Будьте бдительны! Только это сможет уберечь вас от мошенников
Практически ежедневно мошенникам удаётся обманывать граждан и похищать их сбережения, несмотря на то что порой преступник и жертва находятся друг от друга в тысяче километров. О том, каковы успехи в расследовании уголовных дел, связанных с дистанционными хищениями, рассказывает начальник отдела следственного управления УМВД России по Смоленской области подполковник юстиции Лариса Симонова.
– Лариса Владимировна, как часто смоленским следователям приходится расследовать преступления, совершённые дистанционным путём?
– Судите сами: в январе – апреле 2020 года следователями УМВД России по Смоленской области возбуждено 533 уголовных дела о кражах и 373 уголовных дела о мошенничествах, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Следует отметить, что данный показатель значительно превышает аналогичный период 2019 года.
– Понятно, что, когда жертва и преступник находятся далеко друг от друга и не видели друг друга в глаза, раскрыть такое преступление очень трудно. Не могли бы вы привести примеры, когда мошенников всё же удаётся привлечь к ответственности?
– Несмотря на объективные трудности, связанные с раскрытием IТ-преступлений, в деятельности следственных подразделений региона имеются примеры успешного расследования уголовных дел по данной категории преступлений.
Так, в конце апреля 2020 года следственным отделом ОМВД России по городу Десногорску направлено в суд с утверждённым обвинительным заключением уголовное дело по обвинению 38-летнего жителя Новосибирской области в совершении шести преступлений рассматриваемой категории: трёх мошенничеств и трёх покушений на мошенничество.
В ходе расследования установлено, что обвиняемый в ноябре 2019 года приобрёл сим-карты и банковскую карту, оформленные на других лиц. Путём случайного набора он звонил абонентам стационарных телефонов Десногорска, представлялся родственником и под различными предлогами просил перевести денежные средства на указанный им счёт. Полученные денежные средства он в дальнейшем обналичивал в банкоматах города Бердска Новосибирской области.
С целью оперативного раскрытия преступления был организован выезд следственно-оперативной группы в служебную командировку в Новосибирскую область, в ходе которой удалось произвести задержание лица и изъять предметы, имеющие важное доказательственное значение.
Могу привести ещё один пример. В апреле следственным управлением УМВД России по городу Смоленску направлено в суд уголовное дело по обвинению 28-летнего жителя Самарской области в совершении четырёх мошенничеств.
В ходе расследования установлено, что в октябре – ноябре 2019 года обвиняемый, находясь в Тольятти, используя средства мобильной связи и сим-карты, зарегистрированные на других лиц, осуществлял звонки на стационарные абонентские номера организаций, осуществляющих транспортные пассажирские перевозки граждан на территории Смоленска, Челябинска, Петрозаводска. Он заказывал такси, при этом просил переключить связь на водителя. В дальнейшем в ходе разговора с водителем такси обвиняемый сообщал недостоверную информацию о том, что находится в отеле, и просил за вознаграждение приобрести для него продукты, сигареты, алкогольные напитки. В ходе разговора он также обращался с просьбой перевести через терминал деньги на счета абонентских номеров, находящихся в его пользовании. Сделав заказ и получив согласие водителя помочь, он прерывал связь, а денежными средствами, поступившими на его счета, распоряжался по своему усмотрению.
– Что бы вы посоветовали гражданам, чтобы не попадать в такие ситуации?
– Ну, конечно же, в первую очередь необходимо соблюдать правила безопасности, чтобы не стать жертвой преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Важно помнить, что довольно часто преступники выдают себя за сотрудников банка. Под предлогом сбоя в базе данных, оформления кредита или снятия денег с карты злоумышленники просят сообщить им реквизиты карты, код безопасности и одноразовый пароль. После получения необходимых сведений им не составляет труда похитить денежные средства граждан.
В других случаях – например, при покупке товара через интернет-сайт – потерпевшие сами перечисляют деньги, не убедившись в благонадёжности продавца.
Также продолжают иметь место мошенничества, когда преступник представляется родственником (сыном, внуком), сообщает, что попал в беду, просит перечислить денежные средства, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности.
И ещё немаловажно. При смене сим-карты необходимо отключить ранее подключённую услугу «Мобильный банк», так как ею могут воспользоваться преступники.
– Каким образом?
– На сим-карту, которая попадёт к новому владельцу, будут поступать оповещения о банковских операциях прежнего владельца. Так, по уголовному делу, направленному в суд отделом № 1 следственного управления УМВД России по городу Смоленску, обвиняемый приобрёл сим-карту, к которой предыдущим владельцем была подключена услуга «Мобильный банк». Воспользовавшись этим, обвиняемый дважды переводил поступающие деньги со счёта прежнего владельца сим-карты на свой счёт.
И ещё хотелось бы отметить. Во всех приведённых примерах потерпевшие сами производили действия – сообщали данные, перечисляли
деньги, – за которыми следовало хищение их личных сбережений. В дальнейшем при допросе в качестве потерпевших они поясняли, что из средств массовой информации, от сотрудников полиции, от знакомых им было известно о том, что имеют место подобные преступления, однако они думали, что с ними подобного не случится. Поэтому гражданам необходимо всегда проявлять бдительность, чтобы не стать жертвой IТ-преступления.
Фото: pixabay.com
Наталья Ивако