В Смоленске аферисты воруют под предлогом «противодействия мошенничеству»
В новогодние праздники люди обычно начинают активнее использовать банковские карты: переводить деньги друг другу – на подарки, заказывать вещи в интернет-магазинах, оплачивать заказанные банкеты, просто отдают старые долги. По данным опроса ВЦИОМ, год назад средняя сумма расходов на празднование Нового года составила 14 195 рублей.
Сюда вошли траты на подарки близким и друзьям, на новогодний стол, на турпоездки, ёлки, рестораны и прочее. Те или иные траты совершили 98% опрошенных. И количество желающих поживиться за счёт невнимательности других в предпраздничные и праздничные дни становится больше.
Сейчас аферисты придумали новую схему обмана. Мошенники звонят владельцу карты и, ссылаясь на законодательство, сообщают, что "в рамках противодействия мошенничеству" банк приостановил операцию по карте, и предлагают якобы "подтвердить отмену операции". Для этого нужно назвать код, который придет в SMS-сообщении. Дальше – известный сценарий: если держатель карты соглашается и называет код, то деньги с карты списываются. Ещё один вариант – мошенники могут сказать, что заблокировали карту. Чтобы её разблокировать опять же просят сообщить код из SMS-сообщения.
«Если вы сомневаетесь, что звонят действительно из банка, то нужно завершить разговор и позвонить в банк по горячей линии. Номер обычно указывается на банковской карте или его можно найти на официальном сайте банка, – говорит управляющий Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Андрей ИГНАТЕНКОВ. – Настоящие банковские работники точно знают, кому и по какому поводу звонят. Запомните: банки никогда не просят назвать ПИН-код, CVC-/CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты), срок действия карты и коды из сообщений».
Другой способ проверить, действительно ли с картой что-то не так – через банкомат. Попробуйте запросить баланс, снять небольшую сумму. Если карточка не активна, вы не сможете совершить по ней никаких действий. Также проверить карту можно, обратившись в отделение банка, который выпустил эту карту.
Иногда мошенники предлагают отправить SMS с определенным кодом на якобы "банковский" номер. В результате с карты моментально списываются все деньги.
Люди часто таким звонкам верят. Этому способствует волна публикаций в СМИ в последнее время, где пишут о том, что банки начали блокировать операции на небольшие суммы (до 1000 рублей) и требовать "подтвердить происхождение денег". При этом и Банк России, и представители всех крупных банков много раз опровергали эту информацию, и объясняли, что банк никогда не спрашивает о происхождении таких сумм. А блокирует операции, только если они подозрительные – например, человек совершил покупку в России, а потом через пару часов – за границей.
При покупках через Интернет эксперты рекомендуют проверять наличие символа замка и аббревиатуры «https» в адресной строке на веб-сайтах розничной торговли. Лучше не использовать публичный Wi-Fi для осуществления транзакций. Нельзя в сети раскрывать уникальные данные своей карты и персональные данные. И не ленитесь и регулярно проверять остаток на своем счёте!
Финансовые организации объединяют усилия для борьбы с кибермошенниками. Банк России обязал банки в жесткие сроки сообщать о киберинцидентах. Создан и профессионально действует Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в финансовой сфере (FinCERT). К информационному обмену о таких угрозах присоединились уже более 95% организаций, которые представлены на отечественном финансовом рынке.
Игорь Красновский