Пешеходы на колёсах
Безопасность

Пешеходы на колёсах

11 ноября 2021 года в 15:00

В настоящее время всё большую популярность приобретают электрические средства индивидуальной мобильности: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные. Упрощая жизнь своим пользователям, они одновременно усложняют её другим участникам дорожного движения. Поскольку правила дорожного движения (ПДД) для таких средств передвижения не урегулированы, они используются как на тротуарах, создавая препятствия пешеходам, так и на дорогах, мешая движению автомобилей и повышая риск возникновения ДТП.

Любители электросамокатов, моноколёс, гироскутеров захватили тротуары. Пункты проката работают в полную мощь, но в ПДД до сих пор не прописана ответственность пользователей альтернативного транспорта. Дискуссии о том, как сделать безопасными новые средства передвижения, закрепив в ПДД особенности их использования, ведутся уже на протяжении нескольких лет. Эту тему мы обсудим с представителем юридического партнёрства «Битюков – Бондаренко» Светланой Бондаренко.

Пока – требования как к пешеходам

– Если ответственность велосипедистов чётко регулируется ПДД, то в случае с электросамокатами, моноколёсами и т. д. в правовом поле по-прежнему пробел. Так ли это?

– Да, в текущей редакции Правил дорожного движения пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге и без таковой (электросамокаты и моноколёса, сигвеи, гироскутеры и т. п.) не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Поскольку сейчас к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, то пока де-юре к ним относятся и лица, применяющие индивидуальные колёсные средства передвижения, в том числе на электрической тяге. Следовательно, и требования к последним предъявляются как к пешеходам. Напомню, что пешеходом, согласно правилам дорожного движения, является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. Камнем преткновения в решении проблемы регулирования передвижения средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, гироскутеры и прочее, является вопрос о том, относятся они к транспортным средствам или нет. Если мы обращаемся к правилам дорожного движения, которые дают законодательное определение термина «транспортное средство», то из буквального толкования следует, что средство индивидуальной мобильности не попадает под него. Напомню, что транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Если мы возьмём инструкцию от электросамоката, то там будет написано, что он предназначен для катания в парке. А человек едет по дороге. Вроде бы по правилам дорожного движения это не транспортное средство. Хотя если учесть, что тротуар является частью дороги, то у средств индивидуальной мобильности имеется признак, необходимый для отнесения их к транспортным средствам.

– Значит, попытка представить, что средства индивидуальной мобильности не являются транспортными средствами, приводит к тому, что они и не будут считаться объектами повышенной опасности? То есть если человек пострадал от наезда лица, который управлял средством повышенной опасности, он имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был водитель виноват или нет? Кроме того, неотнесение их к транспортным средствам позволяет пользователям такими средствами безнаказанно оставлять место наезда без оказания помощи пострадавшему. Или ездить пьяными, так как наказывать пешехода за вождение в нетрезвом виде не будет оснований, ведь он не управляет средством повышенной опасности. Так я понимаю?

– Да, вы всё верно понимаете. Такая же градация уменьшает штрафы и компенсации за причинение вреда здоровью и жизни пострадавшего пешехода в несколько раз по сравнению с санкциями, предусмотренными для водителей транспортных средств. Также отсутствие определения средств индивидуальной мобильности как транспортных средств исключает из статистики дорожно-транспортных происшествий часть данных по погибшим и пострадавшим из-за столкновения со средством индивидуальной мобильности пешеходов, так как такое столкновение не будет считаться дорожно-транспортным происшествием. В связи с этим, как считают многие эксперты, в рамках урегулирования рассматриваемых отношений в первую очередь необходимо или скорректировать определение термина «транспортное средство» – например, считать таковым не только устройство, но и приспособление и их совокупность, – или вывести средство индивидуальной мобильности в отдельную категорию средств передвижения. В качестве альтернативных наименований предлагались такие, как «компактный транспорт» или «индивидуальные средства передвижения». Все эксперты сходятся во мнении, что порядок передвижения средств индивидуальной мобильности требует скорейшего законодательного закрепления, поскольку правовая неопределённость в этом вопросе порождает ряд негативных последствий, начиная от невозможности ограничения скорости таких средств по тротуарам для предупреждения возможного травмирования пешеходов и лиц, управляющих этими же средствами индивидуальной мобильности, и заканчивая невозможностью предотвращения использования таких средств для езды в нетрезвом состоянии. Так как человека на альтернативном транспорте официально относят к пешеходам, а при этом электросамокат может развивать скорость и 20 км в час, и 40 км в час, и даже 75 км в час, то в толпе людей это средство превращается в довольно опасный предмет и является источником повышенной опасности. Только за прошлый год, как говорит статистика, число происшествий с участием пользователей электросамокатов выросло в два с половиной раза. Много случаев, когда человек на электросамокате сбивает пешехода и мчится дальше, а наезд самокатчика на пешехода сейчас квалифицируется как столкновение двух пешеходов.

Привилегированное сословие?

– Получается, что сегодня люди на альтернативном транспорте относятся к привилегированному сословию участников движения, когда возможностей много, а ответственности мало?

– Получается, что так. Пока что им можно не уступать дорогу пешеходам, не регулировать скорость, а выезжать на проезжую часть на таком транспорте нельзя. Нужно понимать, что это не велосипед, который может ездить в определённых случаях по проезжей части. А за нарушение правил дорожного движения пешеход может быть привлечён к административной ответственности в виде предупреждения, либо штрафа, уголовной ответственности. Предусмотрено даже ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы и гражданская ответственность в виде возмещения вреда. Административная ответственность для пешеходов у нас определяется статьями 12.29, 12.30 Кодекса об административных правонарушениях, и штрафы варьируются от 500 до 1 500 рублей. Пешеход может быть привлечён к уголовной ответственности, если нарушение им правил дорожного движения имеет характер преступления: есть статья 268 в Уголовном кодексе Российской Федерации, которая предусматривает нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекло смерть человека либо повлекло смерть двух и более лиц. Соответственно, ответственность в случае квалификации нарушения в качестве преступления будет либо в виде ограничения свободы на срок до трёх лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырёх месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. А в случае причинения смерти – лишение свободы может быть на срок до четырёх лет либо на срок до семи лет в случае смерти двух и более лиц. При этом пешеход, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, нарушив правила дорожного движения, может быть освобождён судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если он возместил ущерб или иным образом загладил вред причинённым преступлением. Гражданская ответственность за причинение вреда выражается в обязанности возместить вред, причинённый в результате нарушения правил дорожного движения пешеходом, наступает по общим правилам гражданского законодательства. Пешеходы несут гражданскую ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью и морального вреда на общих основаниях, в том числе и перед владельцами источников повышенной опасности – автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.

Проекты поправок в ПДД

– Электротранспорта становится всё больше, а судя по тому, с какой скоростью сейчас перемещаются пешеходы на колёсах, изменения в законодательстве нужны были ещё вчера. Разработан ли какой-то проект поправок в ПДД и какова вообще позиция Минтранса в России?

– О том, чтобы выделить в самостоятельную категорию пользователей средств индивидуальной мобильности, задумывались ещё около двух лет назад. В Минтрансе и ГИБДД совместно с депутатами разрабатывали проект поправок в Правила дорожного движения. Законодатель неоднократно предпринимал попытку регламентировать новые виды средств для передвижения. Так, в числе последних инициатив на эту тему можно отметить проект правительственного постановления, подготовленного Минтрансом России в конце октября 2019 года. В нём предлагалось ввести понятие средства индивидуальной мобильности, рассматриваемого как устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека. Документ вызвал большой интерес, породил много споров и критических суждений, в нём присутствует достаточное количество недоработок, что не решает проблемы безопасности на дорогах. В редакции изменений в ПДД, которая не принята, самокат может находиться на проезжей части, если скорость потока не более 60 км в час и отсутствуют при этом тротуар и велодорожки. Также предполагалось, что с новыми правами должны появиться и новые обязанности. Гонять, как раньше, уже не получится. Проект поправок пока забуксовал, но есть мнение, что несложно решить этот вопрос, поскольку технические средства индивидуальной мобильности хотя сильно и отличаются от велосипедов, но, по сути, они схожи. Поэтому, возможно, и не нужно изобретать велосипед, а есть смысл приравнять их к правилам дорожного движения велосипедов, потому что уже есть велосипедные дорожки, есть вело-пешеходные дорожки.

– Светлана, основные сложности – именно в квалификации такого транспорта. С учётом его бурного развития необходимо, наверное, разработать какие-то универсальные формулировки. Работа над правилами продолжается?

– Да, Ространс считает необходимым оперативно установить требования к средствам индивидуальной мобильности и лицам, ими управляющим, а также определить правила игры для лиц, использующих средства индивидуальной мобильности. При этом в основу прорабатываемых в министерстве поправок по Правилам дорожного движения был положен опыт, выработанный в 2014 году по регулированию движения велотранспорта. Поправками планируется по аналогии с велосипедистами разбить пользователей средств индивидуальной мобильности на три категории: младше семи лет, от семи до четырнадцати лет и старше четырнадцати лет. Предполагается, что дети до семи лет смогут использовать средства индивидуальной мобильности на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, вело-пешеходных дорожках на стороне для движения пешеходов. Но если средство индивидуальной мобильности имеет двигатель, то движение лиц до семи лет будет возможным только в сопровождении взрослых. Лицам второй возрастной группы планируется разрешить движение на средствах индивидуальной мобильности по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным зонам, вело-пешеходным и велосипедным дорожкам. Лицам старше четырнадцати лет – движение по пешеходным зонам, велосипедным и вело-пешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон и полосе для велосипедистов, при отсутствии указанных инфраструктур – по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также по обочине. Если средство индивидуальной мобильности оборудовано двигателем и не использует гироскопическую стабилизацию, то допускается движение по правому краю проезжей части дорог, на которых разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км в час при движении велосипеда. При этом движение моноколёс по краю проезжей части планируется запретить. Многие руководители гипермаркетов и производители электротранспорта считают, что такое ограничение для моноколёс будет критическим, подчёркивая, что на моноколесе человек защищён так же, как и пешеход. Концепция разрабатываемых Минтрансом России изменений Правил дорожного движения предусматривает и решение конфликта «пешеход – лицо, использующее средства индивидуальной мобильности», устанавливая приоритет пешехода перед лицом, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности при совмещённом движении. Отнесение детей до семи лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности без двигателя, к пешеходу, ограничение максимальной скорости средств индивидуальной мобильности 25 км в час, а во всех случаях совмещённого движения с пешеходами – 20 км в час. Контроль скорости планируется организовывать посредством плановых рейдов со стороны сотрудников Госавтоинспекции, введения нового дорожного знака «Движение лиц индивидуальной мобильности запрещено», табличек «Лица на средствах индивидуальной мобильности» и «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности». Минпромторг России так же, как и Минтранс, озадачен решением проблем со средствами индивидуальной мобильности. Его представители считают, что в первоочередном порядке необходимо классифицировать средства индивидуальной мобильности, чтобы не допустить чрезмерного ужесточения требований. Затем предстоит поработать над внесением изменений в действующие технические регламенты или подготовкой отдельного технического регламента. Здесь имеют значение требования к двигателю или к конструкции средств индивидуальной мобильности. Таким образом, почва для решения проблем передвижения средств индивидуальной мобильности уже удобрена прогрессивными идеями и предложениями в части необходимых изменений в Правила дорожного движения. Надеюсь, что скоро из этой почвы появится какой-то устойчивый росток адекватных законодательных поправок, который впоследствии будет способен удержать в равновесии интересы всех участников дорожного движения.

Что делать при аварии?

– Есть немало сообщений наших читателей о происшествиях на улицах Смоленска, связанных с электросамокатчиками…

– Да, люди, управляющие самокатами и электросамокатами, зачастую чувствуют своё превосходство над пешеходами, поэтому пытаются подрезать, обгонять, но не справляются с управлением. На первый взгляд, кажется, что самокат безопасен для водителя и для других участников дорожного движения, но на самом деле это не всегда так. Современные электросамокаты могут развивать скорость до 75 км в час. Для сравнения: такую же скорость развивают мопеды и скутеры, но на них никто не ездит по тротуарам или паркам. Это значит, что при скорости 40 км в час даже опытный водитель с большим стажем может не справиться с управлением и попасть в аварийную ситуацию. Если транспорт достигает скорости 60 км в час и врезается в пешехода, то травма для пострадавшего равняется падению с шестого этажа, аварию на скорости 40 км в час можно сравнить с падением со второго этажа, при этом не стоит забывать, что в автомобиле водитель находится в закрытом пространстве, его страхуют ремень, подушка безопасности, у самоката же этого нет. Ребёнок может вылететь на проезжую часть или врезаться во что-то. За этим последуют самые различные травмы – от ушибов до летального исхода. Хотелось, чтобы разрабатываемые нашими законодательными органами акты балансировали интересы всех участников дорожного движения – и пешеходов, и велосипедистов, и пользователей средств индивидуальной мобильности.

– А арендовать электросамокат по закону могут только совершеннолетние?

– Да, но на деле это далеко не так. Условия многих арендных компаний подразумевают лишь регистрацию в приложении и считывание QR-кода. Многие подростки обходят эти правила, указывая данные своих совершеннолетних друзей или родственников, при этом арендодатели не только не следят за соблюдением условий аренды, но и не заботятся о безопасности своих арендаторов. Сегодня увидеть человека на электросамокате в шлеме и другой защите – большая редкость.

– Что же делать, если авария всё же случилась?

– Если человека сбил электросамокат или вы случайно наехали на кого-то на самокате, необходимо остановиться, зафиксировать происшествие на фото или видео, в случае наличия свидетелей записать их данные, для того чтобы впоследствии можно было вызвать их в суд или в полицию. После этого обратиться в полицию – там составят протокол, в котором укажут лиц, участвующих в деле, опишут происшествие и зафиксируют нескрытые травмы, а также подготовят постановление, в котором укажут признаки правонарушения. В результате примут решение, к какой ответственности будет привлечено лицо, наехавшее на пешехода.

ПДД для самокатов


Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что МВД и Минтранс разработали Правила дорожного движения для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности на электрической тяге.

Их максимальную скорость предлагается ограничить 25 километрами в час.

Масса средств индивидуальной мобильности должна составлять не более 35 кг.

Дети младше семи лет могут передвигаться на таких транспортных средствах только в сопровождении взрослых.

Предлагается разрешить гражданам старше четырнадцати лет ездить на средствах индивидуальной мобильности по обочине дороги или правому краю проезжей части, но только если нет тротуаров и пешеходных дорожек, а на дороге действует ограничение скорости до 60 километров в час.

Запрещается обгон или объезд транспортных средств с левой стороны.

Водители средств индивидуальной мобильности должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.

Людмила МАЛИКОВА, Игорь КРАСНОВСКИЙ

Фото: pixabay.com

В Смоленске спасатели успешно ликвидировали условный пожар
В Велиже нашли реактивный снаряд и минометную мину