Вера – это путь
В эфире радиостанции «Смоленская Весна» вышло очередное интервью, подготовленное в рамках информационно-просветительского проекта «Семейный альбом». В этот раз гости программы – руководитель отдела Смоленской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской города Смоленска протоиерей Валерий Рябоконь, его супруга Надежда Андреевна и их дочери София и Мария. Публикуем продолжение диалога.
– София и Маша, вы как себя чувствовали в школе?
София: – Наверное, если говорить про ранний детский период, то вспоминается такой момент на уроке русского языка, когда рассказывали про Патриарха, я подняла руку и с гордостью рассказала, что моего папу Патриарх рукополагал. С приходом подросткового возраста я не то чтобы скрывала, но мне не хотелось делиться этим сокровенным, потому что я боялась, что кто-то может затронуть, по сути, интимную часть веры. Но я переборола этот момент и сейчас даже, наверное, слишком открыто об этом говорю.
– На каком уровне происходит общение со сверстниками? Ждут ли они чего-то особенного от детей воцерковлённых?
– Нет, особенного ничего не было. Часто говорили о том, что «мы вчера видели твоего папу по телевизору».
– А много в классе было верующих ребят?
– Все были крещёные, но так, чтобы были верующими, ходили в храм, – единицы.
Вера всегда деятельна
– Почему так мало учеников верят в Бога?
Отец Валерий: – Я бы здесь не говорил категориями веры. Правильнее поставить вопрос: много ли было воцерковлённых? Замерить веру, даже если человек говорит, что «я не верю», может только Бог. А по сути дела, мы вообще без веры не живём и в бытовом плане. Вот заходим мы в автобус – мы ведь верим, что доедем в пункт назначения, водитель трезв и довезёт нас безопасно. Поэтому степень веры и саму природу веры охарактеризовать каким-то определением очень трудно.
Вера – это путь к Богу. Может быть, это самое короткое и ёмкое определение. А вот воцерковление – это уже другой процесс, когда человек отвечает на веру делами. Выражение «я верю в душе», «главное, чтобы Бог был в душе» – не имеющее под собой сути. Я могу за двадцать секунд развенчать эту установку. Вера – она деятельна, как деятельна и любовь. Вера – это любовь к Богу. Это понимание и осознание человеком необходимости связи с Ним как с любимым, как с личностью.
Что такое заповеди? Нам кажется, что есть какие-то ограничения, лишь бы нарушить свободу человека. Дети часто не воспринимают, когда родители говорят: «Не лезь гвоздиком в розетку», «Не бери острый нож». А ребёнок отвечает: «Мне и это нельзя, и это нельзя! И как так дальше можно с этим жить!» А ведь это советы любящих родителей. Так же и Бог – любящий Отец, Который нам советует (заповедует), как необходимо жить, чтобы спастись и не умереть. Заповеди Божии – тот фундамент, на котором ты останешься человеком и будешь дальше жить и развиваться духовно. Ведь и в жизни обычной так же: хорошо, когда мудрый человек, опытный человек тебе посоветует сделать правильный выбор.
Воцерковление – это осознание человеком необходимости жить так, чтобы не обидеть любимого и любящего тебя Отца. Когда человек входит в веру как в доверие к Богу, начинает жить по заповедям, начинает прислушиваться к Богу, читая Священное Писание, к Его слову, начинает молиться. Воцерковление – это не какая-то довеска к вере, это выражение нашей любви к Богу, когда мы – в церковных таинствах, молимся.
В храме человек испытывает особое чувство, об этом говорят даже неверующие люди. Путь к воцерковлению – это путь веры, когда человек приходит к необходимости деятельного христианства, деятельной любви к Богу в ответ на Его любовь. Поэтому наше воцерковление – это и посещение храма, и исполнение религиозных обрядов, и жизнь по заповедям. Воцерковление – программа, по которой нам нужно жить.
Например, мы идём в лес и берём карту, видим: вот речушка, вот овраг. Вот и Господь нам составил такую же карту безопасности для нашей жизни. Поэтому воцерковление – это когда ты уже вооружён. У тебя есть карта, рюкзак, есть компас, то есть всё самое главное для важного путешествия. Так же и с воцерковлением, потому что оно – степень нашего взросления. У каждого это взросление в вере наступает в разном возрасте. И встреча с Богом, как сказала матушка, это личностное осознание веры. Не только комплекс каких-то ритуалов и бытовой обрядности, но кто-то через сердце, кто-то через разум к этому приходит. Пути разные, это уже одному Богу известно, почему так. Поэтому у кого-то это может быть в двенадцать лет, а у кого-то – в шестьдесят.
Путь и призвание
– Маша, София, вы получаете сейчас светское образование? Было ли у вас в семье обсуждение, не пойти ли девочкам учиться по родительским стопам?
Матушка Надежда: – Это их личный выбор. С детьми мы обсуждаем всё. Учитываем их мнение. Было время, когда я очень просила своих дочерей, чтобы они пели в хоре. Они это отрицали. Потом София дозрела, сейчас она просто живёт хором, она музыкант, она всё это любит. Что касается их дальнейшего направления, мы им только помогаем. Маша в этом году окончила одиннадцатый класс, София окончила музыкальное училище по классу скрипки. Теперь они готовятся дальше учиться, у них есть свои цели, куда они хотят идти дальше, теперь идёт подготовка.
Если они захотят в конечном итоге пойти в духовную семинарию, это будет их выбор. У нас спрашивают про нашего сына, почему он учится в юридическом институте, а не в семинарии. Он взрослый, ему двадцать один год, как мы можем его заставить? Он говорит, что он лучше будет хорошим верующим человеком, а священник – это призвание, это ни в коем случае не работа. Это огромный труд, и ты должен понимать, на что ты идёшь.
Так же, как и жена священника: девочка, которая идёт в духовную семинарию, должна понимать, что у неё есть какой-то процент возможности выйти замуж за священника. А это огромный труд – быть за спиной священника, быть его поддержкой. Где-то быть тенью, где-то быть яркой, быть мудрой.
– Тяжело жить в семье, где наверняка повышенные нравственные повседневные требования? Какие православные необычные традиции есть у вас в семье?
София: – Мы изначально в этом воспитывались. У нас всегда был пример родителей, для нас это норма. Ничего сверхъестественного в этом нет. Когда мы жили в Пржевальском, на южном берегу озера Сапшо есть источник Серафима Саровского с купальней, и мы там купались. Два раза в неделю, независимо от того, зима это или лето, купались в этом источнике. Вот такая традиция у нас была.
«Хочу быть матушкой»
– Когда девушки поступают в семинарию, они должны держать в голове, что когда-нибудь они станут матушками. Говорят, что существуют своеобразные ярмарки женихов. То есть когда выпускаются молодые люди из духовной семинарии, будущие священнослужители, туда съезжаются дамы, которые хотят выйти замуж именно за батюшек. Правда ли это?
София: – Есть такое понятие: девушек, которые хотят выйти замуж за священнослужителей, называют «ХБМ», то есть «Хочу быть матушкой».
Отец Валерий: – Как и в любой другой сфере жизни. Мы же встречаем семьи врачей, семьи юристов. Так и здесь: когда две школы рядом – семинария и регентское отделение, иконописное, где учатся девочки, – в большинстве своём они же сосуществуют вместе на занятиях и во время службы, поэтому многие не ставят для себя целью найти будущую супругу или мужа, это я подчёркиваю – в большинстве, но возникают и нормальные человеческие общения, когда один и другой понимают, что это может быть моя вторая половинка и таким образом возникают или не возникают семейные пары.
Семья или путь монашества?
– А с мужской стороны, если священнослужитель не выбирает монашеский путь, есть ли у него какое-то время «Ч», когда нужно обязательно жениться? Выпускников семинарий, я так понимаю, никто не подгоняет – «вам лучше, батюшка, ехать на приход женатым»...
Отец Валерий: – Никто не подгоняет и не настаивает, чтобы в двухнедельный срок жениться. Выпускника семинарии, который не определился, стараются при епархии определить на какие-то послушания, которые он может выполнять. И его нахождение в качестве какого-то сотрудника будет до тех пор, пока он не найдёт себе будущую супругу. Когда молодой человек женится и станет священнослужителем, потом только направят на приход служить. Тогда и начнётся полноценная жизнь того, кто стремился быть священником.
– Правильно я понимаю, что определённость должна наступить: или ты монашествуешь, или ты находишь себе матушку?
Отец Валерий: – Если ты решил, что будешь священником, ты должен определиться, будешь ты женатым либо монахом. Есть такие случаи, когда семинарист, окончив семинарию, не женился и не давал никаких надежд, что в будущем он будет монахом. Но в процессе взросления, созревания, в сознательном возрасте ему приходят мысли, что именно в таком качестве он будет больше полезен и Богу, и людям, – тогда он принимает монашество.
Материал подготовлен при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»
Беседовали: Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ
Подготовка текста: Игорь КРАСНОВСКИЙ
Фото: пресс-служба Смоленской епархии, из личного архивы семьи Рябоконь