компании, которые взяты под арест, в отношении них ведётся следствие. Восемь взяткодателей, являющихся владельцами бизнеса, осуждены. Уголовные дела в отношении ещё четырёх потребителей, причастных к схеме, находятся в суде.

Вынесен приговор по уголовному делу в отношении бывшего заместителя министра природных ресурсов и экологии Смоленской области.

Она признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 289, п. «е» ч. 3 ст. 286, ч.1 ст. 290 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности, превышение должностных полномочий, получение взятки).

С учетом позиции государственного обвинителя, суд приговорил подсудимую к 4 годам 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций на государственной службе сроком на 2 года.

В суде рассматривается иск об обращении незаконно нажитого имущества и полученных денег в доход государства.

– Расскажите об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов.

– Основные наши усилия сосредоточены на приведении нормативных правовых актов в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства.

В текущем году по результатам антикоррупционной экспертизы нормативных актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления в 365 нормативных актах выявлено 379 коррупциогенных факторов. В результате принятых мер из 292 нормативных правовых актов исключено 304 коррупциогенных фактора.

Анализ практики проведения антикоррупционной экспертизы свидетельствует о том, что чаще всего выявляются коррупциогенные факторы, связанные с отсутствием порядка совершения органами местного самоуправления определённых действий.

Как пример приведу Административный регламент предоставления отделом по архитектуре Сафоновского муниципального округа Смоленской области муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в котором отсутствовал порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную услугу.

По инициативе прокуратуры коррупциогенный фактор исключён, нормативный акт приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Ведётся работа по выявлению коррупциогенных факторов на стадии разработки актов. Так, в 116 проектах нормативных правовых актов выявлено 124 коррупциогенных фактора, о чём проинформированы их разработчики. Благодаря вмешательству прокуратуры из 110 проектов исключено 117 коррупциогенных факторов.

– Каким направлениям работы предполагается уделить основное внимание в 2026 году? Какие тенденции остаются самыми тревожными в плане коррупции?

– Сегодня коррупционным проявлениям подвержены многие сферы, что вызывает особую тревогу в обществе. Поэтому противодействие коррупционным процессам было и остается приоритетным направлением в нашей работе.

Прокуратура выполняет координирующую роль в борьбе с коррупцией, ведёт работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия в рамках рабочих групп, куда входят руководители всех силовых ведомств, контролирующих органов. Наши усилия направлены также на повышение эффективности правового регулирования, реализацию мер по профилактике коррупции, выявление, пресечение коррупционных правонарушений практически во всех сферах, подверженных коррупционным рискам.

Государственная политика в настоящее время требует пристального внимания к реализации Национальных проектов. Это очень коррупциогенная сфера, поскольку активное бюджетное финансирование создаёт риски хищений таких средств.

Лично для меня важно, чтобы каждый человек понимал свою ответственность. Нельзя быть равнодушным к произволу чиновников. Только тогда, когда большинство наших граждан воспитают в себе нетерпимость к любым проявлениям коррупции, перестанут своим бездействием поощрять преступников, можно будет говорить об искоренении этого социального порока.

Главное – любовь

Другие новости по теме