На дороге все равны перед законом
В рамках проекта «Безопасная среда», материалы которого выходят в эфир радиоканала «Смоленская весна», продолжается серия встреч с представителями Госавтоинспекции. В беседах с сотрудниками ГИБДД речь идёт о различных аспектах обеспечения безопасности дорожного движения в Смоленской области. Как обстоят дела с дисциплиной и соблюдением законности у самих стражей правопорядка в подразделениях ГИБДД, рассказал начальник контрольно-профилактического отделения Управления ГИБДД Управления МВД России по Смоленской области майор полиции Сергей Кабалин.
Со своих спрос ещё строже
– Сергей Владимирович, о числах какого порядка идёт речь, когда мы говорим о нарушениях дисциплины и законности со стороны сотрудников Госавтоинспекции в нашем регионе?
– Для понимания ситуации проинформирую, что за двенадцать месяцев прошлого года количество дисциплинарных проступков, допущенных сотрудниками Госавтоинспекции Управления МВД России по Смоленской области, к сожалению, по сравнению с 2019 годом выросло на 42 случая и составило 344 факта.
– Какого рода эти проступки?
– Основными причинами совершения дисциплинарных проступков являются недобросовестное исполнение приказов МВД РФ, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции, а также несвоевременное и ненадлежащее исполнение распоряжений руководства.
Также мы на общих основаниях пресекаем нарушения правил дорожного движения самими сотрудниками ГИБДД. Все эти нарушения входят в статистику, по каждому случаю нарушения ПДД проводится проверка, в ходе которой определяются основания отступления от правил. Если нарушение было, скажем так, вынужденным и связано с оперативной необходимостью, то сотрудник в законном порядке освобождается от привлечения к административной ответственности.
– Вы говорите о нарушениях во время несения службы или в любое время – в отпуске, на выходных?
– В любое время – как на службе, так и во время, свободное от исполнения служебных обязанностей.
– То есть когда кто-то говорит, что ГИБДД своих не штрафует и не наказывает, это всё пустые слова?
– Однозначно. По каждому конкретному случаю разбираемся и принимаем решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
– Инспектор ГИБДД находится на дежурстве, останавливает нарушителя. За рулём оказывается его коллега. Это никакой роли в принятии решения о наказании действительно не играет?
– Абсолютно никакой. К данному участнику дорожного движения на общих основаниях принимаются меры, обусловленные российским законодательством, если допущены нарушения ПДД.
Скажем, за прошлый год в Смоленской области шесть сотрудников органов внутренних дел допустили управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. После проведения соответствующих проверок все эти сотрудники были уволены со службы.
Сотрудники нашего контрольно-профилактического отделения за прошедший год провели 63 мероприятия по пресечению коррупционных преступлений и нарушений законности среди сотрудников Госавтоинспекции. Из них пять проверок осуществлено в регистрационно-экзаменационных подразделениях. Это направление нами также курируется.
– Для вас, конечно, не секрет, что это подразделение обыватели считают наиболее коррупционно опасным, думая, что сдать экзамены на получение водительского удостоверения без злоупотреблений невозможно. Верно ли это?
– Я с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Претенденту на получение прав необходимо иметь желание учиться, приложить к этому максимум усилий и самому не идти на какие-либо провокационные поступки. Каждый должен строго следовать букве закона и не участвовать в коррупционных схемах, осознавая, что самостоятельная сдача экзаменов, без протекции или снисхождения, – это прежде всего приобретение водительских навыков, от чего в первую очередь зависит безопасность дорожного движения.
Тем не менее работа с регистрационно-экзаменационными подразделениями остаётся одним из важных направлений нашей надзорно-профилактической работы.
Служба под постоянным контролем
– Сергей Владимирович, за какие конкретно дисциплинарные проступки сотрудники ГИБДД привлекаются к ответственности?
– Определённое количество нарушений служебной дисциплины связано с использованием сотрудниками видеорегистраторов. Например, отключение видеорегистратора во время несения службы, что категорически запрещено, или работа вне зоны видимости видеорегистратора. Также нарушением считается использование видеорегистратора с не соответствующими требованиям техническими характеристиками – к примеру, прибор не обеспечивает определённое качество съёмки в ночное время.
– Вы много лет работаете в Госавтоинспекции. Застали ли вы времена, когда у сотрудников не было личных видеорегистраторов? Насколько эти приборы действительно повлияли на улучшение дисциплины?
– Конечно, я помню разные периоды деятельности Госавтоинспекции и могу с уверенностью сказать, что, безусловно, применение видеорегистраторов – это шаг вперёд. Это дисциплинирует как сотрудников полиции, которые несут службу, так и всех участников дорожного движения.
Участники дорожного движения, когда приглашаются к патрульной машине либо уже во время нахождения в патрульном автомобиле, увидев работающие видеорегистраторы, понимают, что ведётся контроль и в их действиях коррупционной составляющей в принципе быть не должно. Как правило, сомнительных предложений сотрудникам Госавтоинспекции в такой ситуации не поступает.
В Управлении ГИБДД УМВД России по Смоленской области, как и по всей стране, определено неукоснительное использование сотрудниками приборов видеофиксации – от начала служебной смены до её окончания.
Заступил на смену – включил прибор, закончил смену – сдал на проверку. Есть соответствующий приказ, регламентирующий порядок работы с видеорегистраторами. В соответствии с ним за каждым подразделением закреплены ответственные лица, которые контролируют выдачу и приём флеш-карт и регистраторов после смены. Из каждого регистратора информация сбрасывается в хранилище данных, обязательно проверяется полнота загрузки и содержимое всех видеофайлов.
– Как сами сотрудники относятся к необходимости постоянно находиться под контролем видеонаблюдения?
– С пониманием. Сотрудники ГИБДД и без регистраторов обязаны вести себя достойно и уважительно, а видеофиксация ещё больше дисциплинирует.
Выезд на маршрут патрулирования без видеорегистратора или с неработающим регистратором категорически не допускается. Все административные процедуры, проводимые сотрудниками, должны проходить под запись регистратора. Водителям в случае остановки специально предлагается стать в зону действия регистратора для фиксации всех нюансов общения с сотрудниками Госавтоинспекции. В случае нарушения регламента персональную ответственность несёт не только сотрудник, но и его непосредственный руководитель.
Есть строгий служебный регламент по действиям полицейских в части использования видеорегистрации, никакой самодеятельности быть не может. Сотрудники обязаны озвучить в видеорегистратор определённые данные и проговорить каждую административную процедуру. Самовольно сотрудник не может отключить видеофиксацию ни на одну минуту.
Записи регистраторов используются, например, при рассмотрении обращений граждан. Порой люди просят перепроверить какие-либо факты и действия. Записи служат доказательствами при принятии тех или иных решений. По всем фактам грубых нарушений, допущенных сотрудниками ГИБДД, проводятся служебные проверки, по результатам которых даётся принципиальная оценка не только сотрудникам, допустившим проступок, но и их руководителям.
– Отслеживаются ли публикации в социальных сетях, касающиеся претензий к работе сотрудников Госавтоинспекции?
– Разумеется. Такой мониторинг проводится ежедневно. Отслеживаются не только соцсети, но и всё информационное пространство на предмет появления публикаций негативного характера, касающихся деятельности сотрудников подразделений Госавтоинспекции.
Профессионализм, уверенность и беспристрастность
– Предположим, сотрудник ГИБДД останавливает нарушителя, который ведёт себя вызывающе, бравирует своим служебным положением, угрожает, обещает неприятности. Происходят сейчас подобные случаи?
– На дорогах случается много разных ситуаций, бывают и конфликты, и споры. В таких случаях на место выезжают руководители подразделений. Квалифицированно разбираемся, даём оценку каждому случаю. К сожалению, встречаются и случаи, подобные упомянутым вами. Но хочу особо подчеркнуть: если сотрудник полиции грамотный, честный, принципиальный, то он обязательно всё разъяснит, документально подтвердит, убедит участника дорожного движения в своей правоте. Безразличного отношения к участникам дорожного движения быть не должно. На посту и в жизни нужно оставаться уверенным, справедливым и беспристрастным.
– Сергей Владимирович, о профилактике дачи и попыток дачи взяток мы при нашей следующей встрече обязательно поговорим отдельно и подробно. А сегодня хотелось бы услышать краткую инструкцию: что делать, если полицейские вымогают взятку?
– Вопрос профилактики взяточничества очень серьёзный и требует, как вы сказали, отдельного освещения.
Что касается кратких практических советов, то прежде всего в подобной ситуации необходимо вести себя спокойно, сдержанно, без заискиваний, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяточником как провокационные – как готовность дать взятку.
Нужно внимательно выслушать и постараться дословно запомнить предложение, условия, названную сумму, предложенные способы передачи взятки. Можно постараться перенести вопрос о месте и времени передачи взятки до следующей беседы. Рекомендуется не брать инициативу в разговоре на себя, а позволить потенциальному взяточнику выговориться, сообщить вам как можно больше информации. При наличии технических средств, диктофона например, постараться записать разговор.
– Куда следует обращаться в таких случаях?
– В подобных ситуациях заявления принимаются правоохранительными органами круглосуточно, независимо от времени и места преступления. Можно обратиться в дежурную часть полиции, прокуратуру, ФСБ. Все заявления в обязательном порядке регистрируются, о них доложат вышестоящему руководству для осуществления установленных законом процессуальных действий.
Фото: Елена ЖИРНОВА
Юрий Семченков